Богоматерь Казанская. XVIII век.

Коллекция древнерусской живописи музея невелика. В настоящее время она насчитывает 130 произведений вместе с иконами научно-вспомогательного фонда.

Комплектование собрания древнерус­ской живописи производилось бессистем­но. В музей собирались не только лучшие образцы иконописи, но и все возможные. И, судя по старым архивным документам 1920—30 годов, так же, без системы уходи­ли из музея. К сожалению, в учетной доку­ментации этих лет зачастую отсутствуют сведения об источниках поступления экспо­натов.

Около трети всех икон - это произве­дения, составляющие ядро коллекции, тот экспозиционный материал, ценность кото­рого неизмеримо велика как подлинных высокохудожественных памятников рус­ской культуры. Они представляют наиболее крупные центры иконописания и дают материал для разговора о своеобразии и особенностях иконописных школ, центров; о времени создания и художественных достоинствах. Все иконы раскрыты, приведены в экспозиционное состояние.

Формирование коллекции шло по не­скольким каналам:

—    местные поступления: со склада Уфимского Горхоза, где были собраны предметы учреждений царской России и Временного правительства, в свое время эвакуированных из центра на Урал и в Си­бирь, а также городских контор, прекратив­ших свое существование;

—  из церквей Уфы и Уфимской губер­нии, комиссии по изъятию церковных цен­ностей;

—   из центра: Государственного Мос­ковского музейного фонда, Румянцевского музея, из частных коллекций;

—  от частных лиц.

После открытия музея в январе 1920 го­да поступила значительная часть икон со склада Уфимского Горхоза. Первый дирек­тор музея Илья Евграфович Бондаренко, его ближайший помощник художник Борис Александрович Васильев-Яников осматри­вали городской реквизиционный склад, кладовые и подвалы горкомхоза, банков, транспортных контор, изымая из них мно­го ценного: мебель, ткани, картины, книги, а также иконы. Все это поступало в музей.

Чуть позже произошло пополнение фонда иконами из церквей города и губер­нии по перечню, составленному Виктором Алексеевичем Поярковым*, который хра­нится в архиве музея.

В 1921 году из Государственного Мос­ковского музейного фонда поступили не­сколько замечательных памятников XV — XVII вв. и произведения из собрания Григо­рия Иосифовича Чирикова, известного реставратора и собирателя древнерусской живописи. Часть икон его коллекции была передана фондом, а некоторые иконы приобретены музеем у самого Григория Иоси­фовича. Сохранились письма Чирикова с его заметками по атрибуции этих икон.

В том же 1921 году в музей поступила коллекция от Григория Несторовича Куз­нецова: иконы, 7 церковных книг 1621- 1652 гг., кресты, складни. Практически нет никаких сведений ни о самом Г. Н. Кузнецове, ни о том, какими судьбами его собрание оказалось в фондах музея. В одной из ранее принадлежащих ему книг заведующая библиотекой музея Л .В. Бондаренко обнаружила запись о том, что она принадлежит чистопольскому ме­щанину Г. Н. Кузнецову.

В 1922 году часть икон и других куль­товых предметов поступила от губернской комиссии по изъятию церковных ценно­стей, несколько позже, отдельной группой, иконы из Уфимского мужского монастыря и других храмов Уфы.

Господь Вседержатель. XVI век. Московская школа

Господь Вседержатель. XVI век. Московская школа.

Процесс комплектования коллекции древнерусского искусства связан с именем Виктора Алексеевича Пояркова, священ­ника, который внес неоценимый вклад не только в собирательскую деятельность му­зея, но и в научную обработку коллекции. Свои заметки, докладные записки он подписывал: «сотрудник музея, палеограф В. Поярков». Он был сотрудником музея, не прерывая при этом и работу в епархии, которую вскоре возглавил. Его участие в жизни музея было очень активным. Им проделана огромная работа по обсле­дованию храмов Уфы. Учтены все худо­жественные ценности и дана им краткая характеристика, составлен интереснейший рукописный документ «Сведения о сущест­вующих и существовавших в пределах Уфимской губернии ранее 1 850 года осно­ванных церквах и монастырях с приме­чаниями о достопримечательностях их художественных и археологических и о не­которых событиях, имевших значение в их истории».

Кроме того, в декабре 1922 года по инициативе посетителей - любителей му­зея В. А. Поярков прочитал доклад «О рус­ской иконописи и иконописных школах», а уфимский художник Г. П. Черкашенинов рассказал о современном искусстве. Рас­сказы строились на примере произведений из музейной коллекции. Это, кстати, послу­жило толчком к созданию в апреле 1923 го­да «Кружка друзей Уфимского музея». К сожалению, в 1925-1930-х годах часть собрания древнерусской живописи была безвозвратно утрачена. Архивная документация тех лет бесстрастно зафикси­ровала сведения о том, что часть икон пере­дана в другие музеи (главным образом, в краеведческий), часть распродана с торгов «при ликвидации Госфондимущества в 1927 году». В 1929-31 годах деятель­ность музея проверялась специальной комиссией Башнаркомпроса с целью «ис­ключения из фондов не нужного и не му­зейного имущества». Прежде всего это были предметы культа.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, по распоряжению Минфина СССР музей лишился значитель­ной части изделий из серебра - в основном окладов с икон и другой церковной утвари. При этом художественная и историческая ценность памятников в расчет не принима­лась. Невозможно читать документы тех лет без острого чувства сожаления и бессиль­ной горечи утраты.

Вот как в отчете 1926 года коллекцию древнерусской живописи характеризует директор музея (1926-1935 гг.), выпуск­ник петербургской академии художеств Юлий Юльевич Блюменталь: «Наиболее богатым у нас является собрание русской живописи. В отделе иконописи есть харак­терные экземпляры икон новгородской школы XV, XVI и XVII веков, ряд ценных икон суздальских, строгановских и, глав­ным образом, московских писем XVI - XVIII веков...».

Благовещенье. XV век.

Благовещенье. XV век.

Это история.

Но все же оставшаяся часть произведе­ний, которая достаточно интересна, охва­тывает период с XV по XX вв. Отдельные памятники XVIII—XIX веков приобретены музеем в послевоенные и последующие годы, в основном у частных лиц.

До 1989 года коллекция находилась под наблюдением реставраторов Всерос­сийского Художественного Научно-реставрационного центра имени академика ИЗ. Грабаря. Имена таких высококлассных специалистов, как Татьяна Максимовна Мосунова, Лариса Александровна Миро­нова, Марина Васильевна Романова, Гали­на Сергеевна Клокова, Савелий Васильевич Ямщиков, Андрей Петрович Бурмакин, навсегда вошли в историю музея.

С 1989 года в музее работает собствен­ная реставрационная мастерская древне­русской живописи, и с тех пор коллекция находится под постоянным контролем с точки зрения состояния сохранности икон. Но до сих пор не предпринимались попыт­ки её систематизировать, тем более что в последнее десятилетие после проведения реставрационных работ экспозиционный фонд значительно пополнился прекрас­ными памятниками XVII—XIX веков.

Древних икон в коллекции немного. Это памятники XV-XVI столетий, представ­ляющие новгородскую, московскую школы, русский Север.

Открывает собрание икона «Благове­щение», принадлежащая новгородской школе, с присущим ей своеобразием, ха­рактерными приемами и стилистическими особенностями.

Новгород с его географическим и исто­рическим своеобразием развивался неза­висимо и самобытно. Это проявилось очень мощно и в художественном творчестве, где складываются свои закономерности, свои традиции, свой стиль - то, что в совокупно­сти мы называем «новгородской школой». И наше «Благовещение» — прекрасная ил­люстрация этого, так же, как и два других памятника - иконы «Сошествие во ад». В них явны черты, присущие новгородской живописи в построении композиции, трак­товке ликов, колорите - насыщенном, ярком, с преобладанием киновари, охры и зеленого цвета. Причем градации цвета в обеих иконах близки друг другу.

Богоматерь и Денсуса. XVI век.

Богоматерь и Денсуса. XVI век.

В XV веке исключительное место на ис­торической арене стала занимать Москва, превратившись в крупнейший культурный центр. В Москве работали выдающиеся русские и греческие мастера - Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и другие. Их наследие сыграло огромную роль в ис­тории древнерусской живописи.

Сложно определить, когда возникла московская школа, но к XVI веку художест­венная культура Москвы достигает высо­чайшего расцвета.

XV век — классическая пора в развитии русского иконостаса - алтарной преграды, отделяющей алтарь от молящихся. Иконо­стас обретает архитектурную упорядочен­ность, происходит окончательное сложение его композиции. Его основная часть - полнофигурный деисусный чин. Деисус (от греческого «моление») воплощает идею заступничества святых за людей перед Христом.

В коллекции музея представлены две иконы из деисусного чина начала XVI века - «Богоматерь» и «Иоанн Предте­ча», поступившие от Григория Иосифовича

Чирикова. Они исполнены с исключитель­ной психологической выразительностью. Автор сознательно изменяет пропорции фи­гур, делая их вытянутыми, хрупкими. Лики святых исполнены благородства, соблюдена строгая четкость их построения, когда пере­ходы от света к тени едва намечены, а выра­жение глаз смягчает образ, усиливая его духовность, доводя эмоциональное воздей­ствие до всепоглощающей силы.

Другие художественные решения мос­ковских мастеров-иконописцев XVI века нашли отражение в иконах «Спас» и «Нико­ла», где в отличие от лиризма и утончен­ности икон из деисусного чина доминиру­ет суровость строгих ликов, покоряющая внутренняя сила образов. Для их передачи использованы минимальные средства, без каких-либо внешних эффектов. Но они притягательны своей убедительностью и цельностью. В них нашло отражение харак­терное для второй половины XVI столетия решение образа. При более тщательном сравнении обращают на себя внимание такие детали, как одинаковая порода де­рева, его обработка, глубина ковчега, ширина полей, размер и размещение шпо­нок и другие параметры (кроме иконогра­фических). Это позволяет предположить, что обе иконы, вероятно, вышли из одной мастерской.

Интересен замечательный памятник рубежа XVI—XVII столетий - «Царские вра­та» - образец высокого художественного мастерства. «Врата» красочны, декоратив­ны, отличаются изяществом и тонкостью рисунка, гармоничностью композицион­ного решения.

Любопытно построение архитектур­ного фона, дающего эффект логичной заполненности пространства. Он играет весьма активную роль, привлекая разнооб­разием форм и богатством цвета. Автор даже выносит на поля изображение крыш и шпилей башен, усиливая таким образом пространственную организацию фона.

Фигуры евангелистов органично вхо­дят в композиционное решение клейм, полны жизни и очень выразительны. Особенно притягателен образ Иоанна, бук­вально излучающий энергию мысли, дейст­вия и божественное вдохновение, а сочета­ние золота горок и черного проема пещеры усиливают общее впечатление.

Художественная жизнь окраин стреми­лась не отстать от ведущих центров иконописания, сочетая провинциальную непо­средственность и своеобразие с древнерусскими традициями.

Иконы в собрании музея имени М.В. Нестерова. Часть 2.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта