Как-то путешествовал по Агидели со своей будущей женой Ириной. Не доплывая скалы Муйн-Акташ (по-башк.: “Белошейный камень”, а по-русски: просто “Черный палец”) перед нами открылась “Скала вождей” — высоко на скалах изображены портреты Маркса, Энгельса и Ленина, все трое настолько похожи на башкир, что я назвал это “Скалой трех башкир”...
К тому времени я уже двадцать лет ежегодно сплавлялся по Агидели и “Скала трех башкир” в первозданном виде напоминала шахматную ладью в вертикальном разрезе. С позволения сказать, художники из Мелеуза молотками и зубилами выровняли верхнюю часть горы и черной, белой, желтой красками увековечили свой ура-патриотический порыв...
- Как будто в город попала! - воскликнула моя невеста.
Для полного счастья на каждой скале не хватало по лозунгу или чего-то еще более крутого - изображения на всех скалах вдоль Агидели членов Политбюро КПСС! Хотя мои ретивые друзья из контрольно-спасательной службы, в те времена считали, чуть ли не долгом на каждом мало-мальском “бугорке” среди скал воткнуть красный флаг...
Возвращаемся в Германию. В казарме, где предстояла моя встреча с почти мальчишками из СССР, стоял стойкий запах, извините, мочи, который по концентрации даже превосходил атмосферу в спальных корпусах нашей детской колонии, где когда-то мне “посчастливилось” работать художником... Меня всегда забавлял такой диалог:
- Чем занимаешься?
- Я художник.
- ...?!
- Работаю на заводе в должности художника...
Я спрашивал себя: почему на заводах не введут должности “композитора”, “писателя”?...
Благодаря чудесному свойству человеческого организма, которое называется адаптацией, смутивший было меня запах... превратился, как сказали бы журналисты, “в атмосферу дружбы и взаимопонимания”... Мы понравились друг другу и обе стороны, по-моему, остались довольны, о чем мне до сих пор напоминает безыскусные, но искренне написанные слова благодарности на врученном мне адресе...
Моя выставка в Halle-Neustadt открылась в помещении центральной поликлиники, в специально отведенной для этого рекреации. Мне предложили выставиться вместе с немецкой керамисткой Ute Brade. Разве мог я возразить, тем более, что стены для экспозиции ей не были нужны?
На открытии выставки было сказано несколько слов представителями немецкого союза художников. Мое предложение отметить за мой счет, разумеется, хотя бы шампанским это событие, было отвергнуто, дескать, рабочее время... Воистину, что русскому хорошо, немцу - смерть!
Я на открытие явился весь загорелый, мне... всего пятьдесят лет, во всем белом: шорты, футболка, носки и туфли.
Через десять лет по просьбе начальства завода “Сода”, в связи с юбилеем предприятия, мне предложили организовать свою выставку в фойе Дома Культуры и пообещали купить у меня картину для башкирского президента, который должен был прибыть на праздник. Лето было жарким - температура была, как тогда в Германии. Я оделся в сохранившуюся “немецкую униформу” — весь в белом загорелый и хорошо пахнущий...
Свита президента, эта вспотевшая безликая черно-серая чиновничья масса в безразмерных пиджаках, брюках, и затянутых галстуках прошла мимо меня, автора выставки и лишь мой старый знакомый, бывший комсомольский вожак и будущий депутат Госдумы подал мне руку и сказал:
- Не хочу даже здороваться, не люблю, когда без штанов...
Я хотел сказать, что у моей жены аллергия на запах пропотевшего и протухшего, скажем так... тела. Но не успел - ко мне подбежала бывшая заместитель администратора города и отчитала меня как школьника:
- Иди и сейчас же надень брюки! - указала мне рукой на выход.
Я посмотрел в направлении ее руки и, изобразив на лице недоумение, спросил:
- А, что там находятся мои брюки?
Так башкирский президент остался без моей картины.
Да, что там Стерлитамак! Перед самым отъездом в Германию, в Уфе в газете “Советская Башкирия” меня попросили дать интервью. Я был в шортах, рубашке и кроссовках. Но милиционер у входа в редакцию остановил меня:
- В спортивном сюда нельзя!
- Это просто короткие брюки, которые носят в жаркую погоду в Европе.
Страж порядка задумался и, выдержав “паузу Станиславского”, парировал:
- Здесь не Европа!
И мне пришлось давать интервью в проходной...
Открыв выставку, я сразу начал ходатайствовать о следующей, в самом Halle, в помещении общества германо-советской дружбы (меня сразу поправили, когда я сказал советско-германской) и приступил к написанию городских пейзажей Halle, Drezden, Berlin (уже в день отъезда).
В то лето в Германии стояла жара между тридцатью и сорока градусами. Были случаи, когда люди падали в обморок, например, в парикмахерских, на остановках транспорта. Что-то похожее случилось и с моей натурщицей, когда она позировала мне. Но об этом позднее.
По городу хожу в шортах, без майки, босиком. Пишу, как обычно, сразу на холсте, сев на тротуар, предварительно под себя постелив газету. Здесь всюду пускают в шортах: в кино, рестораны, правда, днем, вечером - не могу сказать, не приходилось!
Как раз в эти дни город отмечал свой 1025-летие! Я сказал, молодцы немцы, приурочили свой юбилей к моему приезду!
