Снижение доверия к ценным бумагам инвесторов стимулировало развитие альтернативных банковских продуктов в связи с ростом интереса к инвестициям в материальные ценности, такие как коллекционные вина, фотографии, драгоценные камни и произведения искусства. А законодательные изменения, касающиеся создания финансовых компаний коллективных инвестиций в произведения искусства, позволят арт-банкингу перейти на новый уровень развития.
Осознав, что кризис охватил практически все без исключения рынки на весьма долгий период времени и что он не собирается заканчиваться, обладатели капиталов вынуждены были пересмотреть способы вложений своих состояний. Интересовали их в первую очередь пусть и не самые высокодоходные варианты, однако надежные.
Инвестирование в произведения искусства многие эксперты называют одним из оптимальных выходов из сложившейся ситуации. Банкам, а также инвестиционным компаниям стоит уделить большее внимание развитию внутренних подразделений, предлагающих услуги по финансовому и консультационному сопровождению инвестиций в произведения искусства. Это направление обещает в скором будущем стать весьма перспективным, поскольку данным финансовым продуктом в настоящий момент интересуются клиенты не только подразделения private banking (внутри которого собственно и зародилась услуга арт-банкинга), но также и те клиенты, которые не обладают миллионным состоянием. На группу владельцев капиталов для инвестирования в размере от 50 тыс. долл. США до 500 тыс. долл. США делают ставки многие финансовые учреждения, так как они представляют интерес в связи с реальной возможностью увеличения этих капиталов после кризиса.
От того, насколько быстро сориентируются инвестиционные подразделения банков в сложившейся ситуации, и от того, как и в сотрудничестве с какими специализированными организациями они преподнесут этот банковский продукт своим клиентам, будет зависеть дальнейшее среднесрочное развитие арт-банкинга в нашей стране. А главный вопрос заключается в том, будем ли мы дальше отставать от общемировых тенденций либо постараемся максимально быстро наверстать упущенное.
Уверенность в успехе развития этого инвестиционного продукта подкрепляют многие факты и тенденции. Прежде всего на оптимистический лад настраивают изменения в правовой сфере. Так, были ликвидированы некоторые законодательные препятствия и созданы новые возможности в сфере оборота культурных ценностей и инвестирования в произведения искусства.
К примеру, в конце июля 2009 г. Государственной Думой РФ был уточнен порядок вывоза культурных ценностей, ввезенных на территорию РФ.
Кроме того, глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов заявил этим летом, что у многих "есть желание заняться организацией таких инвестиций" (инвестициями в искусство), но "отсутствуют правовые рамки для подобной деятельности". Федеральной службой был представлен проект приказа ФСФР, касающийся создания ПИФов и акционерных инвестиционных фондов художественных ценностей по аналогии с западными фондами, такими как английский Fine Art Fund.
К слову, западные банки, несмотря на далеко не самые простые времена, продолжают вкладывать в развитие рынка арт-банкинга большие средства. Так, банковский консорциум UBS не отказался от спонсорства арт-ярмарки современного искусства Art Basel в Швейцарии в этом году, продолжая традицию непрерывного сотрудничества с ней на протяжении последних 15 лет. Ведь именно UBS, наряду с такими банками, как Deutsche Bank и Citibank, принадлежит пальма первенства в развитии системы арт-банкинга.
Тенденции, наметившиеся в сфере рынка произведений искусства, свидетельствуют о том, что в ближайшее время могут быть получены отсутствующие до настоящего времени правовые гарантии для подобной инвестиционной деятельности. Наличие законодательного фундамента повысит уровень доверия и устранит скепсис у большинства потенциальных потребителей данных инвестиционных услуг относительно возможности инвестирования в арт-рынок, а также создаст более благоприятные условия для вложений в произведения искусства и расширит возможности для международного сотрудничества в сфере искусства.
Новые организационные и правовые возможности для операций с произведениями искусства (среди которых живопись, графика, скульптура, иконы, гравюры, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), которые могут стать активами ПИФов, позволят их владельцам передать их в управление инвестиционной компании. Специально под этот актив ПИФ или акционерный инвестиционный фонд художественных ценностей получит возможность разработать и выпустить пай или иную ценную бумагу. Дальнейшие действия с ценными бумагами могут быть направлены на их продажу. Инвесторы, которые в одиночку не располагают крупными суммами для их приобретения, в группе смогут через некоторое время получить прибыль от возрастания цены художественной ценности. А владелец арт-объекта - средства для инвестирования в другие сферы экономики, сохраняя преимущественное право выкупа.
О своем намерении сделать ставки на развитие коллективных инвестиций в фонде художественных ценностей, который планирует создать ФСФР, заявил уже ряд компаний. Это станет новым шагом в развитии арт-банкинга, позволит создать одну из альтернатив на инвестиционной площадке, в которой заинтересовано немалое количество инвесторов, поскольку цены на произведения искусства по сравнению с другими активами мало подвержены колебаниям на коротких отрезках времени.
По прогнозам экспертов, ценные бумаги, которые будут выпускаться под произведения искусства, должны представлять значительный интерес на рынке. Это связано с тем, что впервые появляется удобная схема соинвестирования в художественные ценности, которые ранее можно было получить, лишь обладая колоссальными денежными средствами. Кроме того, высокие риски на классическом рынке произведений искусства предполагают и соответствующую высокую прибыль.
Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультурой) с недавнего времени стала проводиться аттестация экспертов по культурным ценностям. Это еще один шаг на пути создания цивилизованного арт-рынка, который позволит повысить ответственность специалистов и создать нормальные условия для оборота произведений искусства и, в частности, создания коллекций. Под эгидой этого же учреждения выпускается каталог подделок произведений живописи, создан реестр похищенных произведений искусства, аналогичный выпущенному в США компанией The Art Loss Register, которая занимается поиском украденных и пропавших произведений искусства. Успех создания этой базы данных очевиден - с 1990 г. были найдены и возвращены владельцам произведения на сумму более 300 млн долл. США.
На данный момент инвестиционных компаний и банков, представляющих услуги арт-банкинга, которые могут сравниться по уровню с зарубежными аналогами, ничтожно мало. Отечественный рынок искусства не накопил достаточного практического опыта и не вырастил необходимого количества экспертов и арт-консультантов.
Самим финансовым структурам необходимо сделать долгосрочные инвестиции в свой человеческий капитал и дать возможность профессионального обучения в этом направлении своим менеджерам. И не следует скупиться на эти вложения, так как в будущем развитое подразделение с действительно высококлассными экспертами в области искусствоведения и финансов принесет неплохую прибыль своим компаниям.
Новое направление требует повышения степени информированности клиентов об услуге сопровождения вложений в произведения искусства. Необходимо более активное сотрудничество с арт-галереями, аукционами и выставками, при том что презентация финансового продукта не должна идти в отрыве от бренда стоящих за ним банка или инвестиционной компании. Вложения в произведения искусства должны восприниматься потенциальными клиентами как альтернативный вид привлечения денежных средств, как долгосрочные инвестиции и выгодная стратегия управления своим капиталом, как работа, приносящая прибыль владельцу, пусть и не в самый короткий срок, но гарантированно.
Некоторые банки создают специальные дочерние компании под услугу сопровождения процесса инвестирования в произведения искусства и через бренд этой новой специализированной компании раскручивают свои услуги. Однако в данном случае требуется время для того, чтобы компания стала узнаваемой и известной в широких кругах, чтобы клиенты воспринимали услугу по обслуживанию вложения денежных средств в произведения искусства как реальный финансовый инструмент, который предоставляет надежная компания - кредитная организация или инвестиционное учреждение. Необходимо разрушить стереотип о вложениях в произведения искусства как продуктах небанковской сферы бизнеса.
Услуги арт-банкинга, оказываемые за рубежом, к примеру, таким банком, как UBS, предоставляются непосредственно под брендом самой этой кредитной организации. По той же схеме работает и Deutsche Bank. Сайты этих банков знакомят с информацией об арт-консультантах, новостями арт-рынка, и, конечно, на них наглядно представлены подробнейшие каталоги произведений искусства, а также организованы онлайн-трансляции выставок. Deutsche Bank выпускает журнал, посвященный исключительно теме искусства и инвестиций в него (The New Deutsche Bank Art Magazine), который можно посмотреть в режиме онлайн.
Главная задача российских компаний, занимающихся инвестициями в объекты искусства, заключается в том, чтобы создать комплексный пакет по продаже этой финансовой услуги. Постоянное сотрудничество с арт-консультантами галерей и специализированных учреждений сможет вывести данную услугу на новый уровень. Инвестиционные компании должны обеспечивать возможность участия в торгах аукционных домов не только в России, но и на зарубежных площадках, а кроме того, и последующую юридическую, консультационную и техническую поддержку, разработать механизм различных операций с произведениями искусства (привлечение финансирования под залог произведения искусства или экспертиза, страхование и хранение, налоговые минимизации, процесс передачи по наследованию, в дар и т.д.). А кроме того, так как с этим сегментом рынка в нашей стране клиенты мало знакомы, первостепенной задачей является ознакомление потенциальных потребителей с арт-рынком: с тем, как он работает и какие возможности предоставляет, как можно совместить создание эксклюзивного интерьера с вложением средств в его объекты, получив эстетическое удовольствие и создав уникальную коллекцию; какова ситуация в сфере искусства, какие авторы, жанры, эпохи наиболее востребованы; каковы особенности многочисленных сегментов рынка произведений искусства и соответствующая им инвестиционная отдача в конкретный период рыночного цикла.
На сегодняшний момент отечественный арт-рынок предоставляет специалистам форумы для обмена информацией и контактами. Проводятся, лекции, встречи, конференции и тренинги известных экспертов в этой области. Приглашаются ведущие специалисты аукционных домов, таких как Christie's и Sotheby's. Так что возможности для развития этого инвестиционного направления есть. Например, летом этого года был организован цикл лекций "Искусство и капитал: вводный практический курс по инвестированию", на котором обсуждался целый ряд актуальных вопросов, таких как влияние мирового финансового кризиса на развитие рынка произведений искусства, насколько благоприятен инвестиционный климат в этой сфере, на что следует обратить внимание при принятии решения о вложении капитала в арт-объекты и многие другие. Заинтересованность деловой среды в этом образовательном направлении свидетельствует о том, что развитие направления арт-банкинга перспективное и что на подобные мероприятия есть большой спрос.
Рискованные активы уходят в прошлое. На первом месте сейчас надежность, стабильность и уверенность в сохранении капитала. Тенденции на рынке услуг private banking демонстрируют, что его клиенты становятся более консервативными и разборчивыми. Характеристики произведения искусства играют важнейшую роль в последующей прибыли от вложений в него. Ведь к арт-активам, которые реально обладают инвестиционным качеством, по данным аналитических компаний, относится не более 10% от всего количества произведений искусства, обращающегося на аукционном рынке. Кризис позволил отойти от ажиотажной покупки произведений искусства в аукционных домах, когда цены взвинчивались в несколько раз и не соответствовали реальной стоимости этих арт-объектов, в особенности в сегменте современного искусства (который в течение последних лет являлся самым растиражированным массмедиа на арт-рынке). Поэтому многие эксперты утверждают, что кризисное время - самое выгодное для вложений средств в создание коллекций, так как с рынка уйдут искусственно "распиаренные" спекулятивные вещи. Специализированные учреждения, такие как аукционные дома, художественные галереи, будут проводить более тщательный отбор действительно уникальных объектов.
Создание такого финансового продукта и продвижение на рынке под лозунгом вложения средств в настоящие ценности с полным пакетом обслуживания могут стать весьма эффективным инструментом для развития компании и создания ее благоприятного имиджа - как надежного и следующего всем мировым тенденциям места для сохранения и приумножения капиталов своих клиентов.
← О проблеме официального и неофициального искусства | ЭНКАУСТИКА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ → |
---|
Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налогиПокупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п... Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011 Далее |
Правовое пространство для культурыВ пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ... Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011 Далее |
Россиянам объяснят, что такое культураВчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт... Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011 Далее |
Авторское право и неправоНе так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото... Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011 Далее |
Фотографировать — нельзя — запретитьЗапрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз... Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011 Далее |
Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.