В собрании Нестеровского музея - сотни произведений, классифицирующихся в искусствоведческой литературе как шедевры: это этапные произведения в творчестве того или другого художника или произведения, обладающие уникальной художественной ценностью, аналоги которым трудно найти в других музеях России. В небольшой по формату статье даже назвать их все не представляется возможным, поэтому мы остановимся только на некоторых из них.
В 1871 году выдающийся русский пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) завершил работу над пейзажем «Грачи прилетели» (ГТГ). Этот пейзаж стал вершиной его творчества и одновременно квинтэссенцией художественной концепции передвижников, заключавшейся в демократизации всех жанров. Саврасову в этом процессе принадлежало одно из первых мест: его главным устремлением стало воспевание всего русского, выраженного во внутреннем богатстве внешне простого, и значение «Грачей» в этом смысле трудно переоценить. Но, как свидетельствует критическая литература, предвестником «Грачей» стал небольшой, трогающий душу каждого русского человека «Пейзаж с избушкой» из собрания Башкирского художественного музея. Полуразвалившаяся избушка, босоногий мальчик, разморившаяся под солнцем собачка, курочки, щиплящие траву. Написанный в лучших традициях реалистического искусства, «Пейзаж с избушкой» - выдающийся памятник русской деревне, русскому крестьянству, обременённому тяготами нищей беспросветной жизни, и главное - один из первых таких памятников.
Полотно «После ливня» Ивана Петровича Стефановского (1850-1878) было написано им незадолго до смерти, вероятно, в середине 70-х годов. Если с именем Саврасова связано возникновение русского лирического пейзажа, то Стефановский принадлежал к художникам - левитановцам: его пейзажи - это пейзажи - настроения, построенные на сложнейших градациях чувств, но неотрывных от социальной проблематики передвижничества. Поэтому так велика в пейзаже роль жанрового, сюжетного мотива, в основном драматического (в картине «После ливня» - разбитая дорога, телеги с бедным скарбом и покойником, а на краю дороги - верстовой крест-голубец). Трагизм созданного Стефановским образа почти автобиографический: выпускник Петербургской Академии художеств, он прожил только 28 лет, был беден и умер от чахотки. Создал мало, поэтому в российских музеях его произведений практически нет. Тем ценнее крупноформатное полотно «После ливня» из собрания Башкирского художественного музея: оно - редкий образец творчества одного из самых трогательных русских художников второй половины XIX века, пример высокой образности и абсолютной живописной красоты.
Стефановский И. П. (1850-1878). Последняя линия. 1975?. Холст. Масло.
Как известно, высшие достижения русской реалистической живописи второй половины XIX века связаны с творчеством Ильи Ефимовича Репина (1844-1930) и Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Произведения обоих художников представлены в собрании Нестеровского музея. Нас же интересует репинский этюд «Голова ссыльного» (1884) к его картине «Не ждали» (1884-1888, ГТГ), поступивший в музей в 1913 году в составе дара М. В. Нестерова. Кажется, нет ни одного соотечественника, который не знал бы картину «Не ждали», меньше знают о том, что с конца 1870-х годов одной из главных тем жанровых полотен Репина становится тема жизни русского революционера - народника. Сюжетом «Не ждали» стал момент возвращения из ссылки домой одного из таких героев. Поэтому, помимо жанрового контекста (то есть самой ситуации), Репину было необходимо решить вопросы психологические - понимание и оправдание семьёй той жертвы, которую положил на алтарь Отечества их сын. Образ ссыльного, его драматургия, его психологическое состояние волновали художника в первую очередь, свидетельством чего стали многочисленные этюды его головы, где выражения лица, глаз играли особую роль. Из сохранившихся на сегодняшний день этюдов головы ссыльного известны только два: один хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, второй (и в это сначала трудно поверить, настолько это событийно!) является собственностью Нестеровского музея. Вероятно, «башкирский» вариант является самым ранним: об этом свидетельствует уверенность взгляда ссыльного, крепкая посадка его головы, свежесть лица. В окончательном варианте ссыльный больше похож на рембрандтовского блудного сына: худой, измученный, с большими впадинами вместо глаз. Но от этого ценность «башкирского» этюда только возрастает.
Видение отроку Варфоломею. 1989. Холст. Масло, уголь.
В 1889 году в Уфе Нестеров завершил одно из своих гениальных произведений - картину «Пустынник», задуманную ещё летом 1883 года в Сергиевом Посаде. В «Пустыннике» уже во весь голос зазвучала «нестеровская тема» - поэзия одиночества, «пустынножития», то есть жизни человека вдали от мирской суеты, в гармонии с природой во имя нравственного очищения души и обретения духовной стойкости и ясного смысла жизни. Эта тема возникла у Нестерова не случайно - у неё был трагический посыл: в 1886 году родами умерла горячо любимая им жена Маша, оставив новорожденную дочь Олю. Нестеров переживал эту трагедию тяжело, хотя понимал, что нужно жить, хотя бы ради дочери. Своё спасение он искал в новой теме и в новом герое, который, как ему представлялось, должен быть идеальным, почти божественным; не менее важная роль отводилась природе, которая ассоциировалась им с тишиной и покоем. Так появился «Пустынник», ставший для Нестерова началом чего-то очень важного - сердечного, отдохновенного. Через год был найден и герой - крупнейший церковный и общественный деятель Древней Руси, один из вдохновителей борьбы русского народа против татаро-монгольского ига, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380 года, основатель Троице-Сергиевой лавры, великий русский святой Сергий Радонежский. Сергия, как и Тихона Задонского, Нестеров любил с детства; оба святые были особо почитаемы в его семье. В Сергие он нашёл воплощение идеала чистой и подвижнической жизни, и именно с Сергием пришла к нему мысль о создании целого цикла, посвящённого его жизни и деяниям. Первым произведением Сергиевского цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею».
«Видение» Нестеров писал в Уфе: завершив в Абрамцеве верхнюю, пейзажную, часть, он вдруг соскучился но маминым пельменям и по всем уфимцам, свернул холст на скалку и уехал в Уфу. Он готовился к XVIII выставке передвижников, поэтому торопился и, несмотря на энфлюэнцию, продолжал активно работать. В один из дней у него закружилась голова, он оступился (стоял на небольшой скамеечке), упал и повредил холст. Продолжать работу было невозможно, требовался новый холст, который, в конце концов, был привезён. Именно на нём и была написана картина, экспонировавшаяся на XVIII выставке передвижников и тогда же, как в своё время «Пустынник», приобретённая П.П. Третьяковым для своей галереи. Первый же, незаконченный вариант «Видения» (1889) остался в Уфе и через 50 лет стал собственностью Башкирского художественного музея. В нём написана только верхняя, пейзажная, часть, всё остальное - рисунок углем, но именно это остальное и является для нас особенно ценным, поскольку позволяет понять, прочувствовать творческую «кухню» художника: мы видим, что Нестеров работает без подмалёвка, сразу по рисунку, с предельным вниманием к деталям и заботой о единстве целого.
Саврасов А. К. (1830-1896). Пейзаж с избушкой. 1866. Холст. Масло.
Эпизод, лёгший в сюжетную основу «Видения», описан учеником Сергия Епифанием в составленном им «Житии преподобного Сергия». Отроку Варфоломею (Сергию) не давалась грамота; однажды, когда отец послал его на поиски пропавших жеребят, ему явилось видение - святой старец, к которому мальчик обратился с просьбой «яко да бых умел грамоту», старец исполнил это желание. Но художника интересует не столько сам сюжет и чудесное событие, сколько отражение этого чуда в душевном строе мальчика. Хрупкая фигурка Варфоломея, застывшая в ожидании чуда, похожа на молодую тоненькую осинку, трепетность его состояния созвучна тишине, разлитой в природе. Впервые заявленная в «Пустыннике» и достигшая своего абсолютного выражения в «Видении» идея гармонического единения человека и природы, слияния их эмоциональных, духовных состояний станет для Нестерова отныне программной. Поэтому не случайно, что вслед за «Видением» в русской критической литературе появился специальный термин - «нестеровский лиризм».
«Нестеровский лиризм», так полно выразившийся и в пейзажном творчестве художника, в том числе в знаменитом этюде «Ранняя весна» (1905, БГХМ) к картине «Два лада» (Нижегородский художественный музей), - эмоциональный контекст и его «романа в картинах», посвящённого горестной женской доле. Одним из основных произведений этого цикла, написанного Нестеровым под впечатлением от романов П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», стала картина «Зимой в скиту» (1904) из собрания Башкирского музея. Красивая молодая женщина, тоненькие нестеровские берёзки и осинки, глубокие уральские снега и монументальная пластика шиханов создают глубоко трагический образ - образ одиночества и страстного желания любви и счастья.
