Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов (1925–1986)В 2010 году народному художнику РСФСР, заслуженному художнику БАССР, лауреату Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева Рашиту Мухаметбареевичу Нурмухаметову (1925–1986) исполнилось бы 85 лет. Его нет на Земле двадцать пятый год. К сожалению, многие молодые художники не знают его картин, которые представляют собой важнейшие этапы в развитии живописи республики.

Рашит Нурмухаметов был ярким человеком; творчество его - разнообразным, богатым находками сюжетов и решений. Картины его легко поддаются описаниям, так как всегда прямолинейны в выражении идеи и ее реализации. Но при этом живописны, прекрасно скомпонованы, нарисованы. Все превосходные слова, эпитеты и метафоры были использованы при характеристике его творчества тогда, когда оно создавалось, в 60–80-х годах XX века.

Пропаганда изобразительного искусства нашей республики в контексте истории вбирает в себя и работу творческих коллективов в 30-е годы, и во время Великой Отечественной войны, и в 50–60-е, особенно плодотворные годы, и сегодняшний день. Весь опыт поколений художников ведет к совершенствованию, к пониманию своей роли и общественной значимости искусства.

Рашит Нурмухаметов как раз был таким художником, для которого конкретный факт, живой материал становился главным, исходным мотивом. В основе каждой его картины лежал увиденный сюжет. Это могло касаться как картинного многофигурного холста, так и пейзажа. В этом смысле сюжет, литературный рассказ значил для Рашита очень много -  в рассказе об определенных людях, об определенном событии, природе он видел свое художническое предназначение. И хотя картины могли называться «Легенда о батыре» или «В нефтяном крае» и т. д., они были очень конкретны; в их основе были писанные с конкретных людей портреты, наблюдения за ними, за их поведением в обычной жизни. Полное отсутствие фальши от личает работы художника.

Рашит очень любил жизнь. Оптимизм был его натурой. Энергичный, легкий на подъем, большой и сильный, казалось, ему многое было по плечу. И картины его показывали сильных людей, сильные характеры, значительные события, вселяли оптимизм. Любил писать красивые лица, сам был красив.

Он был хорошо образован. Прекрасные художники Александр Эрастович Тюлькин и Порфирий Маркович Лебедев - его уфимские учителя. А в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова его педагогами стали очень известные в советском искусстве живописцы Владимир Григорьевич Цыплаков и Василий Прокофьевич Ефанов.

Портрет Сагита Агиша. Холст. Масло. 1953/

Портрет Сагита Агиша. Холст. Масло. 1953.

Во время каникул Рашит уезжал то на нефтяные промыслы, то в какие-то колхозы, в маленькие городки — наблюдать, делать зарисовки, эскизы. А если оставался в Уфе, то все каникулы отдавал общению с людьми искусства. Именно в студенческие годы он написал свои первые крупные картины: «Портрет писателя С. Агиша» (1953), «Портрет балерины Зайтуны Насретдиновой» (1955). Во время первой декады башкирской культуры в Москве (1955) на выставке изобразительного искусства БАССР эти портреты достойно представляли нашу живопись в числе других работ.

У Нурмухаметова есть портреты, среди которых можно обнаружить и пафосные образы (портрет М. Карима «Я россиянин»), и более «земные» и поэтические. Лучшие из них, на мой взгляд, «Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина» и «Скульптор М. Якубов». Обе работы написаны в 1967 году. Портреты довольно далеки от натуры в  смысле точного сходства. Автор стремился укрупнить образы, придать чертам лиц больше значительности и даже героики. По задаче художника, Гизатуллин - не просто врач, а символ, характер определенного свойства. Отсюда и намеренное увеличение форм фигуры, лица, и приближение всей композиции к самому краю горизонтальной рамы, и резкие, контрастные цвета ярких синих и белых красок.

Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина. 1967. Холст, масло.

Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина. 1967. Холст, масло.

То же решение в образе Мансура Якубова, талантливого скульптора, керамиста, умершего очень молодым. В жизни Мансур был невысокого роста, худенький, очень подвижный, улыбчивый. Он никогда не мнил себя каким-то маэстро, хотя на самом деле был примером трудолюбия, таланта, знаний профессии. Идя от натуры, портретного сходства, Нурмухаметов создал свой образ — значительного человека, личности, чья духовность ощущается во всем: лице, взгляде, фигуре.

