Альберт Мурзагулов. Санкт - Петербург. Вид на Неву. 2001 год.

Ровно год исполнилось со дня скоропостижной смерти замечательного стерлитамакского художника и путешественника Альберта Мурзагулова. 20 января в Уфимской галерее «Урал» открылась персональная выставка его произведений. А мы вам предлагаем узнать путь, пройденный художником от выставки до выставки.

Посвящается моей любимой дочери Ингрид-Фатиме, немецким друзьям Аинденам.

- Если не приеду к тебе в Баскирию... немец буду!-  в очередной раз поклялся мой друг, эвенский оленевод Валера Шумилов, и... не приехал.

Моя самая первая персональная выставка состоялась на уфимской турбазе “Здоровье” через год после окончания художественно - графического факультета Московского пединститута. Картины в основном студенческие, написанные на картоне, без рам и были расставлены на стульях.

Первая выставка - как первая любовь: никаких последствий, если не считать небольшую заметку в республиканской молодежной газете и совсем маленькую информацию в тогда еще всесоюзном журнале “Турист”. Но запомнилась на всю жизнь!

А потом сразу Вильнюс! К тому времени я имел в Литве много друзей, особенно среди художников и путешественников, ездил туда уже 7 лет.

Выставка в помещении профсоюзных курсов, была проведена с легкой руки Литовского совета по туризму и экскурсиям. Там я познакомился с председателем Вильнюсского клуба туристов, фактически предводителем всех путешественников Литвы Альгимантасом Юцявичюсом.

Картины - в белых рамах. Экспозиция, аннотация - я тогда еще не очень понимал значения этих слов. От книги отзывов отговорили: слишком по-советски. На выставку откликнулись не только газеты “Sportas”, “Komjaunimo tiesa”, “Naujenos vakarenis”, но и республиканский журнал “Svyturys”, опубликовавший три цветные репродукции на обложке.

Альберт Мурзагулов. Выставка в Вильнусе. 1977 год.

Альберт Мурзагулов. Выставка в Вильнусе. 1977 год.

Вторая выставка в Вильнюсе в 1977 году - почти как следствие женитьбы на литовке Рите. Популярный художественный салон на ул. П. Цвиркоса, 5. Первый каталог, правда, черно-белый, тем не менее, - это уже документ.

В промежутке между этими двумя выставками в Литве показывал свои картины в Москве в редакции журнала “Турист”, Уфе в только что отстроенном гостиничном комплексе “Турист”, в Стерлитамаке - ДК “Каучук”.

И тут мне выпало познакомиться с “Главным художником Башкирии” — Рашидом Нурмухаметовым, в то время председателем Союза Художников Башкирии. Я думаю, что во всех городах Башкирии и во всех соседних областях есть авторские копии его “Нефтяников”.

Узнав, что я заядлый путешественник, он сразу начал проситься со мной в какое-нибудь путешествие и пообещал:

- Я тебя поучу рисовать!

Я похвалился, что у меня уже состоялись две персональные выставки в Литве, на что он совершенно серьезно отреагировал:

- Это же Дикий Запад! Там любой может выставиться!

У меня чуть было не сорвалось с языка: “Даже Вы?”

Альберт Мурзагулов. Последние жители деревни Кэшеле. 1996-1999.

Альберт Мурзагулов. Последние жители деревни Кэшеле. 1996-1999.

А вслух спросил робко:

- Может мне в Уфе пора выставиться?

- Давай, давай! Выставляйся. Потом в союз примем, - пообещал он, и мы даже оговорили конкретные сроки предстоящей выставки, - первой выставки в Уфе при поддержке Союза Художников.

Выставочным залом и галереей в ту пору в Уфе было только одно место: помещение СХ, на улице Коммунистической. И вот я прибываю из Стерлитамака, развешиваю картины, открываю выставку и уезжаю домой.

Через пару дней звоню в Уфу и на всякий случай спрашиваю:

- Ну, как там моя выставка?

-А мы ее сняли, - ответила мне секретарь СХ.

- ?! Как сняли, за что?! - недоумеваю я, еще не успев опечалиться.

- Оказалось, что в эти сроки была запланирована другая выставка члена СХ и председатель СХ просто забыл о ней, давая “добро” на вашу выставку..., - продолжила она.

Я давно подозревал, что секретарь СХ — этот монстр в юбке, фактически правила всеми делами. Ходили слухи, что даже сам Нурмухаметов побаивался ее, - так много она знала.

Картины Альберта Мурзагулова.

Картины Альберта Мурзагулова.

Лечу в Уфу. Мой новый друг, Алексей Королевский любезно предоставляет для моих картин угол в своей мастерской. Я в расстроенных чувствах улетаю в Вильнюс, как это я делал всегда в те времена, и жалуюсь своим литовским друзьям. Они никак не могут понять, что развешанные картины можно снять даже не предупредив автора. Не понимают, ну что с них возьмешь - дикий Запад!

С Алексеем Королевским я познакомился за год до этих событий. Тогда страстный почитатель моего искусства и, между прочим, самый первый покупатель моей картины, муж моей тети Анвар Байков, главный инженер “Башнефти”, устроил мою выставку в клубе “Башнефти”. В те лихие времена без санкции СХ организовать выставку в туркомплексе “Турист” еще куда ни шло, тем не менее, посетивший выставку Нурмухаметов самолично снял с экспозиции три картины: “Портрет дочери”, “Спящий мужчина” и “Воспоминание о Паланге”, но в здании “Башнефти”, на центральной Советской площади столицы республики: “Ну, ва-а-ще!”.

На выставку прибегают тогдашний министр культуры Хайруллин, его заместитель Чурова и присоединившийся к ним художник Королевский, о котором я знал лишь понаслышке. В зал они вбежали со словами: “Это идеологическая диверсия! Идеологическая диверсия!”. Осмотрелись, успокоились. Диверсии все-таки не случилось. Но придраться было можно. Во всяком случае, стоило попробовать.

- А что у нас башкиры еще живут в юртах? - спрашивает Чурова, приближаясь к моей картине “Чай вдвоем”, на которой я изобразил башкира со своей хатын во время чаепития у юрты. (Впоследствии, цветные репродукции этой картины были напечатаны на титульной обложке журнала “Советская литература” и на обложке журнала “Смена”).

- Это башкирский эпос - отвечаю я.

Далее висела картина “Пастух” - под деревом сидит и играет на курае башкир, рядом лежит собака, а еще чуть дальше отдыхает отара овец. (А эта цветная репродукция была напечатана в журнале “Смена” и “Советская литература”).

- А почему на дереве нет листьев? - наступает Чурова.

- Сухое дерево. Поэтому и нет листьев, - отвечаю, стараясь быть спокойным.

- Ага, башкирский эпос сохнет на корню?! - ликует Чурова.

На открытии выставки произведений Альберта Мурзагулова в Стерлитамаке в 2011 году.

На открытии выставки произведений Альберта Мурзагулова в Стерлитамаке в 2011 году.

Я смолчал. Идем дальше. Изображение обнаженной женщины.

- А это тоже башкирский эпос?! - язвит Чурова.

А, подойдя к картине “Спящий мужчина”, где сидя на стуле, спал мужчина, склонив голову вниз (репродукция в “Советской литературе” и в литовском журнале “Svyturys”):

- А ему только веревки не хватает на шею! - продолжает подливать масло в огонь Чурова.

И вот - кульминация: вся процессия подходит к картине “Воспоминание о Паланге” (сейчас она является собственностью культурного центра литовского посольства в Москве).

Анвар мне шепчет, что он сам прокомментирует “Палангу”.

При виде картины, написанной явно под “тлетворным влиянием Запада”, Чурова чуть ли не приседает:

- А это еще что такое?! - грозно сверкают ее глаза.

- На Западе, где сейчас господствует урбанистическая архитектура, - мягким интеллигентным голосом начинает вещать Байков, - принято в офисах вешать какие-либо абстрактные картины, чтобы отвлечь зрителя от засилья геометрических линий.

