БГХМ имени М. В. Нестерова

Башкирский государственный худо­жественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова не только хранитель произведений ис­кусства. Это - уникальный социальный и культурологический объект, представляю­щий собой симбиоз разнообразных видов деятельности, в котором воспитательная функция является одной из главных. Формирование коллекций, реставрация произведений, экспозиции выставок и их презентации, экскурсии, лекции, кон­ференции, творческие встречи зрителей с художниками, музыкальные и поэтиче­ские вечера, участие в крупнейших выста­вочных проектах в России и за рубежом, Мемориальный дом-музей А.Э. Тюлькина и выставочный зал «Ижад», филиалы в Нефтекамске, Стерлитамаке и в селе Вос­кресенском Мелеузовского района Башкортостана. Наконец, многочисленные научные публикации: каталоги, альбомы - каталоги, буклеты, академические сбор­ники. В анналах музея - выставка произ­ведений М. В. Нестерова, Д. Д. Бурлюка, К. С. Девлеткильдеева и А. Э. Тюлькина в Государственной Третьяковской гале­рее в Москве, экспонировавшаяся в 2007 году в рамках федерального выставоч­ного проекта «Золотая карта России».

Коровин К. А. (1861-1939). Крым. Гурзур. 1917. Холст. Масло.

В собрании Нестеровского музея - сотни произведений, классифицирую­щихся в искусствоведческой литературе как шедевры: это этапные произведения в творчестве того или другого художника или произведения, обладающие уникальной художественной ценностью, аналоги которым трудно найти в других музеях России. В небольшой по формату статье даже назвать их все не представляется воз­можным, поэтому мы остановимся только на некоторых из них.

В 1871 году выдающийся русский пейзажист Алексей Кондратьевич Сав­расов (1830-1897) завершил работу над пейзажем «Грачи прилетели» (ГТГ). Этот пейзаж стал вершиной его творчества и одновременно квинтэссенцией художе­ственной концепции передвижников, заключавшейся в демократизации всех жанров. Саврасову в этом процессе при­надлежало одно из первых мест: его глав­ным устремлением стало воспевание всего русского, выраженного во внутреннем богатстве внешне простого, и значение «Грачей» в этом смысле трудно переоценить. Но, как свидетельствует критиче­ская литература, предвестником «Грачей» стал небольшой, трогающий душу каждого русского человека «Пейзаж с избушкой» из собрания Башкирского художествен­ного музея. Полуразвалившаяся избуш­ка, босоногий мальчик, разморившаяся под солнцем собачка, курочки, щиплящие траву. Написанный в лучших традициях реалистического искусства, «Пейзаж с из­бушкой» - выдающийся памятник русской деревне, русскому крестьянству, обреме­нённому тяготами нищей беспросветной жизни, и главное - один из первых таких памятников.

Картинная галерея.

Изобразительное искусство Башкирии с начала XX века до конца 90-х годов развивалось на основе реалистической традиции. И сейчас развитие реализма не замерло и не остановилось. Но тем не менее наблюдается определенное его торможение, процесс, похожий на вялотекущую болезнь.

В начале 90-х годов в общество и искусство пришла свобода. По линии Союза художников стали проводиться выставки, не имеющие отношения к принципам этого творческого объедине­ния — от выставок фото до эротических. Предпочтение отдается «новому современному искусству». В то же время в музейных запасниках находится целый кладезь разнообразных реалистиче­ских произведений, которых не видят ни зрители, ни художники нового поколения. При этом нам навязывают мнение о сложности определения границ реализма. И предлагают считать реализмом любое направление в искусстве, мотивируя это примитивной доморощенной «философией». Объясняют, что линия, цвет, пятно уже сами по себе реальны на изобразительной плоскости, значит — это реализм. Происходит непоправимая профанация восприятия системы сложившихся определений и ценностей в искусстве. Ведет все это к смещению, сдвигу, разрушению реалистической школы станкового изоискусства. Действительно, реализм беско­нечен, как сама жизнь. Но жизнь показала, что без границ бывает не реализм, а бездумность и непрофессионализм.

Саврасов А. К. (1830-1896). Пейзаж с избушкой. 1866. Холст. Масло.

Мы продолжаем рассказывать о Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Об истории его создания можно прочитать здесь.

Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернув­шего весь город в поисках новых произ­ведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека - 2500 томов. В 1920-1930-е годы музей активно пополнялся экспона­тами из Московского и Петроградского музейных фондов. Тогда в музей посту­пили произведения К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, Л. В. Туржанского, И. Н. Крам­ского, В. Т. Перова, М. А. Врубеля, В. А. Се­рова, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и многих других известных художников. Особую ценность коллекции древнерус­ской живописи составили иконы, посту­пившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллек­ционера и реставратора Г.И. Чирикова. Среди них - иконы XVI века «Богома­терь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия», икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова.

БГХМ им. М. В. Нестерова. Фасад.К 90-летию Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова

Башкирский государственный худо­жественный музей им. Михаила Васильевича Нестерова - один из старейших музеев России. Его основание и начало собрания связаны с именем выдающегося художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова. Желая «содействовать художественному обра­зованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины XIX - начала XX века: 102 экспоната, в том числе про­изведения И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, В. Д. По­ленова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, А. Е. Архипова, Н. К. Рериха и многих других. Особую ценность дара составили 30 работ самого Нестерова (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника.

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта