У каждого из нас в жизни бывают встречи, которые смело можно причислить к разряду судьбоносных. Для преподавателя детской художественной школы N 1 заслуженного работника культуры РБ Алексея Семёновича Гребнева таким знаменательным событием стало знакомство с руководителем изобразительной студии города Ишимбая И. М. Павловым. Через руки этого самобытного художника и замечательного педагога прошло немало известных сегодня на всю страну мастеров кисти и карандаша. Достаточно назвать Камиля Губайдуллина, Файзрахмана Исмагилова, Виктора Шарыгина.
Иван Михайлович научил пятнадцатилетнего паренька, приехавшего из Фёдоровского района, чувствовать цвет и выстраивать композицию, а затем «сосватал» в художники-оформители в кинотеатр «Комсомолец».
Через пару лет Алексей поехал поступать в художественное училище, однако Казань, в которую он влюбился сразу и навсегда, принимать его не спешила. Не прошедший по конкурсу парень ушёл в армию, ставшую для него настоящей школой жизни. После службы вновь поехал на штурм. Со второй попытки Казань «пала».
- Студенчество – лучшие годы моей жизни, – с ностальгией говорит Алексей Семёнович. – Разве можно забыть дворцы и музеи, театры и галереи и, конечно же, красавицу Волгу, ставшую источником вдохновения для многих именитых и начинающих живописцев. Казань подарила мне и замечательных друзей. Один из них – Юра Васильчук – порекомендовал меня по окончании училища в Стерлитамакскую художественную школу, в которой я работаю вот уже 35 лет.
Художник Алексей Семенович Гребнев. Фото Т. Андреевой.
В нашем городе Гребнев очень быстро стал своим. Его приняли и коллеги-педагоги, и многочисленные ученики, несмотря на внешнюю суровость и немногословность. С воспитанниками, кстати, он держит дистанцию и обращается к ним строго на вы. Десятилетняя ребятня от такого отношения поначалу теряется. Понятно, если в младшей «художке» с ними няньчились, как в детском саду, то здесь всё очень серьёзно и по-взрослому.
А если ты уже не ребёнок, то и требуют с тебя по максимуму. На занятия к Алексею Семёновичу не принято опаздывать, пропускать их по неуважительной причине и работать вполсилы. Поэтому и неудивительно, что воспитанники Гребнева традиционно лидируют во время итоговых творческих просмотров и регулярно побеждают на многочисленных конкурсах международного и всероссийского масштабов. Работы его учеников Жени Ерёменко и Кати Трифоновой экспонировались в США, Италии, Чехии.
- Алексей Семёнович, с кем вам интереснее работать: с учеником талантливым или менее способным, но работящим?
- Даже из самого одарённого ребёнка ничего не выйдет, если он будет лениться. Настоящий же художник получится лишь при следующем раскладе: 70 процентов работоспособности и 30 - таланта.
Ученики Алексея Гребнева. В детской художественной школе № 1.
- Значит, рисовать надо много?
- Не просто много, а очень много. И готовиться к тому, что из десяти этюдов лишь один получится удачным.
-А не испугаются дети такой «бухгалтерии»?
- Не в моих правилах их обманывать. Я ведь ничего не придумываю, всё рассказываю из личного опыта. А кто не согласен, может уйти.
Таких, отметим, бывает очень и очень немного. В основной массе ребята у Гребнева оказываются старательными, а некоторые под влиянием любимого педагога выбирают ту же стезю. Только на вскидку можно назвать членов Союза художников России Раиса Габитова и Наиля Вагапова, преподавателей стерлитамакских художественных школ Марину Шмелькову и Екатерину Урывскую. Екатерина в своё время даже установила своеобразный рекорд, не побитый до сих пор: подготовила к просмотру 60 разноплановых работ, которых с лихвой хватило на первую персональную выставку. Девочке, кстати, тогда исполнилось всего-то двенадцать лет!
Гребнев и сам активно выставляется. Работы лауреата республиканской премии им.А.Кузнецова, почетного члена Академии художеств итальянского города Пизы закуплены различными художественными галереями, а также находятся в многочисленных частных коллекциях за рубежом. Поклонников его творчества привлекает уникальный гребневский стиль, который невозможно перепутать ни с чьим другим. Зато его активно пытаются перенять любимые ученики, не забывая при этом обязательно вносить что-то своё.
Ученики Алексея Гребнева. В детской художественной школе № 1.
Алексей Семёнович является автором нескольких методических разработок по живописи, рисунку, композиции, которые повлияли на методику преподавания не только в стерлитамакской художественной школе, но и в других школах и студиях республики.
В эти дни Алексей Семёнович Гребнев отмечает свой большой юбилей – ему исполняется 60 лет. Несмотря на круглую дату, он не желает подводить итоги, не строит планов и не загадывает желаний. Он просто продолжает работать. Работать много, интересно, с настроением и, конечно, с характером, присущим только ему.
Автор: Лиана Цыганова, Фотография: Тамара Андреева
Картины художника Алексея Семеновича Гребнева
← Ольга Самосюк - Серия "Цивилизации". Часть 1. | Океан времени Сергея Игнатенко. Основы навигации. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...