Коллекция древнерусской живописи музея невелика. В настоящее время она насчитывает 130 произведений вместе с иконами научно-вспомогательного фонда.
Комплектование собрания древнерусской живописи производилось бессистемно. В музей собирались не только лучшие образцы иконописи, но и все возможные. И, судя по старым архивным документам 1920—30 годов, так же, без системы уходили из музея. К сожалению, в учетной документации этих лет зачастую отсутствуют сведения об источниках поступления экспонатов.
Около трети всех икон - это произведения, составляющие ядро коллекции, тот экспозиционный материал, ценность которого неизмеримо велика как подлинных высокохудожественных памятников русской культуры. Они представляют наиболее крупные центры иконописания и дают материал для разговора о своеобразии и особенностях иконописных школ, центров; о времени создания и художественных достоинствах. Все иконы раскрыты, приведены в экспозиционное состояние.
Башкирский государственный художественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова не только хранитель произведений искусства. Это - уникальный социальный и культурологический объект, представляющий собой симбиоз разнообразных видов деятельности, в котором воспитательная функция является одной из главных. Формирование коллекций, реставрация произведений, экспозиции выставок и их презентации, экскурсии, лекции, конференции, творческие встречи зрителей с художниками, музыкальные и поэтические вечера, участие в крупнейших выставочных проектах в России и за рубежом, Мемориальный дом-музей А.Э. Тюлькина и выставочный зал «Ижад», филиалы в Нефтекамске, Стерлитамаке и в селе Воскресенском Мелеузовского района Башкортостана. Наконец, многочисленные научные публикации: каталоги, альбомы - каталоги, буклеты, академические сборники. В анналах музея - выставка произведений М. В. Нестерова, Д. Д. Бурлюка, К. С. Девлеткильдеева и А. Э. Тюлькина в Государственной Третьяковской галерее в Москве, экспонировавшаяся в 2007 году в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России».
Влиятельный дилер Ларри Гагосян (Larry Gagosian), открывший десять галерей в столицах мира искусства, штурмует виртуальный арт-рынок. Совместно с главой Google Эриком Шмидтом (Eric Schmidt), богатой наследницей Дашей Жуковой, основателем Twitter Джеком Дорси (Jack Dorsey) и другими тяжеловесами он оказал поддержку проекту Art.sy, призванному расширить доступ коллекционеров к искусству.
Руководит сайтом 24-летний предприниматель Картер Кливленд (Carter Cleveland), который взял за образец музыкальный ресурс Pandora.com. Последний создает списки произведений, опираясь на вкусовые предпочтения пользователя, и предоставляет ему возможность покупать музыку онлайн. Эта технология, по словам Кливленда, вполне может способствовать расширению арт-рынка, а также помочь дилерам узнать больше о вкусах и потребностях собирателей.
Исполнительным директором Art.sy стал Себастьян Куилич (Sebastian Cwilich), бывший топ-менеджер Christie’s. Он основал департамент, занимающийся частными продажами, а также руководил коммерческими операциями принадлежащей аукционному дому галереи Haunch of Venison.
В собрании Нестеровского музея - сотни произведений, классифицирующихся в искусствоведческой литературе как шедевры: это этапные произведения в творчестве того или другого художника или произведения, обладающие уникальной художественной ценностью, аналоги которым трудно найти в других музеях России. В небольшой по формату статье даже назвать их все не представляется возможным, поэтому мы остановимся только на некоторых из них.
В 1871 году выдающийся русский пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) завершил работу над пейзажем «Грачи прилетели» (ГТГ). Этот пейзаж стал вершиной его творчества и одновременно квинтэссенцией художественной концепции передвижников, заключавшейся в демократизации всех жанров. Саврасову в этом процессе принадлежало одно из первых мест: его главным устремлением стало воспевание всего русского, выраженного во внутреннем богатстве внешне простого, и значение «Грачей» в этом смысле трудно переоценить. Но, как свидетельствует критическая литература, предвестником «Грачей» стал небольшой, трогающий душу каждого русского человека «Пейзаж с избушкой» из собрания Башкирского художественного музея. Полуразвалившаяся избушка, босоногий мальчик, разморившаяся под солнцем собачка, курочки, щиплящие траву. Написанный в лучших традициях реалистического искусства, «Пейзаж с избушкой» - выдающийся памятник русской деревне, русскому крестьянству, обременённому тяготами нищей беспросветной жизни, и главное - один из первых таких памятников.
Изобразительное искусство Башкирии с начала XX века до конца 90-х годов развивалось на основе реалистической традиции. И сейчас развитие реализма не замерло и не остановилось. Но тем не менее наблюдается определенное его торможение, процесс, похожий на вялотекущую болезнь.
В начале 90-х годов в общество и искусство пришла свобода. По линии Союза художников стали проводиться выставки, не имеющие отношения к принципам этого творческого объединения — от выставок фото до эротических. Предпочтение отдается «новому современному искусству». В то же время в музейных запасниках находится целый кладезь разнообразных реалистических произведений, которых не видят ни зрители, ни художники нового поколения. При этом нам навязывают мнение о сложности определения границ реализма. И предлагают считать реализмом любое направление в искусстве, мотивируя это примитивной доморощенной «философией». Объясняют, что линия, цвет, пятно уже сами по себе реальны на изобразительной плоскости, значит — это реализм. Происходит непоправимая профанация восприятия системы сложившихся определений и ценностей в искусстве. Ведет все это к смещению, сдвигу, разрушению реалистической школы станкового изоискусства. Действительно, реализм бесконечен, как сама жизнь. Но жизнь показала, что без границ бывает не реализм, а бездумность и непрофессионализм.
4 ноября в Нью-Йорке пройдет очередной аукцион русского искусства, устроенный домом Sotheby’s. Каталог пестрит знаменитейшими именами: Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Константин Коровин, Александр Яковлев, Борис Григорьев... Впрочем, сегодня покупают не имена, а шедевры. А шедевров на торгах много не бывает.
Самый высокий эстимейт получила картина Алексея Кравченко (1889–1940) — модерниста-романтика, получившего признание благодаря своей графике. Предоставленная наследниками художника «Индийская сказка» (1–1,5 миллиона долларов) — красочное, по-гогеновски «экзотичное» полотно, равного которому на торги пока что не выставлялось (в открытой продаже появлялось всего около двух десятков работ Кравченко, самое дорогое из которых — «Обнаженная» (1919) — принесло в «золотом» для арт-рынка 2007 году 367 тысяч фунтов). В прошлом году в Третьяковской галерее прошла крупная ретроспектива художника; Sotheby’s делает ставку на возросший интерес к его живописи — отсюда и довольно смелая экспертная оценка аукционного дома. Холст прочат в «миллионники». Картина действительно хороша, и многим она понравилась на показе в Историческом музее. По мнению AI, цена на эту выдающуюся для живописи художника работу приблизится к нижней границе эстимейта.
Мы продолжаем рассказывать о Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Об истории его создания можно прочитать здесь.
Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернувшего весь город в поисках новых произведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека - 2500 томов. В 1920-1930-е годы музей активно пополнялся экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов. Тогда в музей поступили произведения К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, Л. В. Туржанского, И. Н. Крамского, В. Т. Перова, М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и многих других известных художников. Особую ценность коллекции древнерусской живописи составили иконы, поступившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллекционера и реставратора Г.И. Чирикова. Среди них - иконы XVI века «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия», икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова.
XXI салон современного искусства Art ShoppingВ сердце Парижа, 20-22 октября 2017 года, в здании всемирно известного музея Лувр пройдет XXI салон современного и... Далее Выставки в мире | Четверг, 17 Августа 2017 |
«200 ударов в минуту» — выставка пишущих машинокВ Московском Музее современного искусства начиная с 16 декабря 2015 откроется выставка под названием «200 ударов в... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 29 Ноября 2015 |
На Юге России пройдет «Биеналле-2015»Мероприятие проводится министерством культуры Краснодарского края один раз в два года, с начала девяностых годов. Главна... Далее Выставки в мире | Среда, 11 Ноября 2015 |
В Башкирском Музее им. Нестерова начала свою работу выставка китайского фарфораОснову экспозиции этой выставки составляют лучшие образцы современного фарфорового искусства Китайской Народной Республи... Далее Выставки в Уфе | Вторник, 10 Ноября 2015 |
8 ноября в Архангельске открылась выставка, приуроченная к 80 годовщине Союза художников областиЭта выставка (уже третья по счету среди выставок из цикла юбилейных) проходит в выставочном зале, принадлежащем Архангел... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 8 Ноября 2015 |
С 5 ноября состоится открытие выставки под названием «100 лет моды в Росси
С 3 ноября началась Ночь искусств в Третьяковской галерее, которая называется &l
Самарская мультимедийная выставка «Великие модернисты. Революция в искусст
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.