Рафаэль Кадыров. Непреходящее.Вряд ли кто-то всерьез заподозрит произведение изобразительного искусства в том, что оно способно вызвать учащенное сердцебиение или, скажем, кожный зуд. Однако результаты исследований, опубликованные на сайте Американской психологической ассоциации, утверждают обратное: ученые сделали вывод, что в восприятии произведений искусства задействованы все системы организма.

173 посетителя одного из швейцарских музеев согласились принять участие в эксперименте, в ходе которого им было предложено надеть на время просмотра экспозиции специальные перчатки, с помощью которых сканировались четыре разных физических показателя состояния организма. Исследователям удалось обнаружить связь между впечатлениями посетителей от картин и изменениями трех из четырех измеренных показателей.

«Наше исследование позволяет сделать вывод, что такие уникальные человеческие способности, как эстетическое восприятие и наслаждение произведениями искусства, вызывают изменение физических параметров функционирования организма», — прокомментировал итоги своей работы в научном журнале «Психология эстетического восприятия, творчества и изобразительного искусства» (“Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts”) специалист из Бернского университета,руководитель проекта Вольфганг Шахер (Wolfgang Tschacher).

Эксперимент, проведенный не в кабинетных, а в «полевых» условиях — в настоящей галерее изобразительного искусства, — стал доказательством реальности того процесса, который Шахер и его коллеги называют «телесным восприятием искусства». Его участники (точнее — участницы,  так как 65% подопытных составили женщины) провели в Музее изобразительного искусства швейцарского города Санкт-Галлен в среднем по 28 минут, осматривая собрание хранящихся в нем работ. В их числе были полотна таких мастеров живописи ХХ века, как Клод Моне (Claude Monet), Эдвард Мунк (Edvard Munch), Энди Уорхол (Andy Warhol) и Пауль Клее (Paul Klee).

Перчатку со встроенным оборудованием любители искусства надевали на правую руку, и пока они наслаждались шедеврами, аппаратура регистрировала четыре параметра состояния их тела: частоту сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма, уровень электропроводимости кожи и вариабельность кожно-гальванического рефлекса. Электропроводимость кожных покровов — явление, суть которого состоит в том, что человеческая кожа может служить лучшим или худшим проводником в зависимости от возникновения внешних или внутренних стимулов, возбуждающих организм.

Аппаратура также фиксировала реакции посетителей на конкретные произведения. После этого участников эксперимента попросили высказать свое мнение о шести работах: трех, которые они разглядывали дольше всего, и трех, заранее выбранных психологами. Каждый из испытуемых ответил на 19 вопросов анкеты, в которой описал чувства, вызванные у него работой, а также свое художественно-критическое суждение о произведении. Сравнив эти данные с данными компьютерного исследования физических реакций, исследователи пришли к выводу, что зарегистрированные колебания рассмотренных ими физических показателей «напрямую связаны с эстетическими переживаниями, вызванными произведениями искусства». Например, пульс испытуемых учащался, когда они созерцали произведение, позже оцененное ими как «сильное» или «значительное», а также когда произведение, по их собственным оценкам, идеально вписывалось в концепцию экспозиции с точки зрения логики и колорита. Вариабельность сердечного ритма менялась, если произведение было мастерски написано, а также содержало в себе элементы юмора или неожиданные образы. Вариабельность кожно-гальванического рефлекса также оказалась связанной с общей эмоционально-смысловой заряженностью произведения. Ученые подсчитали, что произведения искусства «в целом на 25% изменили состояние организма испытуемых».

Шахер и его команда на всякий случай уточняют, что ни в коей мере «не считают, будто восприятие искусства — это исключительно нейрофизиологический процесс». Их исследование, скорее, на практике доказывает, что многогранный и сложный интеллектуально-эмоциональный акт восприятия искусства отражается на функционировании тела. Или же, как считает влиятельный нейрофизиолог Антонио Дамасио (Antonio Damasio), сначала возникает именно телесная реакция, а потом наш мозг сканирует ее и расшифровывает в виде эмоций. Как бы там ни было, если искусство трогает вас за сердце, то знайте, что это не просто метафора.




Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Комментарии

Законодательство

Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налоги

News image

Покупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п...

Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011

Далее

Правовое пространство для культуры

News image

В пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ...

Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011

Далее

Россиянам объяснят, что такое культура

News image

Вчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт...

Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011

Далее

Авторское право и неправо

News image

Не так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото...

Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011

Далее

Фотографировать — нельзя — запретить

News image

Запрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз...

Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011

Далее
  • Творец и Налоги.

    Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер

Перейти в категорию: Законодательство
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак ул.Лазурная, д.3.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта