Веер, этот небольшой, полный очарования предмет, в наши дни редко употребляемый, некогда был очень распространён в высших кругах русского общества. В настоящее время во всех странах не ослабевает интерес к старинным веерам не только как к редким предметам прежних эпох, но и как к замечательным образцам декоративно-прикладного искусства. Веера коллекционируют, изучают, им посвящаются экспозиции и публикации.
Московский музей-усадьба «Останкино» хранит коллекцию вееров XVIII—XX веков, на основании которой в Париже на трёх языках вышла монография о бытовании вееров в России. Коллекция неоднократно выставлялась в музеях России и за рубежом. В марте выставка коллекции вееров прошла в музее А.С. Пушкина, а в апреле она уже экспонируется в Музее Востока, дополненная экспонатами из личной коллекции историка моды А. Васильева.
Существует две разновидности предметов, объединённых понятием «веер». Опахало - наиболее древний, существующий с незапамятных времён плоский экран, укреплённый на рукояти, и собственно складной веер, состоящий из скреплённых воедино отдельных пластин с экраном на них. Веера второго типа появились в Европе с Востока в конце XV- начале XVI века, быстро распространились и вошли в жизнь высшего общества.
Веера во все времена представляли большой интерес и очень ценились. Не случайно они всегда включались в состав дорогих иноземных даров. Константинопольский патриарх Кирилл в числе посольских даров трижды преподносил царю Михаилу Фёдоровичу драгоценные опахала. Одно из них царь пожаловал своему сыну Алексею, а после смерти отца царь Алексей Михайлович подарил его царице Наталье Кирилловне. В описи ценных вещей, конфискованных у сторонников царевны Софьи, опального князя Василия Голицына и казнённого боярина Фёдора Шакловитого, значились опахала и веер. В XVIII веке веера так ценились, что стали предметами подношения августейшим особам, входили в приданое высокопоставленных особ, их дарили принцы будущим невестам. После Чесменской победы Григорий Орлов преподнёс Екатерине II веер с золотым станком и экраном с росписью на тему морских сражений. В составе приданого Марии Лещинской, будущей королевы Франции, было 35 вееров. В 1745 году при женитьбе французского дофина на испанской инфанте ей вручили от жениха 36 вееров, стоивших 3855 ливров.
Веер, расшитый блестками. Англия. Конец XVIII века.
Подлинный расцвет веера как в Западной Европе, так и в России наступил в середине XVIII века, во время царствования Екатерины II. Складной веер стал обязательной принадлежностью, неотъемлемой частью дамского туалета. Без веера было немыслимо даме появиться в свете, а в её руках веер стал ярким участником действ на балах, приёмах, праздниках и церемониях. Веер словно утратил своё прямое предназначение и превратился в орудие изощренного кокетства. Владение веером требовало большого умения, изобретательности и ловкости. Создавались специальные школы, где обучали умению пользоваться языком веера. Известная французская писательница мадам де Сталь говорила, что по манере пользоваться веером она легко может отличить княгиню от графини и маркизу - от разносчицы. Был изобретён целый набор веерных манипуляций, применяемых для испытания и привлечения поклонников, для выражения своих чувств, желаний и намерений. В умелых руках веер стал волшебным средством, с помощью которого можно было подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Сами обладательницы вееров называли их «полезный зефир» или «ширма стыдливости». Нередко с веерами передавали любовные послания, в «случайно забытый» веер вкладывались записки. Иногда веер становился своеобразной «шпаргалкой», чтобы блеснуть знаниями и остроумием, дамы прикрепляли на оборотной стороне веера листочки со стихами, анекдотами. Специально изобретённый веерный язык, для освоения которого требовалось приложить немало усилий, назывался маханием. В скором времени этот термин стал синонимом понятия «волокитство». По этому поводу даже родился каламбур: «Одного любить не в моде, ныне машут по погоде». Пресытившись старыми способами, светские красавицы придумывали новые способы гадания на веерах, когда на вытянутых наугад веерах читали «предсказания» по изображениям на экране или по числу пластин станка. Веер был настолько популярен и значителен в светской жизни, что порождал множество эпиграмм, афоризмов, каламбуров. Например, французский афоризм: «Веер в руках красавицы - скипетр на владение миром». Веерам посвящали стихи, басни, поэмы. Среди русских авторов, писавших на эту тему, были известные поэты ПР. Державин, И.И. Дмитриев. Возрастающий спрос на веера породил их значительный ввоз в Россию из различных европейских стран и рост производства в самой стране.
Группа у стены. Франция. 1730-е года.
