Башкирский государственный художественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова не только хранитель произведений искусства. Это - уникальный социальный и культурологический объект, представляющий собой симбиоз разнообразных видов деятельности, в котором воспитательная функция является одной из главных. Формирование коллекций, реставрация произведений, экспозиции выставок и их презентации, экскурсии, лекции, конференции, творческие встречи зрителей с художниками, музыкальные и поэтические вечера, участие в крупнейших выставочных проектах в России и за рубежом, Мемориальный дом-музей А.Э. Тюлькина и выставочный зал «Ижад», филиалы в Нефтекамске, Стерлитамаке и в селе Воскресенском Мелеузовского района Башкортостана. Наконец, многочисленные научные публикации: каталоги, альбомы - каталоги, буклеты, академические сборники. В анналах музея - выставка произведений М. В. Нестерова, Д. Д. Бурлюка, К. С. Девлеткильдеева и А. Э. Тюлькина в Государственной Третьяковской галерее в Москве, экспонировавшаяся в 2007 году в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России».
В собрании Нестеровского музея - сотни произведений, классифицирующихся в искусствоведческой литературе как шедевры: это этапные произведения в творчестве того или другого художника или произведения, обладающие уникальной художественной ценностью, аналоги которым трудно найти в других музеях России. В небольшой по формату статье даже назвать их все не представляется возможным, поэтому мы остановимся только на некоторых из них.
В 1871 году выдающийся русский пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) завершил работу над пейзажем «Грачи прилетели» (ГТГ). Этот пейзаж стал вершиной его творчества и одновременно квинтэссенцией художественной концепции передвижников, заключавшейся в демократизации всех жанров. Саврасову в этом процессе принадлежало одно из первых мест: его главным устремлением стало воспевание всего русского, выраженного во внутреннем богатстве внешне простого, и значение «Грачей» в этом смысле трудно переоценить. Но, как свидетельствует критическая литература, предвестником «Грачей» стал небольшой, трогающий душу каждого русского человека «Пейзаж с избушкой» из собрания Башкирского художественного музея. Полуразвалившаяся избушка, босоногий мальчик, разморившаяся под солнцем собачка, курочки, щиплящие траву. Написанный в лучших традициях реалистического искусства, «Пейзаж с избушкой» - выдающийся памятник русской деревне, русскому крестьянству, обременённому тяготами нищей беспросветной жизни, и главное - один из первых таких памятников.
Изобразительное искусство Башкирии с начала XX века до конца 90-х годов развивалось на основе реалистической традиции. И сейчас развитие реализма не замерло и не остановилось. Но тем не менее наблюдается определенное его торможение, процесс, похожий на вялотекущую болезнь.
В начале 90-х годов в общество и искусство пришла свобода. По линии Союза художников стали проводиться выставки, не имеющие отношения к принципам этого творческого объединения — от выставок фото до эротических. Предпочтение отдается «новому современному искусству». В то же время в музейных запасниках находится целый кладезь разнообразных реалистических произведений, которых не видят ни зрители, ни художники нового поколения. При этом нам навязывают мнение о сложности определения границ реализма. И предлагают считать реализмом любое направление в искусстве, мотивируя это примитивной доморощенной «философией». Объясняют, что линия, цвет, пятно уже сами по себе реальны на изобразительной плоскости, значит — это реализм. Происходит непоправимая профанация восприятия системы сложившихся определений и ценностей в искусстве. Ведет все это к смещению, сдвигу, разрушению реалистической школы станкового изоискусства. Действительно, реализм бесконечен, как сама жизнь. Но жизнь показала, что без границ бывает не реализм, а бездумность и непрофессионализм.
Мы продолжаем рассказывать о Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Об истории его создания можно прочитать здесь.
Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернувшего весь город в поисках новых произведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека - 2500 томов. В 1920-1930-е годы музей активно пополнялся экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов. Тогда в музей поступили произведения К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, Л. В. Туржанского, И. Н. Крамского, В. Т. Перова, М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и многих других известных художников. Особую ценность коллекции древнерусской живописи составили иконы, поступившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллекционера и реставратора Г.И. Чирикова. Среди них - иконы XVI века «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия», икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова.
К 90-летию Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова
Башкирский государственный художественный музей им. Михаила Васильевича Нестерова - один из старейших музеев России. Его основание и начало собрания связаны с именем выдающегося художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова. Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины XIX - начала XX века: 102 экспоната, в том числе произведения И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, А. Е. Архипова, Н. К. Рериха и многих других. Особую ценность дара составили 30 работ самого Нестерова (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника.
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.