- На Западе понятно: рабочий приходит в кабинет к начальству со своими проблемами, жалобами, а увидев такую картину отвлекается и забывает зачем приходил. А нам это зачем?!

Но Алексею Королевскому выставка понравилась. Она продолжила свое существование, а из пятерых участников описанного эпизода в живых остались только двое: Королевский и я. Анвар Байков ушел из жизни 9 лет назад. Те двое — еще раньше. Пусть им всем земля будет пухом.

Из Литвы я вернулся радостный: договорился о новой выставке и снова в салоне на P. Cvirkos, на следующий год. В Москве в журнале “Смена” готовилась публикация статьи и пяти цветных репродукций.

И о фиаско с выставкой на Коммунистической я уже начал забывать. Но когда я стретился с художником Ахматом Лутфуллиным и рассказал ему историю с неудавшейся выставкой, он мне посоветовал идти до конца.

- Сходи в обком, в отдел культуры к Фаткуллиной.

И он оказался прав: Фаткуллина устроила просмотр моих картин прямо в мастерской Королевского и мне был зажжен “зеленый свет”. В декабре снова я буду вешать картины и тогда же познакомлюсь с Линденами.

Художник и путешественник Альберт Мурзагулов.

Художник и путешественник Альберт Мурзагулов.

После испытания властями республики мне испытание устроила сама природа, вот уж от кого я не ожидал такой подлости. Суровая зима 1979-80 года! Температура понижалась до минус 58 градусов по Цельсию! По республике десятки, а может сотни замерзших - открытой статистики не было. И, конечно, было не до искусства.

И вот, когда я только занялся расстановкой картин, а они еще стояли еще на полу, прислоненные к стене, постучались два посетителя. Немецкая чета из ГДР, профессора университета им. Мартина Лютера в Галле Ингрид и Вилли Линдены. Они сказали, что побывали в мастерских Домашникова, Бурзянцева, Лутфуллина, но, по их словам, таких картин ни у кого не видели.

Все маститые художники Башкирии, не в обиду им будет сказано, мне напоминали детей лейтенанта Шмидта из “Золотого теленка” - жанры и сюжеты о Башкирии были между ними поделены, и нарушать “конвенцию” не позволялось:

Рашид Нурмухаметов - нефтяники и иллюстрации к башкирским пьесам: “Жертвы шариата”;

Александр Бурзянцев - башкирские пейзажи, совсем не плохие!

Ахмат Лутфуллин - башкирская деревня. Во время моей выставки в 1977 году в Вильнюсе был организован очередной всесоюзно - международный пленер, на котором от Башкирии приехал Ахмат Лутфуллин - он уже тогда считался мэтром в нашей республике. Узнав, что он в свое время проучился четыре года в Вильнюском художественном институте, я спросил, почему он не выставляется в Вильнюсе. Он к тому времени неоднократный участник выставок в Москве и других городов РСФСР чистосердечно признался:

- Здесь выставляться мне стыдно.

Борис Федорович Домашников - лирические, немножко сентиментальные пейзажи Башкирии.

Кузнецов - исторические сюжеты.

Салмасов - это и современная жизнь в Башкирии. Очень любил сиреневые тона. Однажды мне вполне серьезно высказали возмущение:

- Как ты можешь писать салмасовскими фиолетовыми тонами?

Кащеев - быт и традиции башкир.

Пантелеев - промышленные пейзажи, кстати, я с ним дружил, и он оказал на меня определенное влияние, но заводы, трубы и даже телефонные столбы в моих пейзажах не появились.


Продолжение следует...




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Лучшие игровые автоматы онлайн без денег без регистрации на нашем сайте

Законодательство

Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налоги

News image

Покупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п...

Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011

Далее

Правовое пространство для культуры

News image

В пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ...

Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011

Далее

Россиянам объяснят, что такое культура

News image

Вчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт...

Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011

Далее

Авторское право и неправо

News image

Не так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото...

Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011

Далее

Фотографировать — нельзя — запретить

News image

Запрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз...

Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011

Далее
  • Творец и Налоги.

    Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер

Перейти в категорию: Законодательство
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта