Неотъемлемая часть творчества мастера — серия полотен «Москва. Красная площадь». Она обширна, в ней произведения разных лет — «Весна в Москве» (1974 г.), «Утро. Красная площадь» (1975 г.), «Скоро праздник» (1976 г.), «9 мая. У могилы неизвестного солдата» (1977 г.) и другие. В большинстве работ звучит тема всеобщего, торжествующего праздника. Сегодня, может быть, кто-то усомнится в искренности художника, написавшего столицу в убранстве красных знамен, в ликовании людских масс. Яркий весенний праздник на Красной площади для него — торжество эпохи покоя, мира, счастья, о которой мечтали и которую создавали люди его поколения. «Я не считаю нашу эпоху напрасной — столько пережито и сделано. Могу ли я быть не благодарным нашему времени, если оно дало мне, крестьянскому сыну, возможность быть художником, открыло искусство М. Нестерова, И. Левитана, Филиппо Липпи», — говорит Борис Федорович Домашников.
Присущая некоторым полотнам серии публицистичность не заслоняет той страстной взволнованности, искренности, с которыми художник говорит о любви к Родине, Москве, олицетворяющей ее красоту и величие. Здесь, как и в предыдущих произведениях, условно изображение объема, пространства, потому усилена роль цвета, ритма, решение которых позволяет передать ощущение звенящей радости жизни, весны, обновления. Оно и в композиции работ, где на первом плане показаны группы, колонны людей, сливающиеся в яркие потоки. Исторические, архитектурные памятники отодвинуты на второй план, но они — как вечные свидетели и соучастники нашей истории. Ведущий цвет — красный: художник вдохновенно разрабатывает его во множестве оттенков, подчеркивая им победное звучание полотен.
В том самом 1991 году, когда так круто изменилась наша история, распалась страна под названием СССР, Борис Домашников пишет картину «Май. Красная площадь», более сдержанную и строгую, но с тем же сюжетом праздника и с той же верой в незыблемость наших святынь.
Та же идея выражена и в другом цикле произведений мастера, где «героем» является уфимская соборная мечеть. Уже десять лет он пишет эту тему, наполняя ее .мыслью о духовном единении людей, культур.
От таких работ как «Дорога к храму» (1992 г.), где при всей лирической, живописной выразительности прослеживается «портретность» мотива, художник в других полотнах — «Уфимский романс с минаретом» (1992 г.), «Май в Уфе» (1993 г.) — приходит к композициям с широко развернутым картинным пространством, вмещающим представление автора о местном, национальном, как о части огромного мира. В своем ключе, в своих красках пишет художник пейзажи, несущие высокий эмоциональный накал. Словно потоки фантастического света обрушиваются на холсты, свет обнимает, высветляет краски, они рассыпаются множеством оттенков, создавая ощущение многоцветия, драгоценности окружающего мира. «Не о том ли хочет поведать нам художник, что прикосновение к общечеловеческим ценностям случается по-разному, через разное? Через новгородские и псковские храмы. Но и через лунную мечеть тоже. Всечеловеческая музыка может озвучить прекрасное в разных национальных обличьях. Сегодня, когда так болезненны и жестоки соударения разных национальных гордынь, художник возвращает нас к добру и милосердию, что составляет первооснову любого народа — большого или малочисленного — и во что Домашников упрямо верит», — пишет в своей статье журналист Ким Смирнов.
Художник Борис Федорович Домашников.
Искусство мастера тем согревает и привлекает зрителя, что в нем предстает наш общий дом — наше Отечество. От истоков творчества до сегодняшнего дня он обращается к уральским мотивам, раскрывая в них эту тему. Еще в конце шестидесятых годов он пришел к созданию пейзажа- картины, передающего его восприятие сложного современного мира, многообразие связей природы и человека.
В работе «Стадион. Сумерки» (1969 г.) возникает образ Уфы наших дней. Художник, как режиссер, выстраивает пространство, мизансцены городской жизни, придавая полотну драматургическое звучание. Здесь все логично связано — активная жизнь города и тихие зимние сумерки, старые дома и массивы светлых корпусов. Это разыгранное действие позволяет автору передать характер, ритм современной жизни, ее особую красоту.
В 1974 году написан «Сказ об Урале» — картина, в которой также четко прослеживается новая линия в трактовке пейзажа, выходящая за рамки лирической интерпретации, обретающая обобщенный, эпический смысл. Композиция полотна воплощает его многозначность. На первом плане, показанном фронтально, свечи елей, опушенные бирюзовой зеленью деревья. Они посылают тонкий и нежный аромат весны. В ракурсе сверху показан второй план, где, грациозно изгибаясь, ленты рек разрезают уральские горы, уходящие до горизонта. Густая, плотная зелень дальних лесов, погруженных в синюю дымку, холодная гладь вод несут дыхание сурового, величественного Урала. Контрасты масштабов, ритмов, двухмерность пространства подчеркивают символическое содержание образа.
Борис Федорович Домашников. Уфимский романс с миноретом. 1992. Холст. Масло. 143 Х 136.
В работах последних лет Борис Федорович Домашникова вновь предстает старый и новый Урал — «Весна на станции» (1993 г.), «Старый Урал» (1993 г.), «Весенняя песня» (1994 г.). Автор с новой силой утверждает идеалы своего творчества, несущего все ту же великую любовь к Родине, жизни. Они раскрывают глубину мыслей, переживаний художника, воспринимающего действительность в ее подлинной сути, где настоящее связано с прошлым и будущим. Эти полотна, как и многие другие, открывают тайну гармоничности искусства Б. Ф. Домашникова, в котором едины философское, сюжетное, живописное начала. Это триединство придает произведениям художника настоящую духовность.
Борис Федорович Домашников — человек цельный, преданный своим идеалам, вере; его талант пронизан любовью к людям. Соединенный с позицией, убежденностью, талант рождает искусство истинное, значимое.
Картины Бориса Федоровича Домашникова на нашем Форуме
← Дыхание истории и жизни. Амир Арсланов. | Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 3. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...