Начало: Ольга Самосюк - Серия "Цивилизации". Часть 1.
Само собой разумеется, что, будучи художественным произведением, графическая серия "Цивилизации" не может и не должна претендовать на энциклопедическую роль в раскрытии историко-культурной темы. Она даже не исчерпывает знаний и представлений самого автора в области истории духовно-эстетического освоения мира человеком. Но по сути изложенного материала, составившего ее содержание, она является, пожалуй, одним из самых крупных художественных проектов в российской графике на сегодняшний день.
Багаж знаний, накопленный художником за годы работы над темой, оказался столь велик, что одним из важных и наиболее трудных аспектов работы на первом этапе стал выбор образов, сюжетов и атрибутики, составляющих изобразительную тему произведений. По замыслу автора, зритель, даже не знакомый с историей и памятниками культуры той или иной цивилизации, должен быть не просто заинтересован разнообразием характеристик графических листов, но вовлечен в тему, захваченных ею. Взбудоражить ассоциативное мышление зрителя и уж тем более форсировать его интерес к образному содержанию работ – задача не из легких. Оптимальным вариантом для ее решения стала точно разработанная система подачи изобразительного материала, построенная на принципах психологического восприятия визуальной информации. В этой системе присутствует и определенная интрига, необходимая для активизации зрительского интереса, - она заключается в метафоричности, рожденной мифологией древних, в символике, зашифрованной в орнаментах и знаках.
Но эта интрига, при всей значимости составляющих ее многочисленных элементов, столь искусно скрыта за главными образами или сюжетами, что не заслоняет основного содержания произведений – целостной характеристики стран, отображенной в специфике быта и основных занятий того или иного народа (мореплаватели, воины, торговцы), его религиозных верований (поли- и монотеистических, с жертвоприношениями и без них, с развитой жреческой иерархией или отсутствием ее), его достижений в области научно – практического освоения мира (зачатки астрономии, календарь, письменность, система мер) и в области художественной культуры (уникальные памятники архитектуры, скульптуры, обширный эпос).
Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Древняя Индия. Офорт.
Композиционная схема каждого листа построена иа четкой расстановке акцентов, позволяющей автору не только поделиться со зрителем эмоциональными переживаниями, но и расширить кругозор. Так, изученность историками и широкая популярность античной культуры удержали художника от цитирования большого количества древнегреческой архитектуры, скульптуры, монументальной живописи, позволив подчеркнуть стремление греков к научному познанию мира, определившему весь характер их искусства: лист «Греция» представляет собой эпическую поэму о развитой цивилизации, многие достижения которой заложили основы науки европейской цивилизации в целом (отсюда — занимающие большую часть композиции крупные объемы земного шара и Солнца, подчеркивающие роль Геи и Ге- лиоса, и уже сопутствующий им нижний фриз с сюжетами древнегреческих поэм). В свою очередь «Рим» — рассказ о государстве, чья завоевательная политика определила всю его историю (введенная фрагментарно в композицию листа мощная и величественная архитектура Колизея лишь подчеркивает суровую воинственность римлян). Некоторая отстраненность и строгость характеристик в листах «Греция» и «Рим», рожденная конкретикой образов, лапидарностью и выверенностью композиций (что вполне соответствует характеру известных античных памятников), контрастирует с эмоциональной наполненностью листа «Друиды». Характеристику листа определяют и устрашающе грозная фигура Верховного Друида (жреца, чья власть в кельтских племенах, согласно верованиям друидов, выше власти простых смертных), и завораживающе загадочная сцена испытания ложной смертью, которому подвергался избранный, проходивший несколько стадий посвящения в учение друидов. Композиционное построение и здесь лаконично, но это оправдано совсем иными задачами — содержание должно быть «прочтено» зрителем не спеша: знания и постулаты учения друидов нам малоизвестны, а между тем достойны пристального интереса.
Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Древняя Греция. Офорт.
Иные принципы композиционной трактовки — в работах, посвященных странам Востока: в сложно разработанной структуре листов «Индия», «Элам», «Арабский мир» многочисленные детали, атрибутика, орнаменты плотным ковром заполняют композицию, подчеркивая своеобразие восточных культур, тяготеющих к пышному декору. Но доминанту листов и здесь составляют главные образы, связанные то с индийскими верованиями, в которых важная роль отводится божественной энергии огня («Индия»), то с зороастризмом, суть которого раскрывается в противопоставлении двух «вечных начал» — добра (праведности, творческого созидания) и зла (злого умысла и разрушительного действия), в вере в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды («Элам»),
При всей условности цвета, традиционно присущей графическому искусству, программа многих листов серии «Цивилизации» заметно обогащается и цветовыми характеристиками. Это особенно чувствуется в золотисто-охристом по цветовой гамме листе «Византия», где торжественное прсдстояние Ирины и Константина, ряды святых праведников, житийные иконы и лик Спасителя (в центре) сияют спокойствием и золотом мозаик и фресок христианских храмов Константинополя и Равенны.
В противовес колориту «Византии» красновато-коричневый лист «Месоамерика» напоминает о жестокости жертвоприношений, которыми сопровождалась жизнь майя и ацтеков.
Анализ предметной и композиционной структуры каждой из работ этой серии вычерчивает и их различия, диктуемые художнику разнохарактерностью культур, и вполне опознаваемое их единство. Оно обусловлено не только собственно изобразительным авторским языком, но и той определенной существенной общностью, которая присуща древним цивилизациям. При всем различии философско-религиозного осмысления мира, которое отражено в мифологии и изобразительной культуре народов и стран, всегда существовал некий абсолют, на котором, собственно, были построены концепции многих верований. Этот абсолют — Вселенная, чьим олицетворением в понимании человека были силы Природы, неподвластной и величественной. Человечество видело в ней Творца. И гимны, и мифы свои, исполненные сакрального смысла, посвящало ей — вечной Природе, близкой и реальной, вместе с тем уходящей за пределы земного времени и человеческого понимания — туда, где пугающе бесконечен Космос.
Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Древняя Китай. Офорт.
Достижения древних и сегодня еще становятся отправной точкой для новых открытий любопытствующим человечеством. Не требует подтверждений истина о бесконечности и невозможности окончательного познания мира. Но во взаимодействии прошлого с настоящим, а настоящего с будущим заложен великий оптимизм, способный питать в равной степени и само стремление человека к освоению мира, и его творческую мысль как одно из средств миропознания. Выдающийся русский мыслитель XX века М. М. Бахтин когда-то (не в лучшие, кстати, времена российской истории) писал: «Ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди». За этим оптимистическим изречением скрывается призыв к стремлению знать о мире больше. Как можно больше! Призыв, который услышан художником.
← Феномен Юрия Варюхина | Ольга Самосюк - Серия "Цивилизации". Часть 1. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...