Экспонирующийся на многочисленных зарубежных и международных выставках «Казак Мамай» (1915-1918) был написан Давидом Давидовичем Бурлюком в Башкирии. Казак Мамай - один из любимейших образов украинского народа: это собирательный образ казака-воина, степняка, поэта, ставший со временем космогоническим олицетворением всего народа Украины. К тому же Мамай - один из самых древних образов: впервые он появился в украинском народном кукольном театре (вертепе). Казак Мамай для украинцев - ещё и фигура самая символическая: в любых сражениях или бунтах он всегда «вставал» рядом с украинскими казаками. Поэтому по «канону» его издревле изображали с музыкальным инструментом и верным спутником - конём: конь стоит рядом, опустив голову, и бьёт копытом. Именно таков украинский мифологический Мамай на знаменитом полотне Бурлюка: декларативно яркий, пластически выразительный, как будто сошедший с ярмарочной вывески, он с удовольствием музицирует, забыв на время о своём другом - воинском - предназначении, а рядом с ним, как и положено, - конь. Бесспорно, обращение Бурлюка к этому древнему образу родного народа вдалеке от родины, в Башкирии, было навеяно его тоской по Украине. Но очевидно и то, что здесь не обошлось без восхищения Бурлюка экзотичным для него народным искусством башкир - паласами, шаршау, тастымалами. Если бы было иначе, он бы не ввёл их в свои невероятные по красоте «башкирские» натюрморты «Расцветшая сирень» и «Букет жёлтых цветов» (оба - 1918, БГХМ), причём сделал это Бурлюк первым. Только через несколько лет уникальные памятники традиционного ткачества и вышивки башкир станут смысловыми доминантами проникновенных акварелей Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева «Крыльцо башкирской избы» и «Девочка-башкирка в голубом» (обе - 1928, БГХМ). Так не это ли яркий пример взаимопроникновения культур и трогательного, интернационального отношения Бурлюка к культуре другого народа, ставшего для него не менее родным? Именно Бурлюк, обладавший к тому времени завидной для начинающих башкирских художников академической образованностью, первым обратился и к живописному воплощению этнического типа башкир («Портрет молодого башкира», 1917, БГХМ). Первым он стал и в живописном воплощении столь любимого им мотива цветения: первоочередную роль здесь сыграли гедонизм его мироощущения, его страстная влюблённость в жизнь («Цветущие яблони», «Терраса», обе - 1917, БГХМ). Мотив цветения, в особенности весеннего, станет в будущем одним из любимых мотивов многих башкирских художников, достаточно вспомнить знаменитые картины Александра Эрастовича Тюлькина «Гортензии» (1920) и «Цветущие окна» (1924) из собрании Нестеровского музея.
Маковский В. Е. (1846-1920). Девочка-сиротка. 1913. Холст. Масло.
«Бубнововалетская» молодость Бурлюка, выраженная в кубофутуристическом решении «Казака Мамая», проецируется на творчество его соратника по «Бубновому валету» Петра Петровича Кончаловского (1876-1956): имеется в виду хранящаяся в Башкирском музее живописная композиция «Натюрморт» (1916), больше известная как «Раки». Не говоря уже о том, что «Раки» - одно из лучших произведений в творческом наследии Кончаловского, для «Бубнового валета» это произведение ещё и концептуальное. Трудно представить историю «бубново-валетского» движения, как, впрочем, всего русского авангарда, без натюрмортов Кончаловского, как трудно её представить без натюрмортов И.И. Машкова, А.В. Куприна, Д.Д. Бурлюка: все эти произведения - своеобразные краеугольные камни эстетических противоречий «бубновых валетов» с другими известными художественными объединениями начала XX века. Напомним, что, в противовес стилизму «Мира искусства» и утончённому психологизму «Голубой розы», «бубнововалетцы» призывали к устойчивости зрительного образа, полнозвучию цвета и конструктивной ломке картинного построения. Утверждение предмета и предметности составило исходный принцип их искусства. В связи с этим именно живопись предмета - натюрморт - выдвигалась ими на первое место. В натюрморте «Раки» пастозно вылепленные, материально осязаемые, конструктивно крепкие, колористически яркие предметные и природные формы - гимн радости жизни. Существо этих эстетических противоречий становится наиболее очевидным при визуальном сравнении полнокровных «Раков» с рафинированностью образов в акварелях «Сентиментальная прогулка» (до 1899) и «Версаль» (1905) главного идеолога «мирискусничества» Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) и миражностью образа в известном полотне «голуборозовца» Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878-1968) «Утро в ставке» (1913).
Противоречия «бубновых валетов» с творческими убеждениями бывших «бубнововалетцев», создателей теории «лучизма» Михаила Фёдоровича Ларионова (1881-1964) и Натальи Сергеевны Гончаровой (1881-1962) демонстрируют картины «Лучистые линии» (1911) Ларионова и «Крестьяне, собирающие виноград» (1912) Гончаровой. Напомним, что теория «лучизма» была разработана Ларионовым ещё в 1912 году и впоследствии развёрнута им в статье «Лучистая живопись» (1913). Картина «Лучистые линии» знаменательны ещё и тем, что в ней Ларионов выступил предвестником абстракционизма. Интерес современных исследователей и зрителей к обоим произведениям настолько высок, что без них не обходится ни одна выставка авангарда в стране и за рубежом.
В 1917 году один из основателей русского импрессионизма Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) завершил работу над картиной «Крым. Гурзуф» - произведением выдающимся, а для русского импрессионизма - программным. Со второй половины 1900-х годов, во время и после поездки во Францию, Коровин, ученик А.К. Саврасова и В.Д. Поленова, продолжатель саврасовской традиции, вдруг вплотную смыкается с французским импрессионизмом, но он не копирует французов, а создаёт собственный, национальный вариант импрессионизма - русский, получивший в критической литературе название «коровинский». Написанная широким свободным мазком, построенная на богатом спектре тонов и оттенков, нарядная живопись «Крыма. Гурзуфа» отлична от французского импрессионизма в одном, но принципиальном для французов пункте - в присутствии чёрного цвета. В то же время ретроспектива «коровинского» импрессионизма отчётливо демонстрирует, что Коровин никогда и не стремился избавиться от чёрного цвета, - более того, уже в ранний период своего творчества его увлекала одна, на его взгляд, первоочередная живописная задача - написание серого и чёрного на белом. Его импрессионизм выражается в другом - в гедонистическом отношении к жизни: Коровина влечёт её праздничная, радостная сторона, и даже если «импрессионистический» человек в его произведениях отсутствует, его присутствие всегда ощутимо эмоционально. Выражаясь словами Бурлюка, живопись Коровина - это «пиршество для глаз», и ликующий «Крым. Гурзуф» - яркое тому подтверждение.
Автор всемирно известных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещённая солнцем» (1888, обе ГТГ) Валентин Александрович Серов (1865-1911) начиная с 1880-х годов работал над портретными образами писателей, артистов, композиторов, художников: в них его увлекала сама природа творческой личности. «Портрет Е.С. Карзинкиной» из собрания Башкирского художественного музея был написан им в период 1905-1906 годов, то есть тогда же, когда были созданы портреты Ф.И. Шаляпина и М.Н. Ермоловой (оба - 1905, ГТГ). Но «Портрет Е.С. Карзинкиной», несмотря на «ермоловскую» репрезентативность композиционного построения (портретируемая изображена в рост, с гордо посаженной головой и прямым взглядом красивых умных глаз), - произведение всё-таки камерное. Елизавета Сергеевна Карзинкина была балериной частной оперы С.И. Мамонтова, отличалась пленительной грациозностью и абсолютной женственностью (недаром Серов изображает её с маленькой собачкой на руках), поэтому здесь, скорее, уместны аналогии с портретами светских красавиц - З.Н. Юсуповой (1902, ГРМ), O.K. Орловой (1910), Г.Л. Гиршман (1911, оба - ГТГ). В то же время написанный углем и пастелью на холсте, демонстрирующий виртуозное мастерство Серова-рисовалыцика, «Портрет Е.С. Карзинкиной» занимает своё, совершенно особое место в творческом наследии художника. Им открывается линия графических портретов выдающихся русских балерин Т.П. Карсавиной (1909), А.П. Павловой(1910, оба ГТГ), И.Л. Рубинштейн (1910, ГРМ) и «канонизируются» стилистические особенности рисунка Серова 1900-х годов. Художник работает практически одной линией, предельно выразительной и часто недосказанной, пластика и объём тела и головы «читаются» по контуру, линия как основное средство изображения становится и основным средством образной характеристики. В «Портрете Е.С. Карзинкиной» как-то особенно убедительно звучит главный серовский тезис: прекрасное в жизни должно иметь такое же прекрасное в искусстве.
← МУЗЕИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ | Проблемы изобразительного искусства Башкортостана конца 90-х годов XX века → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.