Кто нибудь задумывался о том как, к нам в стеллаж или в посудный шкаф попадает, казалось бы элементарная вещь такая как кофейная чашечка или статуэтка? Она проходит длинный путь от рук скульптора до рук живописца. Предлагаю разобраться в этом нелегком путешествии нашей статуэтки.
Веер, этот небольшой, полный очарования предмет, в наши дни редко употребляемый, некогда был очень распространён в высших кругах русского общества. В настоящее время во всех странах не ослабевает интерес к старинным веерам не только как к редким предметам прежних эпох, но и как к замечательным образцам декоративно-прикладного искусства. Веера коллекционируют, изучают, им посвящаются экспозиции и публикации.
Московский музей-усадьба «Останкино» хранит коллекцию вееров XVIII—XX веков, на основании которой в Париже на трёх языках вышла монография о бытовании вееров в России. Коллекция неоднократно выставлялась в музеях России и за рубежом. В марте выставка коллекции вееров прошла в музее А.С. Пушкина, а в апреле она уже экспонируется в Музее Востока, дополненная экспонатами из личной коллекции историка моды А. Васильева.
Существует две разновидности предметов, объединённых понятием «веер». Опахало - наиболее древний, существующий с незапамятных времён плоский экран, укреплённый на рукояти, и собственно складной веер, состоящий из скреплённых воедино отдельных пластин с экраном на них. Веера второго типа появились в Европе с Востока в конце XV- начале XVI века, быстро распространились и вошли в жизнь высшего общества.
Мои друзья Ингрид и Вилли каждую субботу и воскресенье везят меня по всей Восточной Германии: “Мы покажем тебе такие места, которые не видел ни один советский турист!”. Знакомят со старинными замками, дворцами, парками и в случае, если где-то тропинка заросла или скамейка не покрашена, одним словом, где плохо, говорят: “Это уже социализм!” и что “настоящие немцы живут в ФРГ...”. Пытаюсь нарисовать не городской пейзаж. Едем по дороге. Над горизонтом возвышается серо-голубая полоса неба, окаймленная сверху и с боков белыми облаками. И вдруг подумалось, что у нас, в Башкирии, эта полоса могла быть... горой!
А здесь равнины, равнины — не за что зацепиться глазу...
Проезжаем маленькие города, вроде нашего Аллагувата, возраст 1000 лет... Все капитально, на века!.. Стоят кирпичные дома, которым по тысячи лет. Не верится. В Стерлитамаке, которому чуть более двухсот лет (хотя с каждым «исследованием» он становится старше и старше, договорились до того, что он... старше Казани!), старые купеческие особняки, которым не более ста лет, разрушились, и осталось их всего несколько...
Узнав, что есть пляж FKK (“Frei Кцгрег Kultur” — культура свободного тела). Решаю сходить.
Как-то путешествовал по Агидели со своей будущей женой Ириной. Не доплывая скалы Муйн-Акташ (по-башк.: “Белошейный камень”, а по-русски: просто “Черный палец”) перед нами открылась “Скала вождей” — высоко на скалах изображены портреты Маркса, Энгельса и Ленина, все трое настолько похожи на башкир, что я назвал это “Скалой трех башкир”...
К тому времени я уже двадцать лет ежегодно сплавлялся по Агидели и “Скала трех башкир” в первозданном виде напоминала шахматную ладью в вертикальном разрезе. С позволения сказать, художники из Мелеуза молотками и зубилами выровняли верхнюю часть горы и черной, белой, желтой красками увековечили свой ура-патриотический порыв...
- Как будто в город попала! - воскликнула моя невеста.
Для полного счастья на каждой скале не хватало по лозунгу или чего-то еще более крутого - изображения на всех скалах вдоль Агидели членов Политбюро КПСС! Хотя мои ретивые друзья из контрольно-спасательной службы, в те времена считали, чуть ли не долгом на каждом мало-мальском “бугорке” среди скал воткнуть красный флаг...
Продолжение, начало: История одного художника. Часть 1.
В Литве ко мне время от времени пристают с вопросом: “За что-нибудь ты в своей жизни борешься или нет?!”. Я отвечаю: “За спасение природы - пишу только первозданную природу и боюсь, что скоро первозданной она останется только на моих пейзажах...”.
Немцы спросили меня, могу ли я им что-нибудь продать?
- До выставки я не продаю! - запальчиво ответил я.
На прощание они оставили свои визитки и я, набравшись наглости, спросил:
- Может, мне поможете организовать выставку у вас?
- Возможно, что-то получится.
“Что-то получилось” через семь лет!
Учусь летать на аэроплане — пришлите мне двадцать, а я Вам — двадцать пять.
