Богоматерь Казанская. XVIII век.

Коллекция древнерусской живописи музея невелика. В настоящее время она насчитывает 130 произведений вместе с иконами научно-вспомогательного фонда.

Комплектование собрания древнерус­ской живописи производилось бессистем­но. В музей собирались не только лучшие образцы иконописи, но и все возможные. И, судя по старым архивным документам 1920—30 годов, так же, без системы уходи­ли из музея. К сожалению, в учетной доку­ментации этих лет зачастую отсутствуют сведения об источниках поступления экспо­натов.

Около трети всех икон - это произве­дения, составляющие ядро коллекции, тот экспозиционный материал, ценность кото­рого неизмеримо велика как подлинных высокохудожественных памятников рус­ской культуры. Они представляют наиболее крупные центры иконописания и дают материал для разговора о своеобразии и особенностях иконописных школ, центров; о времени создания и художественных достоинствах. Все иконы раскрыты, приведены в экспозиционное состояние.

БГХМ имени М. В. Нестерова

Башкирский государственный худо­жественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова не только хранитель произведений ис­кусства. Это - уникальный социальный и культурологический объект, представляю­щий собой симбиоз разнообразных видов деятельности, в котором воспитательная функция является одной из главных. Формирование коллекций, реставрация произведений, экспозиции выставок и их презентации, экскурсии, лекции, кон­ференции, творческие встречи зрителей с художниками, музыкальные и поэтиче­ские вечера, участие в крупнейших выста­вочных проектах в России и за рубежом, Мемориальный дом-музей А.Э. Тюлькина и выставочный зал «Ижад», филиалы в Нефтекамске, Стерлитамаке и в селе Вос­кресенском Мелеузовского района Башкортостана. Наконец, многочисленные научные публикации: каталоги, альбомы - каталоги, буклеты, академические сбор­ники. В анналах музея - выставка произ­ведений М. В. Нестерова, Д. Д. Бурлюка, К. С. Девлеткильдеева и А. Э. Тюлькина в Государственной Третьяковской гале­рее в Москве, экспонировавшаяся в 2007 году в рамках федерального выставоч­ного проекта «Золотая карта России».

Ларри Гагосян и Даша Жуова.

Влиятельный дилер Ларри Гагосян (Larry Gagosian), открывший десять галерей в столицах мира искусства, штурмует виртуальный арт-рынок. Совместно с главой Google Эриком Шмидтом (Eric Schmidt), богатой наследницей Дашей Жуковой, основателем Twitter Джеком Дорси (Jack Dorsey) и другими тяжеловесами он оказал поддержку проекту Art.sy, призванному расширить доступ коллекционеров к искусству.

Руководит сайтом 24-летний предприниматель Картер Кливленд (Carter Cleveland), который взял за образец музыкальный ресурс Pandora.com. Последний создает списки произведений, опираясь на вкусовые предпочтения пользователя, и предоставляет ему возможность покупать музыку онлайн. Эта технология, по словам Кливленда, вполне может способствовать расширению арт-рынка, а также помочь дилерам узнать больше о вкусах и потребностях собирателей.

Исполнительным директором Art.sy стал Себастьян Куилич (Sebastian Cwilich), бывший топ-менеджер Christie’s. Он основал департамент, занимающийся частными продажами, а также руководил коммерческими операциями принадлежащей аукционному дому галереи Haunch of Venison.

Коровин К. А. (1861-1939). Крым. Гурзур. 1917. Холст. Масло.

В собрании Нестеровского музея - сотни произведений, классифицирую­щихся в искусствоведческой литературе как шедевры: это этапные произведения в творчестве того или другого художника или произведения, обладающие уникальной художественной ценностью, аналоги которым трудно найти в других музеях России. В небольшой по формату статье даже назвать их все не представляется воз­можным, поэтому мы остановимся только на некоторых из них.

В 1871 году выдающийся русский пейзажист Алексей Кондратьевич Сав­расов (1830-1897) завершил работу над пейзажем «Грачи прилетели» (ГТГ). Этот пейзаж стал вершиной его творчества и одновременно квинтэссенцией художе­ственной концепции передвижников, заключавшейся в демократизации всех жанров. Саврасову в этом процессе при­надлежало одно из первых мест: его глав­ным устремлением стало воспевание всего русского, выраженного во внутреннем богатстве внешне простого, и значение «Грачей» в этом смысле трудно переоценить. Но, как свидетельствует критиче­ская литература, предвестником «Грачей» стал небольшой, трогающий душу каждого русского человека «Пейзаж с избушкой» из собрания Башкирского художествен­ного музея. Полуразвалившаяся избуш­ка, босоногий мальчик, разморившаяся под солнцем собачка, курочки, щиплящие траву. Написанный в лучших традициях реалистического искусства, «Пейзаж с из­бушкой» - выдающийся памятник русской деревне, русскому крестьянству, обреме­нённому тяготами нищей беспросветной жизни, и главное - один из первых таких памятников.

Картинная галерея.

Изобразительное искусство Башкирии с начала XX века до конца 90-х годов развивалось на основе реалистической традиции. И сейчас развитие реализма не замерло и не остановилось. Но тем не менее наблюдается определенное его торможение, процесс, похожий на вялотекущую болезнь.

В начале 90-х годов в общество и искусство пришла свобода. По линии Союза художников стали проводиться выставки, не имеющие отношения к принципам этого творческого объедине­ния — от выставок фото до эротических. Предпочтение отдается «новому современному искусству». В то же время в музейных запасниках находится целый кладезь разнообразных реалистиче­ских произведений, которых не видят ни зрители, ни художники нового поколения. При этом нам навязывают мнение о сложности определения границ реализма. И предлагают считать реализмом любое направление в искусстве, мотивируя это примитивной доморощенной «философией». Объясняют, что линия, цвет, пятно уже сами по себе реальны на изобразительной плоскости, значит — это реализм. Происходит непоправимая профанация восприятия системы сложившихся определений и ценностей в искусстве. Ведет все это к смещению, сдвигу, разрушению реалистической школы станкового изоискусства. Действительно, реализм беско­нечен, как сама жизнь. Но жизнь показала, что без границ бывает не реализм, а бездумность и непрофессионализм.

АЛЕКСЕЙ КРАВЧЕНКО. Индийская сказка. 1920-е. Холст, масло. 123 х 158

4 ноября в Нью-Йорке пройдет очередной аукцион русского искусства, устроенный домом Sotheby’s. Каталог пестрит знаменитейшими именами: Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Константин Коровин, Александр Яковлев, Борис Григорьев... Впрочем, сегодня покупают не имена, а шедевры. А шедевров на торгах много не бывает.

Самый высокий эстимейт получила картина Алексея Кравченко (1889–1940) — модерниста-романтика, получившего признание благодаря своей графике. Предоставленная наследниками художника «Индийская сказка» (1–1,5 миллиона долларов) — красочное, по-гогеновски «экзотичное» полотно, равного которому на торги пока что не выставлялось (в открытой продаже появлялось всего около двух десятков работ Кравченко, самое дорогое из которых — «Обнаженная» (1919) — принесло в «золотом» для арт-рынка 2007 году 367 тысяч фунтов). В прошлом году в Третьяковской галерее прошла крупная ретроспектива художника; Sotheby’s делает ставку на возросший интерес к его живописи — отсюда и довольно смелая экспертная оценка аукционного дома. Холст прочат в «миллионники». Картина действительно хороша, и многим она понравилась на показе в Историческом музее. По мнению AI, цена на эту выдающуюся для живописи художника работу приблизится к нижней границе эстимейта.

Саврасов А. К. (1830-1896). Пейзаж с избушкой. 1866. Холст. Масло.

Мы продолжаем рассказывать о Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Об истории его создания можно прочитать здесь.

Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернув­шего весь город в поисках новых произ­ведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека - 2500 томов. В 1920-1930-е годы музей активно пополнялся экспона­тами из Московского и Петроградского музейных фондов. Тогда в музей посту­пили произведения К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, Л. В. Туржанского, И. Н. Крам­ского, В. Т. Перова, М. А. Врубеля, В. А. Се­рова, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и многих других известных художников. Особую ценность коллекции древнерус­ской живописи составили иконы, посту­пившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллек­ционера и реставратора Г.И. Чирикова. Среди них - иконы XVI века «Богома­терь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия», икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова.

Выставки

News image

XXI салон современного искусства Art Shopping

В  сердце Парижа, 20-22 октября 2017 года, в здании всемирно известного музея Лувр пройдет XXI салон современного и... Далее

Выставки в мире | Четверг, 17 Августа 2017

News image

«200 ударов в минуту» — выставка пишущих машинок

В Московском Музее современного искусства начиная с 16 декабря 2015 откроется выставка под названием «200 ударов в... Далее

Выставки в мире | Воскресенье, 29 Ноября 2015

News image

На Юге России пройдет «Биеналле-2015»

Мероприятие проводится министерством культуры Краснодарского края один раз в два года, с начала девяностых годов. Главна... Далее

Выставки в мире | Среда, 11 Ноября 2015

News image

В Башкирском Музее им. Нестерова начала свою работу выставка китайского фарфора

Основу экспозиции этой выставки составляют лучшие образцы современного фарфорового искусства Китайской Народной Республи... Далее

Выставки в Уфе | Вторник, 10 Ноября 2015

News image

8 ноября в Архангельске открылась выставка, приуроченная к 80 годовщине Союза художников области

Эта выставка (уже третья по счету среди выставок из цикла юбилейных) проходит в выставочном зале, принадлежащем Архангел... Далее

Выставки в мире | Воскресенье, 8 Ноября 2015

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта