Веер как произведение искусстваВеер, этот небольшой, полный очарования пред­мет, в наши дни редко употребляемый, некогда был очень распространён в высших кругах русского общества. В настоящее время во всех странах не ослабевает интерес к старинным веерам не только как к редким предме­там прежних эпох, но и как к замеча­тельным образцам декоративно-прикладного искусства. Веера коллекциони­руют, изучают, им посвящаются экспо­зиции и публикации.

Московский музей-усадьба «Останки­но» хранит коллекцию вееров XVIII—XX веков, на основании которой в Париже на трёх языках вышла монография о бытовании вееров в России. Коллекция неоднократно выставлялась в музеях России и за рубежом. В марте выставка коллекции вееров прошла в музее А.С. Пушкина, а в апреле она уже экспони­руется в Музее Востока, дополненная экспонатами из личной коллекции ис­торика моды А. Васильева.

Существует  две разновид­ности предметов, объединённых поня­тием «веер». Опахало - наиболее древний, существующий с незапамят­ных времён плоский экран, укреплён­ный на рукояти, и собственно складной веер, состоящий из скреплённых во­едино отдельных пластин с экраном на них. Веера второго типа появились в Европе с Востока в конце XV- начале XVI века, быстро распространились и вошли в жизнь высшего общества.

Веера во все времена представляли большой интерес и очень ценились. Не случайно они всегда включались в состав дорогих иноземных даров. Кон­стантинопольский патриарх Кирилл в числе посольских даров трижды пре­подносил царю Михаилу Фёдоровичу драгоценные опахала. Одно из них царь пожаловал своему сыну Алексею, а после смерти отца царь Алексей Ми­хайлович пода­рил его царице Наталье Кирилловне. В описи ценных ве­щей, конфискованных у сторонников царевны Софьи, опального князя Васи­лия Голицына и казнённого боярина Фёдора Шакловитого, значились опа­хала и веер. В XVIII веке веера так цени­лись, что стали предметами подноше­ния августейшим особам, входили в приданое высокопоставленных особ, их дарили принцы будущим невестам. После Чесменской победы Григорий Орлов преподнёс Екатерине II веер с золотым станком и экраном с росписью на тему морских сражений. В составе приданого Марии Лещинской, будущей королевы Франции, было 35 ве­еров. В 1745 году при женитьбе французского дофина на испанской инфан­те ей вручили от жениха 36 вееров, стоивших 3855 ливров.

Веер, расшитый блестками. Англия. Конец XVIII века.

Веер, расшитый блестками. Англия. Конец XVIII века.

Подлинный расцвет веера как в Запад­ной Европе, так и в России наступил в середине XVIII века, во время царство­вания Екатерины II. Складной веер стал обязательной принадлежностью, не­отъемлемой частью дамского туалета. Без веера было немыслимо даме по­явиться в свете, а в её руках веер стал ярким участником действ на балах, приёмах, праздниках и церемониях. Веер словно утратил своё прямое пред­назначение и превратился в орудие изощренного кокетства. Владение ве­ером требовало большого умения, изобретательности и ловкости. Созда­вались специальные школы, где обуча­ли умению пользоваться языком веера. Известная французская писательница мадам де Сталь говорила, что по мане­ре пользоваться веером она легко мо­жет отличить княгиню от графини и маркизу - от разносчицы. Был изобре­тён целый набор веерных манипуля­ций, применяемых для испытания и привлечения поклонников, для выра­жения своих чувств, желаний и намере­ний. В умелых руках веер стал волшеб­ным средством, с помощью которого можно было подчеркнуть свои досто­инства и скрыть недостатки. Сами обла­дательницы вееров называли их «по­лезный зефир» или «ширма стыдли­вости». Нередко с веерами передава­ли любовные послания, в «случайно забытый» веер вкладывались запис­ки. Иногда веер становился своеоб­разной «шпаргалкой», чтобы блеснуть знаниями и остроумием, дамы при­крепляли на оборотной стороне веера листочки со стихами, анекдотами. Специально изобретённый веерный язык, для освоения которого требова­лось приложить немало усилий, назы­вался маханием. В скором времени этот термин стал синонимом понятия «волокитство». По этому поводу даже родился каламбур: «Одного любить не в моде, ныне машут по погоде». Пресытившись старыми способами, светские красавицы придумывали но­вые способы гадания на веерах, когда на вытянутых наугад веерах читали «предсказания» по изображениям на экране или по числу пластин станка. Веер был настолько популярен и зна­чителен в светской жизни, что порож­дал множество эпиграмм, афориз­мов, каламбуров. Например, фран­цузский афоризм: «Веер в руках кра­савицы - скипетр на владение ми­ром». Веерам посвящали стихи, бас­ни, поэмы. Среди русских авторов, писавших на эту тему, были извест­ные поэты ПР. Державин, И.И. Дмит­риев. Возрастающий спрос на веера породил их значительный ввоз в Рос­сию из различных европейских стран и рост производства в самой стране.

Группа у стены. Франция. 1730-е года.

Группа у стены. Франция. 1730-е года.

В собрании Останкинского музея пре­дставлены веера, поступившие в Рос­сию из Франции, Англии, Италии, Гер­мании и других стран. Особо ценны веера с печатями таможенных служб. Это не только свидетельство давних торговых взаимоотношений, даты на штампах позволяют уточнить время создания предметов.

Интенсивная жизнь вееров продолжа­лась и в XIX, и в начале XX века. Но в это время они постепенно перемеща­лись из дворянского быта в среду ме­нее знатных сословий - мещан, куп­цов, духовенства. Ими пользовались даже богатые крестьянки. Отсюда не­которое удешевление вееров за счёт более простых материалов, имитиру­ющих дорогие черепаховые пластины, слоновую кость, перламутр, в моду ста­ли входить перьевые веера.

Веер с шиповником, расшитый блестками. Россия. Начало XX века.

Веер с шиповником, расшитый блестками. Россия. Начало XX века.

Уже в XIX веке на Западе начали пони­мать антикварную ценность старинных вееров, и возникло целенаправленное их коллекционирование. Сначала этим занимались, как правило, веерные фирмы, к примеру, знаменитая париж­ская фирма «Александр» собрала в то время 1500 старинных вееров. Со вре­менем ценность вееров стала очевид­ной и неоспоримой не только для ис­следователей и специалистов, но и для увлечённых собирателей и коллекци­онеров. Одно из важнейших условий отбора вееров в любую коллекцию - художественное качество. В создании веера принимали участие многие спе­циалисты: художники различных жан­ров, ювелиры, мастера художественной резьбы, ткачества, вышивальщицы, кружевницы и другие мастера декора­тивно-прикладного искусства. Каждый веер - уникальное произведение искусства, поскольку создавался уникаль­ным, с присущим только ему художественным оформлением. На форме, раз­мерах, оформительской манере сказывались вкусы, увлечения, требования моды, закономерности стилевых направлений. В них находили отражение распространённые античные, библей­ские темы, литературные, драматурги­ческие произведения, художественные полотна, а также поразившие общест­венное мнение события и явления (природные катаклизмы, проявления технического прогресса, военные кам­пании и другие события). Показатель­ны также встречающиеся на веерах бы­товые, житейские зарисовки, сценки празднеств, игр, проявления деятель­ности и обычаев различных слоёв об­щества. Интерес к старинным веерам, их коллекционирование отразилось и основе коллекции вееров Анны Оге создан небольшой частный музей. А тридцатилетняя деятельность по со­биранию позволила крупнейшему зна­току веера Элен Адда-Александер не только собрать более трёх тысяч пред­метов, но и создать первый в мире Музей вееров в Лондонском Гринвиче. Собрание вееров Останкинского музея-усадьбы также комплектовалось в основном из частных собраний.

Галантная сцена в парке. Германия. 1840-е года.

Галантная сцена в парке. Германия. 1840-е года.

Так, известный московский собиратель и основатель Музея В.А. Тропинина Ф.Е. Вишневский передал в дар музею 50 вееров своего собрания, что стало основой для последующего более ин­тенсивного коллекционирования. Бо­лее ста вееров собрала в своё время крупный специалист по истории тканей и костюма Л.И. Якунина. Часть вееров этого собрания осела в музее. Из семьи художника В.П. Шереметева, прямого потомка основателя останкинского дворца-театра графа Н.П. Шеремете­ва, в музей потомков поэта Ф.И. Тютчева, великого тенора Л.В. Собинова и других извес­тных владельцев.

Отрадно, что в последнее время значи­тельно возрос интерес к веерам. Так, в Лондоне известные фирмы устраивают специальные веерные аукциона. У нас веера всё чаще появляются в антиквар­ных магазинах и в больших количес­твах выставляются на антикварных са­лонах. Растёт число собирателей, заинтересовавшихся своеобразной пре­лестью вееров. И среди них уже есть настоящие коллекционеры, собравшие значительное количество этих замечательных предметов.

ТЕКСТ: АЛЕКСАНДР ЧЕРВЯКОВ ФОТО: ТАТЬЯНА ИВАНОВА

Александр Червяков, историк, искусствовед, старший научный сотрудник Музея-усадьбы «Остан­кино», заслуженный работник культуры России, автор книг и ста­тей по декоративно-прикладному искусству, в том числе книги «Веера в России XVIII - начала XX века», вышедшей на немецком, французском, английском языках в издательствах «Пакр Стоун» и «Искусство» (Англия, Франция).




Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Комментарии

Законодательство

Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налоги

News image

Покупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п...

Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011

Далее

Правовое пространство для культуры

News image

В пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ...

Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011

Далее

Россиянам объяснят, что такое культура

News image

Вчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт...

Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011

Далее

Авторское право и неправо

News image

Не так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото...

Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011

Далее

Фотографировать — нельзя — запретить

News image

Запрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз...

Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011

Далее
  • Творец и Налоги.

    Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер

Перейти в категорию: Законодательство
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта