Касим Девлеткильдеев. Деревня Ново-Усманово. 1933. Бумага. Акварель. 26,8 Х 38.В 1928 году художник Касим Девлеткильдеев совместно с бывшим тогда директором художественного музея Ю. Ю. Блюменталем совершил экспедицию в Тамьяно - Катайский кантон (ныне - Белорецкий район). Основой коллекции башкирского народного искусства в музее стали собранные ими здесь произведения. Поездка была чрезвычайно плодотворна и в творческом плане. Во время этой экспедиции Касим Салиаскарович исполнил свои лучшие работы, ставшие классикой башкирского изобразительного искусства.

Первая в этом ряду - «Девочка - башкирка в голубом», волнующая неподдельной искренностью, одухотворенностью, тонким мастерством акварельной живописи. Долгие годы была безымянной героиня этой работы, ставшая для зрителей собирательным образом юной башкирки, исполненной внутренней чистоты и кротости.

В 1983 году мы, сотрудники художественного музея, проехали по следам экспедиции 1928 года и отыскали героиню этой работы. Это была Марьям Юмагуловна Мустафина, мать пятерых детей, жительница поселка Брештамак Белорецкого района. Несколько лет назад ее не стало, а тогда она нам рассказала: «Мне было двенадцать лет, мы жили в деревне Усман-Гали. Родители ушли на работу, я была в доме одна, когда к нам во двор вошли двое мужчин. Когда они сказали, что хотят рисовать меня, я очень испугалась, в то время это было необычно и непонятно мне. Они шутили со мной, я постепенно успокоилась и согласилась посидеть. Надела свое нарядное платье с бусами и сидела на хике, а рядом было сложено приданое снохи - паласы, сыргытыши, стоял деревянный челяк».

Художник Касим Салиаскарович ДевлеткильдеевДуховным стержнем башкирского изобразительного искусства было и остается творчество замечательных мастеров старшего поколения, среди которых имя Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева занимает главенствующее место.

Первый профессиональный художник - башкир, он через весь свой жизненный и творческий путь пронес свет ясной, богато одаренной, благородной души, отданной родному народу, краю.
«Он был чистым, как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», - вспоминает о нем заслуженный художник России Тамара Павловна Нечаева.

В архиве художника, находящемся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, хранится школьная тетрадь, исписанная каллиграфическим почерком - автобиография Девлеткильдеева, датированная двадцать третьим февраля 1941 года.

«Родился в 1887 году в Уфимской губернии (сельцо Кугуль) в бедной дворянской семье. Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего 7 лет). Отец по национальности был татарин, мать - башкирка. Смутно помню свои бесцветно проведенные детские годы, большая часть которых прошла в Уфе, куда переехали потом оставшиеся члены семьи, обремененные нуждой и заботами. Из воспоминаний раннего детства у меня немного сохранилась память о дяде (брате отца)..., он единственный в доме проявлял некоторую заботу о моем художественном воспитании, возбуждая во мне любовь к природе и интерес к искусству. Так как уже с ранних лет у меня проявилось некоторое призвание к рисованию, дядя шутя называл, меня будущим Рафаэлем, старался знакомить с именами великих художников, беседовал и показывал какие-то репродукции с картин. ...Отец мой тоже занимался немного рисованием и чертил, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся его мелких работ тушью и акварелью. Несмотря на отсутствие поощрения со стороны остальных окружающих, в детстве я рисовал много без всякой системы, все, что попадалось: с модных журналов, женские головки в профиль, балерин, наездниц, акробатов, клоунов, цветы и т.п. (почему-то цирк производил на меня всегда чарующее и сказочное впечатление).

Александр Сергеевич Пушкин в окрестностях Белогорской крепости. 1986 год. Холст. Масло. 130 Х 190,Мы, современники заслуженного художника Республики Башкортостан Амира Султановича Арсланова, хорошо помним этого человека. Трудолюбивый, открытый, увлеченный, он располагал к себе своим живым характером, искренней манерой общения. Он был скромен, не стремился к власти, со всей душой отдаваясь любимому делу - живописи.

23 февраля 2012 года исполнится ровно 25 лет, как его нет с нами, но духовная жизнь художника продолжается в его произведениях, которые хранятся в собраниях музеев, его семьи. В них запечатлены те мысли, чувства, которые волновали живописца и его современников - размышления об исторических судьбах Отечества, о ценности человека, совершившего во имя его патриотический, нравственный подвиг, о красоте края, где он родился и прожил жизнь. Годы не умаляют значимости этих идеалов, обуславливающих долгую жизнь творений художника.

Визитной карточкой Амира Арсланова в нашем искусстве стала картина "Салават Юлаев" (1959 г.), открывшая цикл его полотен, посвященных легендарному башкирскому воину и поэту. Обращение к образу Салавата Юлаева не было для него случайным.

Амир Султанович с семнадцати лет участвовал в Великой Отечественной войне. Стрелок стрелковой дивизии II Прибалтийского фронта, он прошел с боями Латвию, Литву, Эстонию, своим потом и кровью защищая землю Отечества. Потому тема воинского подвига, мужества была для него сокровенной.

Борис Федорович Домашников. Май. Красная площадь. 1991. Холст. Масло. 131,5 Х 121,5.Неотъемлемая часть творчества мастера — серия полотен «Москва. Красная площадь». Она обширна, в ней произведения разных лет — «Весна в Москве» (1974 г.), «Утро. Красная площадь» (1975 г.), «Скоро праздник» (1976 г.), «9 мая. У могилы неизвестного солдата» (1977 г.) и другие. В большинстве работ звучит тема всеобщего, торжествующего праздника. Сегодня, может быть, кто-то усомнится в искренности художника, написавшего столицу в убранстве красных знамен, в ликовании людских масс. Яркий весенний праздник на Красной площади для него — торжество эпохи покоя, мира, счастья, о которой мечтали и которую создавали люди его поколения. «Я не считаю нашу эпоху напрасной — столько пережито и сделано. Могу ли я быть не благодарным нашему времени, если оно дало мне, крестьянскому сыну, возможность быть художником, открыло искусство М. Нестерова, И. Левитана, Филиппо Липпи», — говорит Борис Федорович Домашников.

Присущая некоторым полотнам серии публицистичность не заслоняет той страстной взволнованности, искренности, с которыми художник говорит о любви к Родине, Москве, олицетворяющей ее красоту и величие. Здесь, как и в предыдущих произведениях, условно изображение объема, пространства, потому усилена роль цвета, ритма, решение которых позволяет передать ощущение звенящей радости жизни, весны, обновления. Оно и в композиции работ, где на первом плане показаны группы, колонны людей, сливающиеся в яркие потоки. Исторические, архитектурные памятники отодвинуты на второй план, но они — как вечные свидетели и соучастники нашей истории. Ведущий цвет — красный: художник вдохновенно разрабатывает его во множестве оттенков, подчеркивая им победное звучание полотен.

Борис Федорович Домашников. Площадь Святого Марка. 1970. Картон. Масло. 39,5 Х 50.Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.

Произведения Бориса Федоровича Домашникова шестидесятых-семидесятых годов раскрывают тенденцию развития его творчества, направленного на решение живописных задач и углубление образно­философского содержания. Художник по-прежнему плодовит, активен, много ездит.

В 1961 году он отправляется в Самарканд. В работах этого цикла так органично слились яркость южных красок, света, нарядность архитектуры с его декоративной, звонкой живописью.

Дважды Борис Федорович посетил Италию. Из первой поездки в 1960 году работ не привез, будучи целиком захваченным изучением подлинников античности, Возрождения. Филиппо Липпи, Рафаэль, Веронезе, Тициан — как важно художнику прикоснуться к этому высокому искусству, впитать его дух. Через десять лет Борис Федорович вновь приехал сюда уже на более длительный срок. С искренним восторгом и радостью он пишет многочисленные итальянские виды со свойственным ему умением поэтического переложения. Памятники, площади Рима, Венеции, воспетые многими художниками, у Домашникова растворены в кипении современной жизни, сиянии его нарядных красок — в этом их структурная близость с произведениями уральской, новгородской серий. Именно тем они интересны и потому самобытны, что в них — не только история, но и сам автор со своим взглядом на мир, красоту. Но в какой бы стране ни был Домашников, в душе его всегда слышнее всего звучали мелодии родного Урала, старинных русских городов.

В мире искусства

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Комментарии

Чем больше ходишь на выставки современного искусства, тем больше все напоминает тебе экспонат, включая стул для посетителей и огнетушитель.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта