А. М. Графова. Беседа с учеником.К 50-летию Детской художественной школы № 1 им. А. Кузнецова

Вагапов проработал директором шко­лы до января 1964 года. На этом посту его сменила талантливый педагог Алексан­дра Михайловна Графова. Этот период в истории школы совершенно особенный, и в первую очередь по причине тех позитивных инициатив, в результате которых Детская художественная школа № 1 ста­ла не только центром культурной жизни Черниковска, но и активным участником культурной жизни всего города. Одни преподаватели совместно с учащимися читали лекции по истории искусства и устраивали выставки в общеобразователь­ных школах, библиотеках, кинотеатрах, домах культуры, клубах и парках, в обще­житиях заводов. Другие участвовали в проверках качества преподавания рисова­ния в общеобразовательных школах и ху­дожественного оформления детских садов Орджоникидзевского района, выполняли многочисленные «партийные» задания по наглядной агитации и красочному оформ­лению улиц и предприятий района, перво­майских и ноябрьских демонстраций.

Год от года крепла дружба школы с республиканским Союзом художников: Союз курировал лекционную и выставоч­ную работу школы, председатель Союза Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов вместе с Александром Даниловичем Бурзянцевым стали постоянными участни­ками просмотров ученических работ. На выпускных экзаменах часто присутство­вали и преподаватели Уфимского учи­лища искусств: они отбирали для учили­ща будущих студентов. Педагогической практикой школы заинтересовался один из патриархов башкирского изобразитель­ного искусства, известный и признанный в республике педагог Порфирий Маркович Лебедев. Александра Михайловна вспо­минает: «Порфирий Маркович однажды прошёлся по классам, показывая акварели своих студийцев, выполненные в годы войны на газетной бумаге. И какие это были акварели! При этом он по-доброму наставлял наших учащихся: "И кисточки- то у них были сделаны из девичьих ко­сичек. А у вас. вижу, и кисти отличные, и бумага, а прилежания особого не вижу". Такие беседы имели для учащихся очень большое воспитательное значение».

Владислав Бегунов. 15 лет. В электричке. Бумага. Гуашь.

Владислав Бегунов. 15 лет. В электричке. Бумага. Гуашь.

При Графовой сформировались и дру­гие школьные традиции. Одна из них - проведение пленэров в походах. Сначала это были походы пешие, позднее - во­дные: группы учащихся и преподавателей сплавлялись на лодках по горным речкам Башкирии, совместно постигая законы красоты, профессиональные навыки и трудности походной жизни. Но главным результатом таких пленэров становилось чувство доверия и уважения к педагогу, которое было так необходимо на уроках в классе. Впоследствии из той походной школьной традиции 1960-х годов родилась традиция педагогических пленэров - тоже на природе, часто в самых отделённых уголках республики, - но их главным ис­точником стала педагогическая дружба, заложенная тогда же, в начале 60-х. Дело в том, что до середины 60-х в республике было только две художественных школы: под второй подразумевается Детская ху­дожественная школа № 2, открывшаяся в 1962 году в Уфе, в исторической части го­рода, на улице Белякова, 27. (Что же каса­ется детских художественных школ в дру­гих городах Башкирии - в Стерлитамаке, Октябрьском, Салавате, - то они начали открываться только с конца 1960-х - начала 1970-х годов.) Поэтому без обмена педа­гогическим опытом, без дружбы педагогов невозможно было двигаться дальше, тем более в реализации творческих проектов и инициатив. На этот счёт интересен ещё один рассказ Александры Михайловны:

Вадим Сулейманов. 14 лет. Бросок. Бумага. Гуашь.

Вадим Сулейманов. 14 лет. Бросок. Бумага. Гуашь.

«В 1968 году мы получили вызов из Москвы с требованием принять участие во Всероссийской отчётной выставке детских художественных школ, причём на выставку нужно было представить рабо­ты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре, выполненные одним и тем же учащимся за период его учёбы с 1 по 4 класс. Это условие было продиктовано целью выставки: проследить творческий рост учащихся.

Мария Рачек. 12 лет. На остановке. Бумага. Акварель.

Мария Рачек. 12 лет. На остановке. Бумага. Акварель.

В составе башкирской делегации кро­ме меня были завуч нашей школы Вик­тор Андреевич Голов, директор ДХШ № 2 г. Уфы Виктор Васильевич Кириченко, завуч этой же школы Наталья Констан­тиновна Яблочкина и директор ДХШ № 1 г. Стерлитамака Владимир Александрович Курбатов (Стерлитамакская ДХШ откры­лась в 1968 году. - С. И.). Приехали в Москву. Находимся в состоянии и восторга, и волнения одновременно, потому что для экспозиции выставки свои залы предоста­вила Академия художеств. А анализирует наши работы сам Алексей Михайлович Грицай - народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, профес­сор! На третий день нашего пребывания в Москве была проведена методическая конференция. Было много интересных выступлений, среди которых особенно запомнилось выступление Грицая. Итог выставки и конференции для нас был бо­лее чем вдохновляющим: наша методика оказалась правильной. Так наша школа стала ещё и методическим центром для всех художественных школ Башкирии. Это ведь сравнительно недавно при Министер­стве культуры Башкортостана открылся Республиканский учебно-методический центр по образованию, а до этого времени на протяжении многих лет все директора художественных школ республики ехали за методической помощью к нам, преподава­телям художественной школы № 1. Поэто­му все методические совещания с участием директоров художественных школ Башки­рии проводились на базе нашей школы».

Илья Шигаев. 13 лет. Натюрмот. Бумага. Гуашь.

Илья Шигаев. 13 лет. Натюрмот. Бумага. Гуашь.

Ещё одной школьной традицией, воз­никшей в период директорства Графовой, стали ежегодные республиканские слёты юных художников, заложившие методико-организационную базу для будущих кон­курсов детского художественного творчества, организуемых в Башкортостане, - ре­спубликанских и всероссийских (конкурса имени А. А. Кузнецова в том числе). Исто­рия этих конкурсов и само понятие «дет­ский творческий конкурс» опять напрямую связаны с художественной школой № 1. Так, в 1964 году в Москве в рамках Между­народного женского конгресса проходил международный конкурс детского рисунка. Лауре­атом конкурса стал воспитанник первой школы Рафаэль Шамуков: он был удо­стоен I места за работу «Первый снег». Это была не просто блестя­щая победа юно­го художника из Башкирии, а меж­дународное при­знание методики и педагогической практики школы, открывшее её вос­питанникам путь к новым победам на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах. О школе заговорили, и в начале 1970-х она во­шла в своеобразный реестр художественных школ страны, которые работали в прямом контакте с Детским сектором Всероссий­ской ассоциации деятелей литературы и искусства, руководимым Агнией Барто. За подписью Барто в школу поступала инфор­мация о предстоящих выставках детского рисунка, в том числе международных. К са­мой Барто в Москву А. М. Графова отвозила работы воспитанников школы, и их участие в конкурсах часто завершалось победами.

Ольга Левина. 13 лет. Фантазия. Бумага. Гуашь.

Ольга Левина. 13 лет. Фантазия. Бумага. Гуашь.

Помимо этого, первая школа стала активным участником и популярных в те годы конкурсов детского рисунка на асфальте. Они проводились в Уфе ежегодно 1 июня, в День защиты детей, и препода­ватели школы А. Г. Сагитов и Г. М. Крупин под руководством А. М. Графовой были постоянными членами их жюри.




Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта