Коллекция древнерусской живописи музея невелика. В настоящее время она насчитывает 130 произведений вместе с иконами научно-вспомогательного фонда.
Комплектование собрания древнерусской живописи производилось бессистемно. В музей собирались не только лучшие образцы иконописи, но и все возможные. И, судя по старым архивным документам 1920—30 годов, так же, без системы уходили из музея. К сожалению, в учетной документации этих лет зачастую отсутствуют сведения об источниках поступления экспонатов.
Около трети всех икон - это произведения, составляющие ядро коллекции, тот экспозиционный материал, ценность которого неизмеримо велика как подлинных высокохудожественных памятников русской культуры. Они представляют наиболее крупные центры иконописания и дают материал для разговора о своеобразии и особенностях иконописных школ, центров; о времени создания и художественных достоинствах. Все иконы раскрыты, приведены в экспозиционное состояние.
Формирование коллекции шло по нескольким каналам:
— местные поступления: со склада Уфимского Горхоза, где были собраны предметы учреждений царской России и Временного правительства, в свое время эвакуированных из центра на Урал и в Сибирь, а также городских контор, прекративших свое существование;
— из церквей Уфы и Уфимской губернии, комиссии по изъятию церковных ценностей;
— из центра: Государственного Московского музейного фонда, Румянцевского музея, из частных коллекций;
— от частных лиц.
После открытия музея в январе 1920 года поступила значительная часть икон со склада Уфимского Горхоза. Первый директор музея Илья Евграфович Бондаренко, его ближайший помощник художник Борис Александрович Васильев-Яников осматривали городской реквизиционный склад, кладовые и подвалы горкомхоза, банков, транспортных контор, изымая из них много ценного: мебель, ткани, картины, книги, а также иконы. Все это поступало в музей.
Чуть позже произошло пополнение фонда иконами из церквей города и губернии по перечню, составленному Виктором Алексеевичем Поярковым*, который хранится в архиве музея.
В 1921 году из Государственного Московского музейного фонда поступили несколько замечательных памятников XV — XVII вв. и произведения из собрания Григория Иосифовича Чирикова, известного реставратора и собирателя древнерусской живописи. Часть икон его коллекции была передана фондом, а некоторые иконы приобретены музеем у самого Григория Иосифовича. Сохранились письма Чирикова с его заметками по атрибуции этих икон.
В том же 1921 году в музей поступила коллекция от Григория Несторовича Кузнецова: иконы, 7 церковных книг 1621- 1652 гг., кресты, складни. Практически нет никаких сведений ни о самом Г. Н. Кузнецове, ни о том, какими судьбами его собрание оказалось в фондах музея. В одной из ранее принадлежащих ему книг заведующая библиотекой музея Л .В. Бондаренко обнаружила запись о том, что она принадлежит чистопольскому мещанину Г. Н. Кузнецову.
В 1922 году часть икон и других культовых предметов поступила от губернской комиссии по изъятию церковных ценностей, несколько позже, отдельной группой, иконы из Уфимского мужского монастыря и других храмов Уфы.
Господь Вседержатель. XVI век. Московская школа.
Процесс комплектования коллекции древнерусского искусства связан с именем Виктора Алексеевича Пояркова, священника, который внес неоценимый вклад не только в собирательскую деятельность музея, но и в научную обработку коллекции. Свои заметки, докладные записки он подписывал: «сотрудник музея, палеограф В. Поярков». Он был сотрудником музея, не прерывая при этом и работу в епархии, которую вскоре возглавил. Его участие в жизни музея было очень активным. Им проделана огромная работа по обследованию храмов Уфы. Учтены все художественные ценности и дана им краткая характеристика, составлен интереснейший рукописный документ «Сведения о существующих и существовавших в пределах Уфимской губернии ранее 1 850 года основанных церквах и монастырях с примечаниями о достопримечательностях их художественных и археологических и о некоторых событиях, имевших значение в их истории».
Кроме того, в декабре 1922 года по инициативе посетителей - любителей музея В. А. Поярков прочитал доклад «О русской иконописи и иконописных школах», а уфимский художник Г. П. Черкашенинов рассказал о современном искусстве. Рассказы строились на примере произведений из музейной коллекции. Это, кстати, послужило толчком к созданию в апреле 1923 года «Кружка друзей Уфимского музея». К сожалению, в 1925-1930-х годах часть собрания древнерусской живописи была безвозвратно утрачена. Архивная документация тех лет бесстрастно зафиксировала сведения о том, что часть икон передана в другие музеи (главным образом, в краеведческий), часть распродана с торгов «при ликвидации Госфондимущества в 1927 году». В 1929-31 годах деятельность музея проверялась специальной комиссией Башнаркомпроса с целью «исключения из фондов не нужного и не музейного имущества». Прежде всего это были предметы культа.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, по распоряжению Минфина СССР музей лишился значительной части изделий из серебра - в основном окладов с икон и другой церковной утвари. При этом художественная и историческая ценность памятников в расчет не принималась. Невозможно читать документы тех лет без острого чувства сожаления и бессильной горечи утраты.
Вот как в отчете 1926 года коллекцию древнерусской живописи характеризует директор музея (1926-1935 гг.), выпускник петербургской академии художеств Юлий Юльевич Блюменталь: «Наиболее богатым у нас является собрание русской живописи. В отделе иконописи есть характерные экземпляры икон новгородской школы XV, XVI и XVII веков, ряд ценных икон суздальских, строгановских и, главным образом, московских писем XVI - XVIII веков...».
Благовещенье. XV век.
Это история.
Но все же оставшаяся часть произведений, которая достаточно интересна, охватывает период с XV по XX вв. Отдельные памятники XVIII—XIX веков приобретены музеем в послевоенные и последующие годы, в основном у частных лиц.
До 1989 года коллекция находилась под наблюдением реставраторов Всероссийского Художественного Научно-реставрационного центра имени академика ИЗ. Грабаря. Имена таких высококлассных специалистов, как Татьяна Максимовна Мосунова, Лариса Александровна Миронова, Марина Васильевна Романова, Галина Сергеевна Клокова, Савелий Васильевич Ямщиков, Андрей Петрович Бурмакин, навсегда вошли в историю музея.
С 1989 года в музее работает собственная реставрационная мастерская древнерусской живописи, и с тех пор коллекция находится под постоянным контролем с точки зрения состояния сохранности икон. Но до сих пор не предпринимались попытки её систематизировать, тем более что в последнее десятилетие после проведения реставрационных работ экспозиционный фонд значительно пополнился прекрасными памятниками XVII—XIX веков.
Древних икон в коллекции немного. Это памятники XV-XVI столетий, представляющие новгородскую, московскую школы, русский Север.
Открывает собрание икона «Благовещение», принадлежащая новгородской школе, с присущим ей своеобразием, характерными приемами и стилистическими особенностями.
Новгород с его географическим и историческим своеобразием развивался независимо и самобытно. Это проявилось очень мощно и в художественном творчестве, где складываются свои закономерности, свои традиции, свой стиль - то, что в совокупности мы называем «новгородской школой». И наше «Благовещение» — прекрасная иллюстрация этого, так же, как и два других памятника - иконы «Сошествие во ад». В них явны черты, присущие новгородской живописи в построении композиции, трактовке ликов, колорите - насыщенном, ярком, с преобладанием киновари, охры и зеленого цвета. Причем градации цвета в обеих иконах близки друг другу.
Богоматерь и Денсуса. XVI век.
В XV веке исключительное место на исторической арене стала занимать Москва, превратившись в крупнейший культурный центр. В Москве работали выдающиеся русские и греческие мастера - Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и другие. Их наследие сыграло огромную роль в истории древнерусской живописи.
Сложно определить, когда возникла московская школа, но к XVI веку художественная культура Москвы достигает высочайшего расцвета.
XV век — классическая пора в развитии русского иконостаса - алтарной преграды, отделяющей алтарь от молящихся. Иконостас обретает архитектурную упорядоченность, происходит окончательное сложение его композиции. Его основная часть - полнофигурный деисусный чин. Деисус (от греческого «моление») воплощает идею заступничества святых за людей перед Христом.
В коллекции музея представлены две иконы из деисусного чина начала XVI века - «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», поступившие от Григория Иосифовича
Чирикова. Они исполнены с исключительной психологической выразительностью. Автор сознательно изменяет пропорции фигур, делая их вытянутыми, хрупкими. Лики святых исполнены благородства, соблюдена строгая четкость их построения, когда переходы от света к тени едва намечены, а выражение глаз смягчает образ, усиливая его духовность, доводя эмоциональное воздействие до всепоглощающей силы.
Другие художественные решения московских мастеров-иконописцев XVI века нашли отражение в иконах «Спас» и «Никола», где в отличие от лиризма и утонченности икон из деисусного чина доминирует суровость строгих ликов, покоряющая внутренняя сила образов. Для их передачи использованы минимальные средства, без каких-либо внешних эффектов. Но они притягательны своей убедительностью и цельностью. В них нашло отражение характерное для второй половины XVI столетия решение образа. При более тщательном сравнении обращают на себя внимание такие детали, как одинаковая порода дерева, его обработка, глубина ковчега, ширина полей, размер и размещение шпонок и другие параметры (кроме иконографических). Это позволяет предположить, что обе иконы, вероятно, вышли из одной мастерской.
Интересен замечательный памятник рубежа XVI—XVII столетий - «Царские врата» - образец высокого художественного мастерства. «Врата» красочны, декоративны, отличаются изяществом и тонкостью рисунка, гармоничностью композиционного решения.
Любопытно построение архитектурного фона, дающего эффект логичной заполненности пространства. Он играет весьма активную роль, привлекая разнообразием форм и богатством цвета. Автор даже выносит на поля изображение крыш и шпилей башен, усиливая таким образом пространственную организацию фона.
Фигуры евангелистов органично входят в композиционное решение клейм, полны жизни и очень выразительны. Особенно притягателен образ Иоанна, буквально излучающий энергию мысли, действия и божественное вдохновение, а сочетание золота горок и черного проема пещеры усиливают общее впечатление.
Художественная жизнь окраин стремилась не отстать от ведущих центров иконописания, сочетая провинциальную непосредственность и своеобразие с древнерусскими традициями.
← Иконы в собрании музея имени М.В. Нестерова. Часть 2. | МУЗЕИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.