Важной для Нурмухаметова темой была тема так называемого «простого человека», где герои — плотники, бурильщики и просто хорошие и добрые люди представляют собой, по мысли автора, лицо народа,  повседневную жизнь тружеников, населяющих республику. Из этого ряда — «Доярка Рыскулова» (1964), «За самоваром» (1961), «Чабан Давлетов» (1965), «Карим-бабай» (1967), портрет «Бурильщик Гафур» (1959).

За самоваром. Холст. Масло. 1961.

За самоваром. Холст. Масло. 1961.

В 60-е годы прошлого столетия в нашем искусстве определилось главное свойство - интерес к людям труда, потребность романтизации их характеров. Герой будней стал главным. Если объяснять феномен творчества Нурмухаметова, то подобный подход - это один ряд с лучшими мастерами искусства тех лет, от А. Лактионова до В. Попкова. Энергичный жест, усиленность силуэта, преувеличение в масштабе, резкость в обрисовке ситуаций и характеров — таковы внешние признаки живописи 60–70-х годов. Это явление назвали «суровым стилем», более всего, по меркам эстетики того времени, отражающим героизацию народных характеров.

В творчестве Рашита Нурмухаметова поиски идеального образа человека труда также прошли через «суровый стиль». Картины «Будни Крайнего Севера» (1972–1974), «Первопроходец Заполярья» (1974) и другие вполне точно отвечают многим его особенностям. Лучшая из подобных его работ — «В нефтяном крае» (1969).

В нефтяном крае. 1969. Холст, масло.

В нефтяном крае. 1969. Холст, масло.

Картина очень похожа на кинокадр. «Кадровка», фризовая композиция, нарочитое приближение героев к зрителю, так, что герои будто из-за своей великости не умещаются в плоскость холста, - все это приемы «сурового стиля», диктующего особый живописный и композиционный язык. Преувеличенность размеров фигур, огромность элементов пейзажа дают мотив, усиливают тему героики труда и трудящегося.

В подобных произведениях Рашит Мухаметбареевич был очень искренним, писал то, во что верил. А верил он, что завтра будет лучше, чем сегодня; для этого он и его герои живут и работают.

Глубокий интерес художника к своему народу, его обычаям, прошлому является еще одним важнейшим моментом его творчества.

В 1926 году по документальным материалам и рассказам очевидцев Мажитом Гафури была написана печальная повесть о чистой любви и черной ненависти - «Черноликие».

Жертвы шариата. 1953-69. Холст, масло.

Жертвы шариата. 1953-69. Холст, масло.

А Нурмухаметов в 1969 году написал по мотивам этой повести одну из самых известных своих картин «Черноликие». Он писал ее десять лет. Картина подробно и четко определила накал страстей: герои — только хорошие, антигерои - только плохие. Нарушение религиозных догм, особенно в деревне начала века, где свои законы, свои порядки и понятия, было страшным преступлением. Традиционная форма решения исторической картины в «суриковском» ключе (В. И. Суриков был богом для Рашита) дает возможность подробно рассмотреть стоящих в центре картины гонимых и окружающую их толпу. Очень удобная композиция - вся поддается зрительскому глазу: центр и полукруг. Роскошная живопись - буквально утопаешь в синих, бордово красных, сине-зеленых, зелено-черных цветах картины.

За красоту живописи, значительность образов в том же 1969 году Рашит Мухаметбареевич был удостоен звания лауреата Государственной премии БАССР им. С. Юлаева.

Как и в творчестве, энергичный Рашит Нурмухаметов и в общественной жизни оставил глубокий след. Именно он был инициатором создания художественного факультета в молодом Уфимском институте искусств (сейчас академии). Его первые ученики - И. Бикбулатов, Р. Зайнетдинов, Р. Харисов, Р. Абдуллин, Г. Калитов, У. Мухаметшин... Как председатель Союза художников Башкирии (1970–1980) Р. М. Нурмухаметов много сделал для продвижения новых имен, организации выставок, обсуждений, дискуссий. Он никогда не мучился вопросом о своем месте, не преувеличивал собственную значимость, его простой натуре были не свойственны праздные размышления. С его уходом в 1986 году мы лишились одного из своих самых светлых художников.

О творчестве Рашита Нурмухаметова на Форуме.

Эвелина Фенина, искусствовед

Статья издана в журнале "Рампа. Культура Башкортостана" № 12 2010 год.

Другие статьи о художнике:

Национальный романтизм Рашида Нурмухаметова.

{odnaknopka}






У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта