Борис Федорович Домашников. Площадь Святого Марка. 1970. Картон. Масло. 39,5 Х 50.Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.

Произведения Бориса Федоровича Домашникова шестидесятых-семидесятых годов раскрывают тенденцию развития его творчества, направленного на решение живописных задач и углубление образно­философского содержания. Художник по-прежнему плодовит, активен, много ездит.

В 1961 году он отправляется в Самарканд. В работах этого цикла так органично слились яркость южных красок, света, нарядность архитектуры с его декоративной, звонкой живописью.

Дважды Борис Федорович посетил Италию. Из первой поездки в 1960 году работ не привез, будучи целиком захваченным изучением подлинников античности, Возрождения. Филиппо Липпи, Рафаэль, Веронезе, Тициан — как важно художнику прикоснуться к этому высокому искусству, впитать его дух. Через десять лет Борис Федорович вновь приехал сюда уже на более длительный срок. С искренним восторгом и радостью он пишет многочисленные итальянские виды со свойственным ему умением поэтического переложения. Памятники, площади Рима, Венеции, воспетые многими художниками, у Домашникова растворены в кипении современной жизни, сиянии его нарядных красок — в этом их структурная близость с произведениями уральской, новгородской серий. Именно тем они интересны и потому самобытны, что в них — не только история, но и сам автор со своим взглядом на мир, красоту. Но в какой бы стране ни был Домашников, в душе его всегда слышнее всего звучали мелодии родного Урала, старинных русских городов.

В результате предпринятых в шестидесятые годы поездок в Новгород, Псков, Ростов Великий была создана обширная серия произведений, поэтика которых раскрывает грани эстетического, философского мировосприятия художника. Новые интонации просматриваются в них. В одних работах, сохраняющих лирическую направленность, ему важно показать, как играют золотом и лазурью купола новгородской Софии, сквозь ажурную осеннюю листву, а сам храм, растворяясь в прозрачном воздухе, словно парит над землей — «София в августе» (1968 г.); как ранней весной ложатся прохладные голубые блики на белые стены соборов, оттеняя их иконную чистоту — «Весна в Ростовском Кремле» (1966 г.). В других — появляется фольклорное начало — «Псков. Троицкий собор» (1966 г.), «На Руси. Новгород» (1968 г.). В них намеренно стилизуется, уплощается форма, меняется композиция, приближающая изображение соборов к зрителю — все во имя заданного образа, обретающего почти символическое значение. Как сказочные богатыри встают храмы на русской земле, упираясь в небо главами — куполами. Своей мощью, величием они осеняют Русь, ее духовную, нравственную силу, оставаясь открытыми человеку, жизни, времени.

Вот расправил плечи в просторе светлого летнего неба «Антоний Римлянин» (1968 г.), звенят синевой его купола, славя торжество жизни на земле.

Борис Федорович Домашников. Сказ об Урале. 1974. Холст. Масло. 120 Х 155.

Борис Федорович Домашников. Сказ об Урале. 1974. Холст. Масло. 120 Х 155.

Безудержное ликование этого холста сменяется драматизмом содержания в картине «На древней земле» (1969 г.). Холмится, вздымается земля, вздыхает, скорбя об ушедших, храня о них память, а в центре вознесся храм, как символ вечности, святыни. Такова эстетика, диалектика художника, вопреки грустным мыслям о жизни и смерти поющего о вечности бытия.

Философское, многогранное звучание обретает образ в работе «Псковщина» (1969 г.). Мысли художника еще более, чем в предыдущих полотнах, отвлекаются от конкретного, уходя в историю, ощущая дыхание ее ветров, проносящихся над Родиной. По-новому для себя Домашников строит пространство, низко опуская линию горизонта. Она открывает картину огромного былинного неба с динамичной массой «борющихся» облаков. Тревожная, напряженная тема борьбы светлого и темного, звучащая в верхней части полотна, обретает типичное для мастера завершение. В нижней части композиции изображены безбрежные просторы русской земли, белокаменный храм. Господствующая здесь величаво-спокойная ритмика, цветовая гармония воплощают мысль о неизбывном величии Родины. Она составляет суть творчества Б. Ф. Домашникова, чья поэтическая лирика Нерасторжима с гражданственностью, патриотизмом.

Историческая память художника живет в его полотнах наряду с личностной; по-разному она отзывается в его произведениях.

В картине «Кригоузово» (1971 г.) она светла и безмятежна. Здесь уже нет драматического столкновения живописных масс, форм. Над цветущим лугом, домами — спокойное море неба Обе эти части, разделенные недальним горизонтом, мирно живут, начинаясь и продолжаясь друг в друге. Есть в этой картине своя прелесть — ведь это родина автора, воспоминания о которой всегда дороги. Потому так обострено ощущение деревенского приволья, его простой, задушевной красоты.

С детскими воспоминаниями перекликается и работа «Девочка у окна» (1966 г.) с видом открытых окон деревенского дома, уставленных яркими, нарядными цветами. Полотно не сложно по сюжету, однако многозначно по смыслу. Оно совершенно очевидно ассоциируется с известной работой А. Тюлькина «Цветущие окна» (1924 г.). «Девочка у окна» — это ответ учителю, ответ убедительный, и суть его заключается в том, что ученик нашел себя, любимое дело, обрел в этом счастье. Счастье излучает этот холст, где в сиянии света драгоценными переливами играют белые, красные, голубые краски — любимые в палитре художника. В нем — поэзия жизни и как воплощение ее чистоты —- фигурка девочки на первом плане.

Тяжелый след в памяти художника оставила война, семья пережила большое горе, погиб на фронте отец. Память о нем — в одноименной работе. Полузанесенные снегом уфимские шиханы, осенняя, холодная река Белая у Цыганской поляны — все окрашено чувством скорби и одиночества.

Борис Федорович Домашников. Пейзаж с поездом. 1981. Холст. Масло. Темпера. 115 Х 132.

Борис Федорович Домашников. Пейзаж с поездом. 1981. Холст. Масло. Темпера. 115 Х 132.

«В уголке старого городского кладбища каждой весной едва заметные холмики покрываются травой, и среди нежной майской зелени горят маленькие алые звездочки, словно кровинки, просочившиеся из-под земли, чтобы знали, помнили и любили тех, кто погиб, даруя нам жизнь»4. Это элегическое настроение художника отражено и в другой его работе — «Вновь весна» (1974 г.). Ее пластический, цветовой образ строго продуман. Кулисное решение композиции, когда простран­ство постепенно открывается вглубь, вовлекая в себя зрителя, позволяет автору показать величественную картину оживающей весенней природы. Неожидан разворот сюжета, когда в просветленный эпический мотив вводится изображение сельского кладбища с крестами и «маленькими алыми звездочками». Это не фиксация случайно увиденного, а метафорическое выражение одной из основных авторских идей — жизнь вечна и потому светла печаль. Художник говорит об этом деликатно и не громко. В живописи нет осязаемой материальности, цвет, фактура — все на полутонах.

Сокровенные свои мысли воплотил Б. Ф. Домашников в картине «Весеннее раздумье» (1974 г.). В ней вовсе нет сюжетной завязки, но есть тот святой миг ожидания, который будит чувства и воображение — миг перехода природы от зимы к весне. Высок накал духовного звучания этого полотна, изыскан его колорит.

Произведения Бориса Домашникова шестидесятьгх-семидесятьгх годов стали воплощением всей его сути. В них — его жизнь и опыт, вера и культура, ясивописное мастерство и неутомимый поиск.

Картины Бориса Федоровича Домашникова на нашем Форуме




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

מבחר ענק של שירותי ליווי בתל אביב המון נערות ליווי חדשות

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта