Н. Г. Вагапов. 1960 год.К 50-летию Детской художественной школы № 1 им. А. Кузнецова

В 1960 году в промышленной части Уфы - в Черниковске - открылась дет­ская художественная школа. Это была пер­вая в Башкирии художественная школа, всей своей дальнейшей историей проде­монстрировавшая первостепенную роль детского художественного образования в процессе профессиональной подготовки будущих художников. Среди выпускников школы - известные в Башкортостане и России художники и деятели культуры: заслуженный художник РФ и РБ скуль­птор Николай Александрович Калинушкин (1948-2004), заслуженные художники РБ живописцы Николай Леонидович Пеганов (1948-2006) и Сергей Николаевич Игнатенко, живописец и график Станислав Александрович Лебедев, керамист Рафаэль Аглямович Салимгареев, члены Союза ху­дожников России график и живописец Фи­ларет Хадиевич Шагабутдинов, живописец Михаил Григорьевич Спиридонов, график Виктор Семёнович Брохин (1946-2005), заслуженный работник культуры РБ, в 1987-1999 годах директор Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова Владимир Алексан­дрович Соболев и многие другие.

Первоначально школа размещалась в обычной трёхкомнатной квартире в Орджоникидзевском районе, на улице Мира, 33. Её первым директором был назначен худож­ник (что было чрезвычайно важно), выпуск­ник Казанского художественного училища Наиль Гарифович Вагапов. Он вспоминает, что самым трудным оказалось найти подхо­дящее для школы помещение. С этой целью были исследованы сотни городских объ­ектов, результатом этих поисков и стала вы­шеназванная квартира на улице Мира: это была пионерская комната, в которой дети занимались шитьём и лепкой. Но на этом проблемы не закончились. Жильцы дома, озабоченные тем, что их дети останутся без любимых занятий, стали «протестовать». Начались длительные переговоры: Вагапов убеждал жильцов, что вместо пионерской комнаты они получат художественную шко­лу и что их дети обязательно станут её уча­щимися. Наконец понимание было найдено и началось обживание «нового» помещения, но оказалось, что в нём нет ничего, кроме стульев и табуретов. Не было у Вагапова и денег, на которые он предполагал приоб­рести мебель, краски, бумагу и всё прочее, необходимое для полноценного учебного процесса. Не было, потому что финансиро­вание школы началось только в 1961 году, то есть через несколько месяцев после её открытия. Но неутомимого директора это не остановило: в ход пошли его собственные денежные сбережения. Другой проблемой стало отсутствие штатного расписания, а значит, сотрудников (и всё по причине того же нефинансирования). В этой ситуации Наилю Гарифовичу пришлось быть всем в одном лице - и директором, и завхозом, и бухгалтером. И всё-таки он был счастлив. Счастлив потому, что, несмотря на труд­ности, первый набор учеников состоялся: «...Казалось, что дети из всех районов Уфы - от телецентра до Ново-Александровки - стремились стать учащимися художествен­ной школы».

Настя Змиевская. 10 лет. Воскресенье. Бумага. Гуашь.

Настя Змиевская. 10 лет. Воскресенье. Бумага. Гуашь.

Открытие школы проходило в тор­жественной обстановке, с букетами ярких осенних цветов. Внимание к школе вы­разили и официальные лица, в том числе председатель правления Союза художни­ков Башкирии Р. М. Нурмухаметов. При­сутствие Нурмухаметова имело значение особое: творческие отношения школы с республиканским Союзом художников, зародившиеся в тот солнечный сентябрь­ский день 1960 года, будут отныне креп­нуть год от года и станут для школы чрезвычайно важными в самые трудные для неё времена - лет через двадцать, когда ей придётся отстаивать свою самостоятель­ность. Но об этом чуть позже, а сейчас вернёмся в год 1960-й.

Тимур Дистанов. 6 лет. Мой дом. Бумага. Гуашь.

Тимур Дистанов. 6 лет. Мой дом. Бумага. Гуашь.

Началась учёба, и стало сразу ясно, что помещение для занятий очень тесное, да настолько, что дети были вынуждены рисовать на дощечках. Не было и препода­вателей - всё по причине отсутствия той же «штатки». Но Вагапов, работавший на про­тяжении нескольких месяцев бесплатно, не отчаивался: он составил учебную про­грамму, её основными дисциплинами стали «Рисунок», «Живопись» и «Композиция», которые он преподавал в одиночку. А после занятий превращался в столяра и плотни­ка: оборудовал классы, и опять один. Моль­берты раздобыл в Ново-Александровке: там располагалось ПТУ, учащиеся которо­го их и изготовили, а заодно - и табуреты. Но оплатить выполненную работу Вага­пов не смог, денег ему не дали. Долг помог погасить секретарь Орджоникидзевского райкома КПСС С. Г. Фаттахов, имя кото­рого Наиль Гарифович всегда вспоминает с особой благодарностью.

Настя Голубчикова. 8 лет. Портрет любимой лошади. Бумага. Гуашь.

Настя Голубчикова. 8 лет. Портрет любимой лошади. Бумага. Гуашь.

Наконец настал февраль 1961 года, для школы - дата историческая, потому что к этому времени был решён вопрос о финан­сировании, а вместе с финансированием появились бухгалтер и, самое главное, первые педагоги - Людмила Владимиров­на Шлидерман и Р. Нафиков. В течение следующих месяцев Вагапов настойчиво собирал педагогический коллектив - и со­брал, причём такой, который мог бы стать предметом гордости любой школы, до­статочно назвать только несколько имён. Это выпускники Казанского художествен­ного училища Анвар Гилязович Сагитов и Виктор Николаевич Пегов, выпускники Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого Борис Иванович Замараев, Георгий Максимович Крупин и Евгений Михайлович Хоменко (1937-2009), выпускник Ленинградского высшего ху­дожественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной Евгений Михайлович Цибульский (1923-1977). Все они были молоды и талантливы, полны творческой энергии и страстного желания воспитать в своих учениках такую же преданную, как у них самих, любовь к искусству. Благодаря Замараеву и Цибульскому в школе по­явилась отдельная дисциплина - «Скуль­птура». Историю искусств преподавала сотрудник Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Несте­рова Валентина Мефодьевна Сорокина, в будущем выпускница факультета те­ории и истории искусства Ленинград­ского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, с 1968 года - главный хранитель музея. Завучем школы был назначен Виктор Андреевич Голов (1925-2007), проработавший в этой должности не один десяток лет.

Виолетта Каримова. 8 лет. Зимний день. Бумага. Гуашь.

Виолетта Каримова. 8 лет. Зимний день. Бумага. Гуашь.

А ещё на выделенные школе деньги Вагапов привёз из Москвы гипсовые слеп­ки и модели, из Казани - свои рисунки и акварели, которые, к счастью, сохранились в методическом кабинете Казанского ху­дожественного училища. Слепки и модели заняли своё место в кабинете монумен­тального искусства, акварели и рисунки украсили школьные стены. Учебную про­грамму Вагапову выдали в Министерстве культуры РСФСР, консультации по орга­низации учебного процесса он получил у преподавателей и директора одной из худо­жественных школ Москвы. Жизнь школы налаживалась, и поэтому сразу же захоте­лось большего - нового помещения. Тем более, как вспоминает Наиль Гарифович, отхудожников уфимских заводов поступали заявления по поводу организации вечерней художественной школы рабочей молодё­жи, о которой он и сам неоднократно думал, понимая её чрезвычайную актуальность. В этих условиях новое помещение станови­лось тем более необходимым.

Эльвира Хафизова. 14 лет. Дедушка с бабушкой. Бумага. Гуашь.

Эльвира Хафизова. 14 лет. Дедушка с бабушкой. Бумага. Гуашь.

Наиль Гарифович рассказывает: «По­иски нового помещения принесли мне как радость, так и печаль. Помещение я нашёл - это была радость, но занял я его незакон­но, и это принесло мне множество проблем. Дело в том, что я поступил, как настоящий авантюрист: обманным путём занял первый этаж жилого дома по улице Ульяновых, 21. Между тем на первом этаже этого дома, по решению Совета Министров БАССР и Уфимского горсовета, должно было разме­щаться Республиканское управление кол­хозов и совхозов. Я знал, что это решение было составлено в нескольких экземплярах. В горсовете я практически похитил один из таких экземпляров и подделал его, вписав вместо фразы "Управление колхозов и со­вхозов БАССР" фразу "Детская художе­ственная школа № 1". А ночью, собрав с помощью моих учеников школьное обору­дование, вселился в помещение на первом этаже дома по улице Ульяновых. Затем опе­чатал входную дверь печатью школы. Уже наутро в мой адрес посыпались обвинения, угрозы, предупреждения, пугали даже аре­стом. Но моя авантюра закончилась, к моему удивлению, положительным для дальней­шей судьбы школы результатом: решением Совета Министров РСФСР помещение по улице Ульяновых было официально передано Детской художественной школе № 1 с формулировкой "как свершившийся факт"». Это была ещё одна победа, а за ней последовало открытие в школе вечернего отделения рабочей молодёжи. Другой побе­дой стало формирование школьной библи­отеки, которое началось опять с Вагапова: некоторые книги Наиль Гарифович купил на собственные деньги у частных лиц, дру­гие принёс из домашней библиотеки.

Артур Ахметзянов. 13 лет. Сенокос. Бумага. Гуашь.

Артур Ахметзянов. 13 лет. Сенокос. Бумага. Гуашь.




Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта