К 50-летию Детской художественной школы № 1 им. А. Кузнецова
Одним из таких проектов стало Башкирское республиканское общество изобразительного искусства (БРОНИ), учреждённое в апреле 1989 года на специальной Учредительной конференции, проходившей в рамках II Республиканской конференции «Проблемы художественного образования в Башкирии». Инициатива учреждения БРОИИ, как и самой конференции, принадлежала А. А. Кузнецову, и именно он стал его первым председателем. Необходимость в организации Общества логически вытекала из результатов педагогических конференций тех трудных для школы лет, и в то же время в нём выразилось давнее стремление преподавателей детских художественных школ и школ искусств республики к профессиональной консолидации. Только консолидируясь, только совместными усилиями можно было решить насущные вопросы художественного образования и практической реализации тех мероприятий, которые способствовали бы этому решению и позволяли распространять позитивный педагогический опыт. Это понимали все педагоги. Главными среди таких мероприятий стали выставки-конкурсы детского художественного творчества, педагогические выставки и летние пленэры педагогов.
В настоящее время членами БРОИИ являются более 200 педагогов республики, которые периодически собираются на педагогические конференции и семинары, проходящие на базе школы. Одним из ярких примеров такой конференции, а точнее, её актуальности и действенности стал республиканский семинар преподавателей скульптуры, организованный в 2003 году совместными усилиями БРОИИ и совета директоров Республиканского учебно-методического центра по образованию Министерства культуры и национальной политики РБ. Поводом для его проведения стала тревожная ситуация с «детской» скульптурой, выявленная по результатам ряда конкурсов. Суть проблемы заключалась в практическом отсутствии скульптуры в педагогической практике детских художественных школ республики (имеются в виду специфические особенности скульптуры как материала и вида искусства). Как показали конкурсы, юные художники работают только с глиной и частично с деревом и гипсом. Другие традиционные для скульптуры материалы они не используют, на что есть существенная причина - их практическая недоступность. Но и в доступных материалах юные художники создают работы, тяготеющие скорее к малой пластике, чем к скульптуре: речь идёт об отсутствии работ, выполненных в характерном для скульптуры большом объёме, обладающем реальной тяжестью. Все эти проблемы и составили программу семинара. И именно благодаря семинару и последующему осмыслению возникшей ситуации самими педагогами-скульпторами уже через год, на 13-м Открытом республиканском конкурсе детского художественного творчества им. А. А. Кузнецова, были представлены работы учеников педагога Детской художественной школы № 1 Б. И. Замараева, отвечающие всем требованиям скульптурного произведения. Они были высоко оценены членами жюри и удостоены I места в номинации «Скульптура».
Оксана Ананьева. 14 лет. Оттепель. Бумага. Гуашь.
После кончины А. А. Кузнецова БР0НИ возглавил преподаватель первой школы Юрий Николаевич Григорьев. Благодаря его инициативе в 1991 году на базе школы в память об А. А. Кузнецове был учрежден конкурс детского художественного творчества, носящий имя художника. Сегодня, по прошествии своей почти 20-летней истории, конкурс им. А. А. Кузнецова превратился из конкурса городского в конкурс открытый республиканский, а ещё точнее - во всероссийский: об этом свидетельствует постоянно расширяющаяся география школ-участниц.
Лиля Ахметова. 13 лет. Возвращение. Бумага. Гуашь.
Конкурс укрепил творческие связи школы с Башкирским государственным художественным музеем им. М. В. Нестерова, Союзом художников РБ, Уфимской государственной академией искусств им. 3. Исмагилова, Уфимским училищем искусств, художественными школами Уфы и республики. До 1997 года церемония награждения победителей конкурса проходила в самой школе, с 1997-го и на протяжении 10 лет - в одном из залов Нестеровского музея, а с созданием в 2001 году в Орджоникидзевском районе, рядом со школой, выставочного зала «Ижад», принадлежащего музею, выставки победителей конкурса экспонируются в этом красивом светлом зале, предваряя процедуру награждения победителей. В разные годы членами жюри конкурса были сотрудники Нестеровского музея, известные башкирские художники, а также педагоги художественных вузов и детских художественных школ республики. По результатам каждого конкурса и на основе решения жюри наряду с юными художниками свою награду получает и один из педагогов: он удостаивается высокого титула «Лауреат конкурса им. А. А. Кузнецова» за вклад в художественное образование Башкортостана.
Елена Никанорова. 15 лет. Кавказ. Бумага. Акварель.
Но первая школа не была бы первой, если бы довольствовалась организацией только одного конкурса, пусть даже такого масштабного, как конкурс им. А. А. Кузнецова. Начиная с 1998 года ежегодно 1 апреля, в День смеха, в школе собираются юные художники-«кошатники». Они усаживаются за мольберты, и начинается знаменитая «Черниковская котовасия» - весёлый конкурс детского рисунка, основная тема которого - кошки. Идея и этого конкурса принадлежит Ю. Н. Григорьеву, а автором сценария «Котовасий» последних лет является заместитель директора школы по учебной работе Зайтуна Равильевна Шарипова - талантливый педагог, неординарно работающий с самыми маленькими детьми, большинство которых - лауреаты и дипломанты многих конкурсов, «Котовасии» и конкурса им. А. А. Кузнецова в том числе. «Черниковская котовасия» всецело завоевала сердца юных художников, и не только в Башкортостане: на конкурс присылают свои работы ребята из многих городов России. Так же, как конкурс им. А. А. Кузнецова, «Черниковская котовасия» имеет свое издание - каталог победителей с цветными воспроизведениями работ. Фантазией юных художников, их творческой самоотдачей можно только восхищаться. А открывается каждая «Котовасия» «кочашьим» маскарадом - ярким бурлесковым праздником, в котором участвуют все.
Александр Старченко. 14 лет. Тайна времени. Бумага ручного литья.
← Первая художественна. ВЫСТАВКИ. | Первая художественная. Борьба за самостоятельность. А. А. Кузнецов → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.