Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.
Произведения Бориса Федоровича Домашникова шестидесятых-семидесятых годов раскрывают тенденцию развития его творчества, направленного на решение живописных задач и углубление образнофилософского содержания. Художник по-прежнему плодовит, активен, много ездит.
В 1961 году он отправляется в Самарканд. В работах этого цикла так органично слились яркость южных красок, света, нарядность архитектуры с его декоративной, звонкой живописью.
Дважды Борис Федорович посетил Италию. Из первой поездки в 1960 году работ не привез, будучи целиком захваченным изучением подлинников античности, Возрождения. Филиппо Липпи, Рафаэль, Веронезе, Тициан — как важно художнику прикоснуться к этому высокому искусству, впитать его дух. Через десять лет Борис Федорович вновь приехал сюда уже на более длительный срок. С искренним восторгом и радостью он пишет многочисленные итальянские виды со свойственным ему умением поэтического переложения. Памятники, площади Рима, Венеции, воспетые многими художниками, у Домашникова растворены в кипении современной жизни, сиянии его нарядных красок — в этом их структурная близость с произведениями уральской, новгородской серий. Именно тем они интересны и потому самобытны, что в них — не только история, но и сам автор со своим взглядом на мир, красоту. Но в какой бы стране ни был Домашников, в душе его всегда слышнее всего звучали мелодии родного Урала, старинных русских городов.
В результате предпринятых в шестидесятые годы поездок в Новгород, Псков, Ростов Великий была создана обширная серия произведений, поэтика которых раскрывает грани эстетического, философского мировосприятия художника. Новые интонации просматриваются в них. В одних работах, сохраняющих лирическую направленность, ему важно показать, как играют золотом и лазурью купола новгородской Софии, сквозь ажурную осеннюю листву, а сам храм, растворяясь в прозрачном воздухе, словно парит над землей — «София в августе» (1968 г.); как ранней весной ложатся прохладные голубые блики на белые стены соборов, оттеняя их иконную чистоту — «Весна в Ростовском Кремле» (1966 г.). В других — появляется фольклорное начало — «Псков. Троицкий собор» (1966 г.), «На Руси. Новгород» (1968 г.). В них намеренно стилизуется, уплощается форма, меняется композиция, приближающая изображение соборов к зрителю — все во имя заданного образа, обретающего почти символическое значение. Как сказочные богатыри встают храмы на русской земле, упираясь в небо главами — куполами. Своей мощью, величием они осеняют Русь, ее духовную, нравственную силу, оставаясь открытыми человеку, жизни, времени.
Вот расправил плечи в просторе светлого летнего неба «Антоний Римлянин» (1968 г.), звенят синевой его купола, славя торжество жизни на земле.
Борис Федорович Домашников. Сказ об Урале. 1974. Холст. Масло. 120 Х 155.
Безудержное ликование этого холста сменяется драматизмом содержания в картине «На древней земле» (1969 г.). Холмится, вздымается земля, вздыхает, скорбя об ушедших, храня о них память, а в центре вознесся храм, как символ вечности, святыни. Такова эстетика, диалектика художника, вопреки грустным мыслям о жизни и смерти поющего о вечности бытия.
Философское, многогранное звучание обретает образ в работе «Псковщина» (1969 г.). Мысли художника еще более, чем в предыдущих полотнах, отвлекаются от конкретного, уходя в историю, ощущая дыхание ее ветров, проносящихся над Родиной. По-новому для себя Домашников строит пространство, низко опуская линию горизонта. Она открывает картину огромного былинного неба с динамичной массой «борющихся» облаков. Тревожная, напряженная тема борьбы светлого и темного, звучащая в верхней части полотна, обретает типичное для мастера завершение. В нижней части композиции изображены безбрежные просторы русской земли, белокаменный храм. Господствующая здесь величаво-спокойная ритмика, цветовая гармония воплощают мысль о неизбывном величии Родины. Она составляет суть творчества Б. Ф. Домашникова, чья поэтическая лирика Нерасторжима с гражданственностью, патриотизмом.
Историческая память художника живет в его полотнах наряду с личностной; по-разному она отзывается в его произведениях.
В картине «Кригоузово» (1971 г.) она светла и безмятежна. Здесь уже нет драматического столкновения живописных масс, форм. Над цветущим лугом, домами — спокойное море неба Обе эти части, разделенные недальним горизонтом, мирно живут, начинаясь и продолжаясь друг в друге. Есть в этой картине своя прелесть — ведь это родина автора, воспоминания о которой всегда дороги. Потому так обострено ощущение деревенского приволья, его простой, задушевной красоты.
С детскими воспоминаниями перекликается и работа «Девочка у окна» (1966 г.) с видом открытых окон деревенского дома, уставленных яркими, нарядными цветами. Полотно не сложно по сюжету, однако многозначно по смыслу. Оно совершенно очевидно ассоциируется с известной работой А. Тюлькина «Цветущие окна» (1924 г.). «Девочка у окна» — это ответ учителю, ответ убедительный, и суть его заключается в том, что ученик нашел себя, любимое дело, обрел в этом счастье. Счастье излучает этот холст, где в сиянии света драгоценными переливами играют белые, красные, голубые краски — любимые в палитре художника. В нем — поэзия жизни и как воплощение ее чистоты —- фигурка девочки на первом плане.
Тяжелый след в памяти художника оставила война, семья пережила большое горе, погиб на фронте отец. Память о нем — в одноименной работе. Полузанесенные снегом уфимские шиханы, осенняя, холодная река Белая у Цыганской поляны — все окрашено чувством скорби и одиночества.
Борис Федорович Домашников. Пейзаж с поездом. 1981. Холст. Масло. Темпера. 115 Х 132.
«В уголке старого городского кладбища каждой весной едва заметные холмики покрываются травой, и среди нежной майской зелени горят маленькие алые звездочки, словно кровинки, просочившиеся из-под земли, чтобы знали, помнили и любили тех, кто погиб, даруя нам жизнь»4. Это элегическое настроение художника отражено и в другой его работе — «Вновь весна» (1974 г.). Ее пластический, цветовой образ строго продуман. Кулисное решение композиции, когда пространство постепенно открывается вглубь, вовлекая в себя зрителя, позволяет автору показать величественную картину оживающей весенней природы. Неожидан разворот сюжета, когда в просветленный эпический мотив вводится изображение сельского кладбища с крестами и «маленькими алыми звездочками». Это не фиксация случайно увиденного, а метафорическое выражение одной из основных авторских идей — жизнь вечна и потому светла печаль. Художник говорит об этом деликатно и не громко. В живописи нет осязаемой материальности, цвет, фактура — все на полутонах.
Сокровенные свои мысли воплотил Б. Ф. Домашников в картине «Весеннее раздумье» (1974 г.). В ней вовсе нет сюжетной завязки, но есть тот святой миг ожидания, который будит чувства и воображение — миг перехода природы от зимы к весне. Высок накал духовного звучания этого полотна, изыскан его колорит.
Произведения Бориса Домашникова шестидесятьгх-семидесятьгх годов стали воплощением всей его сути. В них — его жизнь и опыт, вера и культура, ясивописное мастерство и неутомимый поиск.
← Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 4. | Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 2. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...