Матвей Огнев
Родился я в чудесном уголке Башкирии — Зилаирском районе — и навсегда остался патриотом этого края. Такой изумительной девственной природы, как там, я не встречал больше нигде. По происхождению и привычкам я — заводской крестьянин из Кананикольска. Даже сейчас, живя давно в городе, по своему душевному складу я остался крестьянином. Бываю на сенокосе. Люблю косить, согревать, стоять на стогу. И быть с природой вместе и наедине.
Народ наш, кананикольский, — из Подмосковья. Кличут нас масалями — по фамилии промышленников Масаловых — владельцев Кананикольского завода в XVIII—XIX веках. Фамилия же Масалов, возможно, происходит от названия города Масальска, откуда ведет свою историю весь масальский род.
Кананикольский завод расположился на горах, в «чаше», которую на две части делит речка Кана («кан» в переводе с башкирского — кровь). Весной Кана становилась красной: в нее из Белой заходила с икрой рыба, которая у нас называлась красулей. Ее черпали недотками, как поленья, носили на руках. У моей бабушки по матери Феодосии Гавриловны всегда в амбаре висела сушеная и вяленая рыба. Бабушка была большая мастерица печь хлеб и пироги с рыбой или всякой ягодой и грибами. Грибы же в сосновых лесах Кананикольска водились во множестве и разные: грузди, белянки и другие. Их собирали в кузова из бересты, большие таскали на кушаках через плечо. Ручьи запружали плотниками и мыли в них грибы в нескольких водах. Засаливали в маленьких кадушечках с папоротниковым листом — по-нашему «рябой травой». Кадушечки-лагунки закрывали крышечкой, которую подпирали тугим лучком. В два ряда ставили в телеги и закрывали сверху пологом от непогоды и пыли.
Ровно год исполнилось со дня скоропостижной смерти замечательного стерлитамакского художника и путешественника Альберта Мурзагулова. 20 января в Уфимской галерее «Урал» открылась персональная выставка его произведений. А мы вам предлагаем узнать путь, пройденный художником от выставки до выставки.
Посвящается моей любимой дочери Ингрид-Фатиме, немецким друзьям Аинденам.
- Если не приеду к тебе в Баскирию... немец буду!- в очередной раз поклялся мой друг, эвенский оленевод Валера Шумилов, и... не приехал.
Моя самая первая персональная выставка состоялась на уфимской турбазе “Здоровье” через год после окончания художественно - графического факультета Московского пединститута. Картины в основном студенческие, написанные на картоне, без рам и были расставлены на стульях.
Первая выставка - как первая любовь: никаких последствий, если не считать небольшую заметку в республиканской молодежной газете и совсем маленькую информацию в тогда еще всесоюзном журнале “Турист”. Но запомнилась на всю жизнь!
А потом сразу Вильнюс! К тому времени я имел в Литве много друзей, особенно среди художников и путешественников, ездил туда уже 7 лет.
Выставка в помещении профсоюзных курсов, была проведена с легкой руки Литовского совета по туризму и экскурсиям. Там я познакомился с председателем Вильнюсского клуба туристов, фактически предводителем всех путешественников Литвы Альгимантасом Юцявичюсом.
XXI салон современного искусства Art ShoppingВ сердце Парижа, 20-22 октября 2017 года, в здании всемирно известного музея Лувр пройдет XXI салон современного и... Далее Выставки в мире | Четверг, 17 Августа 2017 |
«200 ударов в минуту» — выставка пишущих машинокВ Московском Музее современного искусства начиная с 16 декабря 2015 откроется выставка под названием «200 ударов в... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 29 Ноября 2015 |
На Юге России пройдет «Биеналле-2015»Мероприятие проводится министерством культуры Краснодарского края один раз в два года, с начала девяностых годов. Главна... Далее Выставки в мире | Среда, 11 Ноября 2015 |
В Башкирском Музее им. Нестерова начала свою работу выставка китайского фарфораОснову экспозиции этой выставки составляют лучшие образцы современного фарфорового искусства Китайской Народной Республи... Далее Выставки в Уфе | Вторник, 10 Ноября 2015 |
8 ноября в Архангельске открылась выставка, приуроченная к 80 годовщине Союза художников областиЭта выставка (уже третья по счету среди выставок из цикла юбилейных) проходит в выставочном зале, принадлежащем Архангел... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 8 Ноября 2015 |
С 5 ноября состоится открытие выставки под названием «100 лет моды в Росси
С 3 ноября началась Ночь искусств в Третьяковской галерее, которая называется &l
Самарская мультимедийная выставка «Великие модернисты. Революция в искусст
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.