Школа реалистического искусства пришла в Россию из Европы. Это касается и трехмерной станковой живописи, графики, декоративного искусства, и скульптуры для фешенебельных буржуазных салонов. Это искусство, развиваясь в России, как зерно, не только упало, но и глубоко вошло в российскую почву, проросло Россией - ее православием, историей, душой!
До Октябрьской революции 1917 года в Уфе не было ни художественного музея, ни художественных учебных заведений. Молодежь уезжала учиться в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Пензу. Художниками-профессионалами были лишь иконописцы. А богатые уфимцы обычно заказывали студентам-художникам копии с популярных картин.
Продолжение, начало: Коллекция искусства - что это? - Часть 1
Диапазон жанров другого уфимского художника - Р. М. Нурмухаметова - обширен: портрет, композиционная картина, пейзаж. В его работах жизнь отражена во всем многообразии не только явлений, но и цвета, - прирожденный колорист, он тонко чувствовал и мастерски передавал все оттенки и тона сложно разрабатываемого основного цвета. Богатство колорита, нарядность цветовой гаммы, солнечной в передаче света, стали основными характеристиками его живописи. Он демонстрирует их и в крупной замечательной по исполнительскому мастерству и торжественной по характеру работе «Парфенон», и в небольшом этюде с деревенскими домиками.
Этюды художников второго поколения вызывают сегодня особый интерес коллекционеров башкирского искусства. Этюд, которым «вперехлест» увлекались в 1960-х годах крупные мастера - Нурмухаметов, Домашников, Бурзянцев, Литвинов, сыграл в развитии пейзажной живописи Башкортостана роль огромную и до конца еще пока недостаточно оцененную. Отлично «сработанный» пленэрный этюд был предметом конкуренции художников: чей лучше! Созданный на одном дыхании, эмоциональный живописный этюд нередко был живее иных завершенных композиций и свидетельствовал о высоком мастерстве автора. Написать такой этюд, по художественным качествам, характеру и сути своей ничуть не уступающий завершенному полотну, за короткий отрезок времени мог лишь мастер. Архивы сохранили каталоги художественных выставок тех лет. В некоторых из них большую часть составляли именно этюды.
Кому в стране нашей - большой и, в общем, не самой бедной - не знакомо имя Павла Михайловича Третьякова? Основатель сегодняшнего богатейшего национального собрания русского искусства, человек, бескорыстно оставивший нам (и детям, и внукам нашим!) в наследство свое огромное художественное богатство, он когда-то начал свою собирательскую деятельность без определенных целей, из любви к искусству и, по его собственному признанию, искреннего стремления воспитать свой вкус. Лишь позднее - когда коллекция уже разрослась - он принял решение оставить ее в дар своим согражданам. Пример бескорыстия... Шаг - для современников наших, увы, все более непонятный, несмотря на то, что именно благодаря Третьякову, впервые попав в Москву, каждый из нас идет непременно в Третьяковскую галерею лицезреть это замечательное художественное наследие. Мы привыкли к тому, что она есть - наша общероссийская Государственная Третьяковская галерея. Есть, и все тут. А кто, и как, и на какие деньги собрал ее коллекцию - для большинства из нас, к сожалению, уже неважно. Конечно, изначально собранная Третьяковым коллекция была значительно меньше, чем та, которую мы имеем сегодня. Но началась-то галерея с него...
Так же, как с коллекции, подаренной в начале 20 века городу Уфе русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, началось собрание Башкирского государственного художественного музея. Пример гражданственности...
Последняя декада сентября пройдет в башкирской столице под знаком открытия различных выставок. Начало культурного бума накануне ознаменовала презентация новой экспозиции в Малом выставочном зале Союза художников Башкортостана. Авторами проекта стали известные уфимские художники Ольга и Борис Самосюк. Вниманию публики они представили работы коллег, ушедших из жизни на взлете своей творческой карьеры. Выставка, которая называется "Памяти друзей", объединила в экспозиции акварель Ильдуса Валитова, печатную графику Ирины Исуповой и рукописные тексты Александра Касымова.
![]() Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
![]() Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
![]() Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
![]() Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
![]() Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.