В собрании Останкинского музея представлены веера, поступившие в Россию из Франции, Англии, Италии, Германии и других стран. Особо ценны веера с печатями таможенных служб. Это не только свидетельство давних торговых взаимоотношений, даты на штампах позволяют уточнить время создания предметов.
Интенсивная жизнь вееров продолжалась и в XIX, и в начале XX века. Но в это время они постепенно перемещались из дворянского быта в среду менее знатных сословий - мещан, купцов, духовенства. Ими пользовались даже богатые крестьянки. Отсюда некоторое удешевление вееров за счёт более простых материалов, имитирующих дорогие черепаховые пластины, слоновую кость, перламутр, в моду стали входить перьевые веера.
Веер с шиповником, расшитый блестками. Россия. Начало XX века.
Уже в XIX веке на Западе начали понимать антикварную ценность старинных вееров, и возникло целенаправленное их коллекционирование. Сначала этим занимались, как правило, веерные фирмы, к примеру, знаменитая парижская фирма «Александр» собрала в то время 1500 старинных вееров. Со временем ценность вееров стала очевидной и неоспоримой не только для исследователей и специалистов, но и для увлечённых собирателей и коллекционеров. Одно из важнейших условий отбора вееров в любую коллекцию - художественное качество. В создании веера принимали участие многие специалисты: художники различных жанров, ювелиры, мастера художественной резьбы, ткачества, вышивальщицы, кружевницы и другие мастера декоративно-прикладного искусства. Каждый веер - уникальное произведение искусства, поскольку создавался уникальным, с присущим только ему художественным оформлением. На форме, размерах, оформительской манере сказывались вкусы, увлечения, требования моды, закономерности стилевых направлений. В них находили отражение распространённые античные, библейские темы, литературные, драматургические произведения, художественные полотна, а также поразившие общественное мнение события и явления (природные катаклизмы, проявления технического прогресса, военные кампании и другие события). Показательны также встречающиеся на веерах бытовые, житейские зарисовки, сценки празднеств, игр, проявления деятельности и обычаев различных слоёв общества. Интерес к старинным веерам, их коллекционирование отразилось и основе коллекции вееров Анны Оге создан небольшой частный музей. А тридцатилетняя деятельность по собиранию позволила крупнейшему знатоку веера Элен Адда-Александер не только собрать более трёх тысяч предметов, но и создать первый в мире Музей вееров в Лондонском Гринвиче. Собрание вееров Останкинского музея-усадьбы также комплектовалось в основном из частных собраний.
Галантная сцена в парке. Германия. 1840-е года.
Так, известный московский собиратель и основатель Музея В.А. Тропинина Ф.Е. Вишневский передал в дар музею 50 вееров своего собрания, что стало основой для последующего более интенсивного коллекционирования. Более ста вееров собрала в своё время крупный специалист по истории тканей и костюма Л.И. Якунина. Часть вееров этого собрания осела в музее. Из семьи художника В.П. Шереметева, прямого потомка основателя останкинского дворца-театра графа Н.П. Шереметева, в музей потомков поэта Ф.И. Тютчева, великого тенора Л.В. Собинова и других известных владельцев.
Отрадно, что в последнее время значительно возрос интерес к веерам. Так, в Лондоне известные фирмы устраивают специальные веерные аукциона. У нас веера всё чаще появляются в антикварных магазинах и в больших количествах выставляются на антикварных салонах. Растёт число собирателей, заинтересовавшихся своеобразной прелестью вееров. И среди них уже есть настоящие коллекционеры, собравшие значительное количество этих замечательных предметов.
ТЕКСТ: АЛЕКСАНДР ЧЕРВЯКОВ ■ ФОТО: ТАТЬЯНА ИВАНОВА
Александр Червяков, историк, искусствовед, старший научный сотрудник Музея-усадьбы «Останкино», заслуженный работник культуры России, автор книг и статей по декоративно-прикладному искусству, в том числе книги «Веера в России XVIII - начала XX века», вышедшей на немецком, французском, английском языках в издательствах «Пакр Стоун» и «Искусство» (Англия, Франция).
← Фарфоровая продукция: о начала до конца | Альберт Мурзагулов. История одного художника. Часть 4. → |
---|
Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налогиПокупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п... Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011 Далее |
Правовое пространство для культурыВ пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ... Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011 Далее |
Россиянам объяснят, что такое культураВчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт... Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011 Далее |
Авторское право и неправоНе так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото... Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011 Далее |
Фотографировать — нельзя — запретитьЗапрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз... Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011 Далее |
Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.