Прекрасной иконой «Богоматерь Одигитрия» представлен в коллекции музея русский Север, или так называемые «северные письма». Русский Север включает в себя территории Онежского края, Двинскую землю, Вологду, Каргополь, Великий Устюг...
Икона «Богоматерь Одигитрия» выполнена в период расцвета «северных писем» - в XVI веке. Она является образцом высокого художественного совершенства, покоряющего размеренной торжественностью и величавостью образа. Народное декоративное начало иконы - в богатом орнаментальном оформлении нимбов Христа и Богоматери, что было характерно для иконописцев Севера, как и довольно скупая цветовая гамма, построенная на сочетании теплых оттенков охр, гармонично дополненная белилами и золотом ассиста. Но в этом сдержанном благородстве палитры, в глубокой психологичности образов — та простота, которая порой граничит с гениальностью.
К «северным письмам» относится и маленькая икона «Никола Можайский» XVI в. Образ Николы, один из самых почитаемых, занимает одно из ведущих мест в искусстве Севера.
Икона имеет следы поновления. Но живость образа, характерные черты, присущие Николаю Чудотворцу, неоспоримы и придают иконе особое эмоциональное звучание.
XVII век представлен в музейном собрании очень неоднородно. Среди них есть памятники, выполненные в лучших традициях предшествующих столетий. Это «Иоанн Предтеча» из деисусного чина, «Спас Смоленский», «Воскресенье Христово», «Избранные святые». Но в то же время есть и иконы, так сказать, «нового поколения», нарушающие всем своим композиционным строем, образным и колористическим решением средневековые каноны. XVII век - время начала новой эпохи в развитии древнерусской живописи, время, когда высокоодухотворенное искусство постепенно низводится до уровня простого ремесла. Менялся мир и, соответственно менялся взгляд на него, возрастал интерес к окружающей жизни, все это находило своё отражение и в иконописи.
Становление и развитие единого русского государства во главе с Москвой влечет за собой своеобразный перелом в изобразительном искусстве. Уходят в прошлое потрясения Смутного времени. При Московском дворе возникает новая школа иконописания, несущая иные идеалы, веяния, направления. Появляются иконы со сложной и развитой иконографической схемой, с новым подходом к колористическому решению произведения.
Стилистические особенности этих памятников - в пышной декоративности, яркости и насыщенности колорита, в необычном композиционном решении фона, где появляются новые элементы интерьера, неожиданные бытовые детали. Простое изображение позема зачастую уступает место условному пейзажу с усложненной проработкой перспективы. Все чаще в композиции используются аллегории и символы.
Но главное своеобразие нового направления в иконописи — особый характер личного письма, очень естественный, «человечный» портретный тип ликов.
Всё активнее становится процесс проникновения на русскую почву влияний западной культуры, предопределяя тем самым рождение светской живописи.
Вознесенье. Поволжье.
Ярче всего это время представляет в музейной коллекции икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» 1675 года - один из наиболее излюбленных образов автора. В ней в полной мере использован прием письма, построенного на тонкой моделировке света и тени, создающий живоподобный образ, придавая тем самым новую трактовку одному из древнейших изображений Спаса.
Этот подход к решению лика Христа сохранялся в русской иконописи на протяжении XVIII—XX вв.
Реформы Петра I дали мощный толчок к быстрому развитию и преимущественному распространению искусства Нового времени. Петровская эпоха ускорила процесс превращения иконописи из доминирующего искусства в один из рядовых жанров живописи.
В 1707 году контроль за иконописными мастерскими Кремля был передан светскому лицу - Ивану Петровичу Зарудному, назначенному Петром I суперинтендантом конторы Изугравств, осуществляющей контроль за живописным качеством икон и светской живописи. А в 1711 году мастерские Кремля и вовсе были закрыты. Часть мастеров-иконописцев переехала в Санкт-Петербург, часть — в провинцию.
В Петербурге иконописцы поступали в ведение Канцелярии от строений, которая регулировала распределение и оплату работ.
«Канцелярский формализм и неопределенность воззрения на задачи иконописания - плохие спутники иконописного прогресса. Древние основы русского ико- нописания в XVIII веке были расшатаны, новые пути не уяснены. В таком виде русское иконописание перешло в XIX век».
Примером вышеизложенного может быть икона святой Варвары, выполненная в Петербурге около 1760 года. В ней мало что осталось от традиций школы царских мастеров. Большое внимание уделено внешней отделке. В красочной гамме иконы использованы киноварные, бирюзово-зеленые, охристые, черно-синие тона. Фигуры динамичны. Пышность наряда Варвары, клубящиеся живописные облака и вычурность обрамления картуша, поддержанная орнаментом оклада - всё это элементы своего времени.
Среди икон XVIII века выделяется «Богоматерь Казанская», отличающаяся необыкновенной трогательностью образов. В иконе своеобразно сочетаются старые традиции и новое живописное решение, делающее знакомый образ Девы Марии бесконечно проникновенным, полным мягкого очарования.
Интересен памятник XVIII века - «Рождество Богоматери» - икона, выполненная, вероятно, ярославским мастером. Одно из нескольких произведений, представляющих в нашей коллекции Поволжье.
Иоанн Предтеча из Денсуса. XVI век.
Привлекает колористическое решение этой иконы с очевидным пристрастием автора к красному цвету. Оттеняя его звучание то изысканным орнаментом, то белыми точками мраморировки, то органично дополняя сопутствующими цветовыми сочетаниями золотисто-желтого, зеленого, черного, — тем самым иконописец умело строит образную ткань произведения.
В коллекции музея преобладают иконы XIX века. Они, как правило, представляют местные центры иконописания. При этом необходимо подчеркнуть, что в XIX веке практически завершается начавшийся в результате стремительного развития светской живописи процесс стирания отличительных черт между иконописными памятниками центра России и провинций. Лишь незначительные детали позволяют почти интуитивно чувствовать, узнавать стилистические признаки того или иного региона. И эта задача тем сложнее, чем ближе икона к нам по времени. Грани различия со временем практически исчезают.
Тем не менее, определенный пласт иконописи XIX века достаточно самобытен, что позволяет исследователям выделить некоторые местные мастерские и центры. Прежде всего это села Вязниковского уезда Владимирской губернии — Палех, Мстёра, Холуй.
В 1901 году Н. П. Кондаков писал о том, что «иконописные села Владимирской губернии имеют право на исключительное внимание русского общества», что там «иконопись остается на уровне искусства и заслуживает деятельного участия». При этом Кондаков отмечал, что «все три села разнятся между собой по своим колерам, приёмам рисунка, украшений и прочему», подчеркивая, что Холуй отличают «дешевые, грубого вкуса иконы» и иконы подокладного письма.
Иконописцы села Мстёра работают во всех родах и манерах, но особенное предпочтение отдают так называемому «фряжскому» письму.
Мастера Палеха придерживаются старых канонов, особое внимание уделяя отделке одежд, палат, применяя приемы миниатюрной живописи. Они используют вохрение плавями, полихромные пробела с белильными оживками или выполняют разделку одежд твореным золотом.
Обретение главы. Палех.
Яркая декоративность, усложненное композиционное построение, динамичность действия лежат в основе палехских икон, но главное - органичное соединение древних традиций с элементами народного творчества. Примером тому могут служить иконы «Никола в житии», «Обретение главы Иоанна Предтечи» и др.
Несомненный интерес представляют иконы Поволжья и Урала. Несмотря на географическую близость Уфы к этим центрам иконописания, в коллекции музея их произведения не доминируют. Эти памятники также имеют много общего между собой.
Интенсивное промышленное освоение Урала началось в XVIII веке. Сюда двинулись переселенцы, в основном из Поволжья, Москвы, Тульской, Нижегородской губерний. Иконописание на Урале опиралось на довольно широкий круг традиций, но при этом наиболее сильны оказались именно традиции Поволжья, в основе которых преобладают принципы, заложенные мастерами Оружейной Палаты. Прежде всего это яркая декоративность, пышность, сложные многофигурные композиции. На становление и развитие уральской иконописи большое влияние оказали и старообрядцы, которых на Урале проживало великое множество.
Наиболее крупными центрами иконописания на Урале были Невьянск, Нижний Тагил и Екатеринбург. В их мастерских создавались произведения, уровень профессионального выполнения которых достаточно высок. Примером тому прекрасное «Воскресение Христово - Сошествие во ад с праздниками», «Богоматерь Владимирская», выполненные в лучших иконописных традициях.
Порой отсутствие жестких требований к соблюдению иконографического канона позволяло авторам создавать самобытные, зачастую неожиданные композиции, отвечающие народным вкусам. В них сплелис воедино древние традиции, опыт ещё достаточно молодой светской живописи и непременные нотки провинциальности.
Это такие произведения, как икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». «Воскресение Христово с праздниками», «Сретенье».
Наряду с профессиональным иконописанием развивалось и народное, с очевидным упрощением композиции, рисунка и цвета.
Интересно «Воскресение Христово - Сошествие во ад с праздниками», происходящее из Курганского округа Тобольской губернии (Зауралье). В ней ярко выражены местные особенности письма, где явно читается недостаточное владение приёмами пропорционального и пространственного построения, но при этом поражает выразительность и в некотором роде простота исполнения. Непосредственность изобразительных приемов придаёт некую оригинальность и особое своеобразие этому памятнику.
В отдельную группу можно выделить произведения, нуждающиеся в дальнейшем исследовании в процессе проведения реставрационных работ. Это иконы под записью, иконы прописанные, с поновлениями, скрывающими или искажающими авторское письмо. Даже простое визуальное обследование позволяет предположить, что под позднейшими наслоениями скрыты произведения XVI, XVII, XVIII вв. И, возможно, возродившись в будущем, эти иконы займут своё законное место в нашей коллекции.
Иконы в собрании музея имени М. В. Нестерова. Часть 1
← Мифы мира в графике | Иконы в собрании музея имени М. В. Нестерова. Часть 1 → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.