Вряд ли кто-то всерьез заподозрит произведение изобразительного искусства в том, что оно способно вызвать учащенное сердцебиение или, скажем, кожный зуд. Однако результаты исследований, опубликованные на сайте Американской психологической ассоциации, утверждают обратное: ученые сделали вывод, что в восприятии произведений искусства задействованы все системы организма.
173 посетителя одного из швейцарских музеев согласились принять участие в эксперименте, в ходе которого им было предложено надеть на время просмотра экспозиции специальные перчатки, с помощью которых сканировались четыре разных физических показателя состояния организма. Исследователям удалось обнаружить связь между впечатлениями посетителей от картин и изменениями трех из четырех измеренных показателей.
«Наше исследование позволяет сделать вывод, что такие уникальные человеческие способности, как эстетическое восприятие и наслаждение произведениями искусства, вызывают изменение физических параметров функционирования организма», — прокомментировал итоги своей работы в научном журнале «Психология эстетического восприятия, творчества и изобразительного искусства» (“Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts”) специалист из Бернского университета,руководитель проекта Вольфганг Шахер (Wolfgang Tschacher).
Эксперимент, проведенный не в кабинетных, а в «полевых» условиях — в настоящей галерее изобразительного искусства, — стал доказательством реальности того процесса, который Шахер и его коллеги называют «телесным восприятием искусства». Его участники (точнее — участницы, так как 65% подопытных составили женщины) провели в Музее изобразительного искусства швейцарского города Санкт-Галлен в среднем по 28 минут, осматривая собрание хранящихся в нем работ. В их числе были полотна таких мастеров живописи ХХ века, как Клод Моне (Claude Monet), Эдвард Мунк (Edvard Munch), Энди Уорхол (Andy Warhol) и Пауль Клее (Paul Klee).
Перчатку со встроенным оборудованием любители искусства надевали на правую руку, и пока они наслаждались шедеврами, аппаратура регистрировала четыре параметра состояния их тела: частоту сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма, уровень электропроводимости кожи и вариабельность кожно-гальванического рефлекса. Электропроводимость кожных покровов — явление, суть которого состоит в том, что человеческая кожа может служить лучшим или худшим проводником в зависимости от возникновения внешних или внутренних стимулов, возбуждающих организм.
Аппаратура также фиксировала реакции посетителей на конкретные произведения. После этого участников эксперимента попросили высказать свое мнение о шести работах: трех, которые они разглядывали дольше всего, и трех, заранее выбранных психологами. Каждый из испытуемых ответил на 19 вопросов анкеты, в которой описал чувства, вызванные у него работой, а также свое художественно-критическое суждение о произведении. Сравнив эти данные с данными компьютерного исследования физических реакций, исследователи пришли к выводу, что зарегистрированные колебания рассмотренных ими физических показателей «напрямую связаны с эстетическими переживаниями, вызванными произведениями искусства». Например, пульс испытуемых учащался, когда они созерцали произведение, позже оцененное ими как «сильное» или «значительное», а также когда произведение, по их собственным оценкам, идеально вписывалось в концепцию экспозиции с точки зрения логики и колорита. Вариабельность сердечного ритма менялась, если произведение было мастерски написано, а также содержало в себе элементы юмора или неожиданные образы. Вариабельность кожно-гальванического рефлекса также оказалась связанной с общей эмоционально-смысловой заряженностью произведения. Ученые подсчитали, что произведения искусства «в целом на 25% изменили состояние организма испытуемых».
Шахер и его команда на всякий случай уточняют, что ни в коей мере «не считают, будто восприятие искусства — это исключительно нейрофизиологический процесс». Их исследование, скорее, на практике доказывает, что многогранный и сложный интеллектуально-эмоциональный акт восприятия искусства отражается на функционировании тела. Или же, как считает влиятельный нейрофизиолог Антонио Дамасио (Antonio Damasio), сначала возникает именно телесная реакция, а потом наш мозг сканирует ее и расшифровывает в виде эмоций. Как бы там ни было, если искусство трогает вас за сердце, то знайте, что это не просто метафора.
← Очарование подземного мира Башкортостана | Оптовая продажа одежды в Москве. Продажа женской одежды оптом → |
---|
Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налогиПокупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п... Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011 Далее |
Правовое пространство для культурыВ пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ... Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011 Далее |
Россиянам объяснят, что такое культураВчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт... Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011 Далее |
Авторское право и неправоНе так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото... Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011 Далее |
Фотографировать — нельзя — запретитьЗапрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз... Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011 Далее |
Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.