Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1675.

Прекрасной иконой «Богоматерь Одигитрия» представлен в коллекции музея русский Север, или так называемые «север­ные письма». Русский Север включает в се­бя территории Онежского края, Двинскую землю, Вологду, Каргополь, Великий Устюг...

Икона «Богоматерь Одигитрия» выпол­нена в период расцвета «северных писем» - в XVI веке. Она является образцом высо­кого художественного совершенства, поко­ряющего размеренной торжественностью и величавостью образа. Народное декора­тивное начало иконы - в богатом орна­ментальном оформлении нимбов Христа и Богоматери, что было характерно для ико­нописцев Севера, как и довольно скупая цветовая гамма, построенная на сочетании теплых оттенков охр, гармонично допол­ненная белилами и золотом ассиста. Но в этом сдержанном благородстве палитры, в глубокой психологичности образов — та простота, которая порой граничит с гени­альностью.

К «северным письмам» относится и ма­ленькая икона «Никола Можайский» XVI в. Образ Николы, один из самых почитаемых, занимает одно из ведущих мест в искусстве Севера.

Икона имеет следы поновления. Но жи­вость образа, характерные черты, прису­щие Николаю Чудотворцу, неоспоримы и придают иконе особое эмоциональное звучание.

XVII век представлен в музейном соб­рании очень неоднородно. Среди них есть памятники, выполненные в лучших традициях предшествующих столетий. Это «Иоанн Предтеча» из деисусного чина, «Спас Смоленский», «Воскресенье Христо­во», «Избранные святые». Но в то же время есть и иконы, так сказать, «нового поколе­ния», нарушающие всем своим композици­онным строем, образным и колористиче­ским решением средневековые каноны. XVII век - время начала новой эпохи в развитии древнерусской живописи, вре­мя, когда высокоодухотворенное искусство постепенно низводится до уровня простого ремесла. Менялся мир и, соответственно менялся взгляд на него, возрастал интерес к окружающей жизни, все это находило своё отражение и в иконописи.

Становление и развитие единого рус­ского государства во главе с Москвой влечет за собой своеобразный перелом в изобразительном искусстве. Уходят в про­шлое потрясения Смутного времени. При Московском дворе возникает новая школа иконописания, несущая иные идеалы, вея­ния, направления. Появляются иконы со сложной и развитой иконографической схемой, с новым подходом к колористи­ческому решению произведения.

Стилистические особенности этих па­мятников - в пышной декоративности, яркости и насыщенности колорита, в не­обычном композиционном решении фона, где появляются новые элементы интерьера, неожиданные бытовые детали. Простое изображение позема зачастую уступает мес­то условному пейзажу с усложненной про­работкой перспективы. Все чаще в компози­ции используются аллегории и символы.

Но главное своеобразие нового на­правления в иконописи — особый характер личного письма, очень естественный, «человечный» портретный тип ликов.

Всё активнее становится процесс про­никновения на русскую почву влияний западной культуры, предопределяя тем самым рождение светской живописи.

Вознесенье. Поволжье.

Вознесенье. Поволжье.

Ярче всего это время представляет в музейной коллекции икона Симона Уша­кова «Спас Нерукотворный» 1675 года - один из наиболее излюбленных образов автора. В ней в полной мере использован прием письма, построенного на тонкой моделировке света и тени, создающий живоподобный образ, придавая тем самым новую трактовку одному из древнейших изображений Спаса.

Этот подход к решению лика Христа сохранялся в русской иконописи на протя­жении XVIII—XX вв.

Реформы Петра I дали мощный толчок к быстрому развитию и преимуществен­ному распространению искусства Нового времени. Петровская эпоха ускорила про­цесс превращения иконописи из доми­нирующего искусства в один из рядовых жанров живописи.

В 1707 году контроль за иконопис­ными мастерскими Кремля был передан светскому лицу - Ивану Петровичу Зарудному, назначенному Петром I суперинтен­дантом конторы Изугравств, осуществляю­щей контроль за живописным качеством икон и светской живописи. А в 1711 году мастерские Кремля и вовсе были закрыты. Часть мастеров-иконописцев переехала в Санкт-Петербург, часть — в провинцию.

В Петербурге иконописцы поступали в ведение Канцелярии от строений, кото­рая регулировала распределение и оплату работ.

«Канцелярский формализм и неопре­деленность воззрения на задачи иконописания - плохие спутники иконописного прогресса. Древние основы русского ико- нописания в XVIII веке были расшатаны, новые пути не уяснены. В таком виде рус­ское иконописание перешло в XIX век».

Примером вышеизложенного может быть икона святой Варвары, выполненная в Петербурге около 1760 года. В ней мало что осталось от традиций школы царских мастеров. Большое внимание уделено внешней отделке. В красочной гамме иконы использованы киноварные, бирюзово-зе­леные, охристые, черно-синие тона. Фигу­ры динамичны. Пышность наряда Варвары, клубящиеся живописные облака и вычур­ность обрамления картуша, поддержанная орнаментом оклада - всё это элементы своего времени.

Среди икон XVIII века выделяется «Богоматерь Казанская», отличающаяся необыкновенной трогательностью образов. В иконе своеобразно сочетаются старые традиции и новое живописное решение, делающее знакомый образ Девы Марии бесконечно проникновенным, полным мяг­кого очарования.

Интересен памятник XVIII века - «Рож­дество Богоматери» - икона, выполненная, вероятно, ярославским мастером. Одно из нескольких произведений, представляю­щих в нашей коллекции Поволжье.

Иоанн Предтеча из Денсуса. XVI век.

Иоанн Предтеча из Денсуса. XVI век.

Привлекает колористическое решение этой иконы с очевидным пристрастием автора к красному цвету. Оттеняя его звуча­ние то изысканным орнаментом, то белыми точками мраморировки, то органично дополняя сопутствующими цветовыми со­четаниями золотисто-желтого, зеленого, черного, — тем самым иконописец умело строит образную ткань произведения.

В коллекции музея преобладают иконы XIX века. Они, как правило, представляют местные центры иконописания. При этом необходимо подчеркнуть, что в XIX веке практически завершается начавшийся в результате стремительного развития светской живописи процесс стирания от­личительных черт между иконописными памятниками центра России и провинций. Лишь незначительные детали позволяют почти интуитивно чувствовать, узнавать стилистические признаки того или иного региона. И эта задача тем сложнее, чем ближе икона к нам по времени. Грани различия со временем практически исче­зают.

Тем не менее, определенный пласт иконописи XIX века достаточно самобытен, что позволяет исследователям выделить некоторые местные мастерские и центры. Прежде всего это села Вязниковского уезда Владимирской губернии — Палех, Мстёра, Холуй.

В 1901 году Н. П. Кондаков писал о том, что «иконописные села Владимирской гу­бернии имеют право на исключительное внимание русского общества», что там «иконопись остается на уровне искусства и заслуживает деятельного участия». При этом Кондаков отмечал, что «все три села разнятся между собой по своим колерам, приёмам рисунка, украшений и прочему», подчеркивая, что Холуй отличают «деше­вые, грубого вкуса иконы» и иконы подокладного письма.

Иконописцы села Мстёра работают во всех родах и манерах, но особенное предпочтение отдают так называемому «фряжскому» письму.

Мастера Палеха придерживаются ста­рых канонов, особое внимание уделяя отделке одежд, палат, применяя приемы миниатюрной живописи. Они используют вохрение плавями, полихромные пробела с белильными оживками или выполняют разделку одежд твореным золотом.

Обретение главы. Палех.

Обретение главы. Палех.

Яркая декоративность, усложненное композиционное построение, динамич­ность действия лежат в основе палехских икон, но главное - органичное соединение древних традиций с элементами народного творчества. Примером тому могут служить иконы «Никола в житии», «Обретение главы Иоанна Предтечи» и др.

Несомненный интерес представляют иконы Поволжья и Урала. Несмотря на гео­графическую близость Уфы к этим центрам иконописания, в коллекции музея их про­изведения не доминируют. Эти памятники также имеют много общего между собой.

Интенсивное промышленное освоение Урала началось в XVIII веке. Сюда двину­лись переселенцы, в основном из Повол­жья, Москвы, Тульской, Нижегородской губерний. Иконописание на Урале опира­лось на довольно широкий круг традиций, но при этом наиболее сильны оказались именно традиции Поволжья, в основе кото­рых преобладают принципы, заложенные мастерами Оружейной Палаты. Прежде всего это яркая декоративность, пышность, сложные многофигурные композиции. На становление и развитие уральской ико­нописи большое влияние оказали и ста­рообрядцы, которых на Урале проживало великое множество.

Наиболее крупными центрами иконо­писания на Урале были Невьянск, Нижний Тагил и Екатеринбург. В их мастерских соз­давались произведения, уровень профес­сионального выполнения которых доста­точно высок. Примером тому прекрасное «Воскресение Христово - Сошествие во ад с праздниками», «Богоматерь Влади­мирская», выполненные в лучших иконо­писных традициях.

Порой отсутствие жестких требований к соблюдению иконографического канона позволяло авторам создавать самобытные, зачастую неожиданные композиции, отве­чающие народным вкусам. В них сплелис воедино древние традиции, опыт ещё дос­таточно молодой светской живописи и не­пременные нотки провинциальности.

Это такие произведения, как икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». «Воскресение Христово с праздниками», «Сретенье».

Наряду с профессиональным иконописанием развивалось и народное, с очевид­ным упрощением композиции, рисунка и цвета.

Интересно «Воскресение Христово - Сошествие во ад с праздниками», происхо­дящее из Курганского округа Тобольской губернии (Зауралье). В ней ярко выражены местные особенности письма, где явно чи­тается недостаточное владение приёмами пропорционального и пространственного построения, но при этом поражает выра­зительность и в некотором роде простота исполнения. Непосредственность изобра­зительных приемов придаёт некую ориги­нальность и особое своеобразие этому памятнику.

В отдельную группу можно выделить произведения, нуждающиеся в дальней­шем исследовании в процессе проведения реставрационных работ. Это иконы под записью, иконы прописанные, с поновлениями, скрывающими или искажающими авторское письмо. Даже простое визуаль­ное обследование позволяет предполо­жить, что под позднейшими наслоениями скрыты произведения XVI, XVII, XVIII вв. И, возможно, возродившись в будущем, эти иконы займут своё законное место в нашей коллекции.

Иконы в собрании музея имени М. В. Нестерова. Часть 1




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта