Художник Михаил Федорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Сергевной Гончаровой, ставшей его верной соратницей.
На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Михаила Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как "Розовый куст", "Сад", "Рыбы при закате" (все 1904). Эти и им подобные картины пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.
В 1907 г. Михаил Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский лубок, ремесленную вывеску и т. п. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Михаил Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии "Франты" и "Парикмахеры". На выставке "Бубновый валет" 1910 г. он демонстрирует полотно "Хлеб", напоминающее вывеску булочной. На выставке "Ослиный хвост" 1912 г., организованной самим Михаилом Ларионовым, где также участвовали Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А В. Шевченко, М. 3. Шагал, были выставлены картины из "солдатской серии". В них сказались собственные впечатления художника от военной службы, которую ему пришлось проходить после окончания училища в 1910 г. Примитивизм Михаила Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.
В 1910-х гг. Михаил Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, н 1913 г. подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие - из коллекции Михаила Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков.
Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г. состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию.
На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Михаил Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. "Мишень" стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Уже диспут "Мишени" включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год". В том же 1913 г. Ларионов публикует брошюру "Лучизм", манифест "Лучисты и будущники", в которых формулирует теорию нового течения: "Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. ... Луч условно изображается на плоскости цветной линией". В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства.
С 1912 г. Михаил Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А. Е. Крученых, В. В. Хлебникова, К. А. Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность.
В 1914 г. Ларионов участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен. В 1915 г. по приглашению С. П. Дягилева вместе с Н. С. Гончаровой присоединился к труппе "Русского балета", путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций. Оформил балеты "Русские сказки" на музыку А. К. Лядова (1916), "Шут" С. С. Прокофьева (1921) и др. В 1920-х гг. он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов.
С 1919 г. Ларионов и Гончарова поселились в Париже. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве и пр.
12 июня 2007 года на лондонском аукционе дома Sotheby's по продаже русской живописи самым дорогим лотом оказалось полотно Михаила Ларионова "Натюрморт с иконой и кувшином": его купили за 4,5 миллиона долларов (2,3 миллиона фунтов стерлингов). Всего в течение первой - дневной - сессии было продано произведений искусства почти на 35 миллионов долларов (17,7 миллиона фунтов), судя по предварительным итогам торгов, опубликованным на сайте дома Sotheby's.
Написанный между 1910 и 1912 годами натюрморт Ларионова выставлялся с предварительной оценкой в 1-1,5 миллиона фунтов. Представители Sotheby's с момента формирования каталога торгов говорили, что натюрморт станет "звездой" аукциона. Вторым по дороговизне лотом, как и ожидалось, стал "Пикник" Бориса Кустодиева (1,3 миллиона фунтов, т.е 2,5 миллиона долларов). Еще одна работа Ларионова - "Три купальщицы с розой" - продана за 737 тысяч фунтов стерлингов (около полутора миллионов долларов).
← Волшебство и тайна. Международная выставка. | Персональная выставка компьютерной графики Бруно Поллачи → |
---|
Мазитов Амир МинивалиевичЖивописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017 |
Яппаров Рифат УльфатовичЯппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013 |
Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор ШарыгинНе хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012 |
Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012 |
Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012 |
Отправной точкой для художника Фарида Ергалиева и его творчества стало башкирск
Тенденция к "оживлению" природы и предметов быта ощутима уже в работах конца 70-
Художник Михаил Спиридонов принадлежит к числу тех немногих творчески одаренных
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...