А Это был грандиозный праздник: всевозможные фестивали, концерты, были воспроизведены работы всех ремесел, когда-либо культивировавших в городе. Можно было самому, например, что-то выдуть у стеклодувов, выковать у кузнецов и т.д.
Я написал главную площадь города Mark Platz и решил подарить свою работу бургомистру Halle (по-нашему: глава администрации). На память об этой акции я получил фото с бургомистром и... пивной бокал с гербом города...
И вот мой первый визит в общество германо-советской дружбы. Принимают меня, почти не замечая. Пьют себе кофе, к столу не приглашают (позже я узнал, на столе у них маленькая шкатулка, куда желающий выпить кофе должен положить 15 пфенингов. Потом берут выручку и покупают сахар, кофе. Очень, как мне кажется, разумно!.
Puschkin Haus — Дом Пушкина. В вестибюле, прямо посередине установлена чья-то голова на постаменте. Явно, не Пушкин, но все равно спрашиваю:
- Это Пушкин?
- Это, это немецкий еврей (такой-то), во время войны спасший от фашистов это здание.
На втором этаже Gorkij zimmer, Lenin-zimmer.
- Почему ни на двери, ни в комнате нет даже одного портрета? У нас в любом ЖЭУ (в те годы ЖЭКе) минимум штук пять портретов, плакатов, бюстов и барельефов вождя мирового пролетариата.
Кажется, я их пристыдил. Общество в те годы дружило с Башкирией. Во мне словно проснулся Остап Бендер:
- А есть у вас хоть один пейзаж с Башкирией? Нет! Если вы, например, купите несколько моих картин с видами верховьев Агидели, мелеузовских холмов или окрестностей Стерлитамака, то приехавшие гости из любого уголка Башкирии найдут свои родные места. А прежде давайте устроим выставку, здесь, в библиотеке Puschkin Haus, разумеется, после закрытия в Central Poliklinik.
На другой же день пошли выбирать картины. Сказали, что у них три тысячи марок, согласен ли я отдать за них мои три картины? Я согласился и выразил желание получить деньги не перед самым отъездом, а раньше, чтоб успеть потратить. Велели придти завтра... А через полчаса в мой карман перекочевало три тысячи марок. Я спросил, почему они с меня не взяли подоходный налог?
- Ты же у нас не работаешь, — был ответ.
Уже стали приглашать на кофе. А после анекдотов, которыми “расплачивался” я, к кофе эти расчетливые немцы купили... торт!
Мне впервые в жизни пришлось рассказывать анекдоты, не боясь повтора (заядлые анекдотчики знают, что значит, рассказывать старый анекдот!). Рассказывал я, конечно, по-русски, переводчица хохотала до слез, но не всегда осмеливалась переводить, но публика требовала и она уступала... Через несколько мгновений раздавался хохот и они начинали топать ногами (это, наверное, они так аплодировали). Меня это настолько воодушевляло, что в течение трех дней рассказал все, что знал...
Через шестнадцать лет, находясь в Литве, я был приглашен на ежегодные соревнования рыболовов. Там был конкурс на лучший анекдот или стихотворение. Шансы на успех были у тех, кто мог вспомнить “посолёнее”. Мои друзья, еще до моего приезда на праздник, заочно заявили меня на этот конкурс. В результате: выход в финал, затем супер-финал, первое место: майка “Samarina” и бутылка водки “VIP”...
Предлагаю библиотекарше Traudel мне позировать. Она некоторое время отказывается, но, не выдержав моего напора, звонит мужу, чтобы посоветоваться. После разговора объявляет, что муж не против, и они меня приглашают в воскресенье к себе домой на первый сеанс. К моему приходу был накрыт стол, были приготовлены два словаря: русско-немецкий (для меня) и немецко-русский. Их интересовала жизнь в Советском союзе. Спрашивали о Чернобыле, оказывается, вся Европа о взрыве знала через полчаса, а нам вешали лапшу три-четыре дня... После того, как мои хозяева узнали все, что хотели (лучшего “шпиона” им было не найти!), муж моей модели покинул нас, и я приступил к “картону” - рисунку углем на бумаге, в размер будущей картины. Через некоторое время Traudel, ни с того ни с сего, падает без чувств. Потом я друзьям буду рассказывать, что это она от моего взгляда... А сейчас я растерялся. На полу лежит обнаженная женщина (в голове: как подстреленная лошадь), без сознания... Прошу дочь принести полотенце, смоченное в холодной воде. Вскоре она очнулась - это был легкий обморок. Жара, напряженная поза не профессиональной натурщицы - утром, как выяснилось, она с непокрытой головой провела несколько часов в саду, на солнцепеке...
Тем не менее “картон” был завершен и подарен модели. Мне на память осталась фотография...
Продолжение следует...
Жизнь и творчество Альберта Мурзагулова (1936 - 2011)
← Альберт Мурзагулов. История одного художника. Часть 4. | Альберт Мурзагулов. История одного художника. → |
---|
Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налогиПокупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п... Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011 Далее |
Правовое пространство для культурыВ пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ... Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011 Далее |
Россиянам объяснят, что такое культураВчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт... Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011 Далее |
Авторское право и неправоНе так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото... Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011 Далее |
Фотографировать — нельзя — запретитьЗапрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз... Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011 Далее |
Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.