Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.
Окрыленный успехом, наполненный впечатлениями, художник Борис Домашников возвращается домой и много работает. В его произведениях 1953-1954 годов чувствуется окрепшая рука, более глубокое осознание природы. Одновременно в них сохраняется любовь к скромным мотивам с деревенскими домиками, тихими уголками природы. В этом видится как общая тенденция советского пейзажа того времени, несшего обостренное чувство привязанности к своей земле, утверждавшего красоту малой Родины, так и личностное начало, шедшее от воспоминаний детства, от поэзии И. Никитина, Н. Некрасова. Эти произведения выявляют особую остроту восприятия мира художником, его прирожденное жизнелюбие.
Из-под его кисти выходят такие жемчужины раннего периода творчества, как «Калужница цветет» (1954 г.), «Под Уфой. Весна» (1954 г.). В них Домашников выступает подлинным лириком, поэтом, тонко чувствующим красоту весенних дней, когда, омытая талыми водами, пробуждается природа: все покрывается прозрачной зеленью и появляются первые цветы. Пейзажи с их плавной и неспешной лирикой задумчивы, но в красках, слитых в тонкую гармонию, нет печали. Неугасимо белые, зеленые, голубые, серебристые — они поют о жизни чистой, светлой, неповторимо прекрасной. Взглянув на пейзажи внимательно, мы, может быть, узнаем в них что-то левитановское, нестеровское, вспомним С. Герасимова. Это те корни, которые питали живописца, это тот опыт, на который он опирался и через постижение которого обретал собственный голос, культуру.
В начале пятидесятых семья Домашниковых перебралась с окраины в новую квартиру. «Однажды подошел к окну и ахнул. Белая комната, белый снег, красный трамвай. Сколько света, простора во всем, новизны! Тут же стал писать этюд», — рассказывает Борис Федорович.
Так родилась картина «Зима на окраине» (1955 г.), хранящаяся в Третьяковской галерее.
Обаяние картины в том и состоит, что о времени художник говорит не декларативно, а прочувствованно и тепло. Его аромат, дыхание передаются лишь несколькими точно подмеченными деталями, не нарушающими лирической тональности полотна. В композиции с плавно разворачивающимся пространством — ощущение почти комнатного уюта, а колорит с преобладанием серебристо-белых тонов и взятыми к ним по контрасту красными, синими пятнами придает ему нарядно-праздничное звучание. Живописец внимателен к передаче свето-воздушной среды, у него складывается своя манера письма. Он предпочитает легкую фактуру холста, трепетный, мягкий мазок, утонченную звучность цвета.
Борис Федорович Домашников. Березняк. 1960. Холст. Масло. 100 Х 130.
В 1957 году Борис Федорович вернулся к этому сюжету и создал картину «Окраина к вечеру», которую представил на выставке в Москве в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и за которую был удостоен серебряной медали фестиваля. Работу приобрел Государственный Русский музей в Ленинграде. Этот год принес широкое признание. Четырнадцать работ и цикла «По Южному Уралу» Домашников показывает на Всероссийской выставке в Москве и получает диплом I степени Министерства культуры РСФСР. О нем пишет пресса. А. Грица публикует в журнале «Творчество» статью о молодом художнике.
Говоря о себе, Борис Федорович всегда отмечает роль коллектива, в котором он вырос и который, по его словам, никогда не был провинциальным, тихим. Это было содружестве соперничество, взаимосвязь ярких талантов — Б. Домашников, А. Бурзянцев, А. Лутфуллин, А. Кузнецов, А. Пантелеев, П. Салмасов. В шестидесятые-семидесятые годы они создали целую школу получившую определение башкирской школы живописи. В ней — сплав духовности, идущей от Михаила Васильевича Нестерова, А. Э. Тюлькина, цветовая выразительность живописи, впитавшей достижении русского искусства и эстетическое осмысление башкирского национального колорита. Интересное было это время, когда все они почти одновременно пришли в башкирское искусство. Время, когд молодые художники стремились вырваться из привычных рамок усредненного реализма с его бытовизмом, повествовательностью и создать новые формы живописи, адекватные собственном видению времени. По одному и группами они ездили по стране, республике в поисках нового героя обретения жизненного, творческого опыта.
В 1955 году им была начата серия работ «По Южному Уралу» и, можно сказать, обращается к ней всю жизнь. Из года в год он продолжает, ставшую одной из главных, тему жизнт старого и нового Урала.
Борис Федорович Домашников. Стадион. Сумерки. 1969. Холст. Масло. 100 Х 160.
В противовес представлениям о суровом, демидовском Урале Домашников пишет свой открытый людям и новой жизни. По-иному он не мог. Его современное мировосприятие мажорное, светлое, рождало такие полотна как «Белье полощут» (1957 г.), «Урал. Хмуро» (1959 г.) Пусть мощно в них высятся горы и величаво разливаются реки, но здесь живет человек. Косогорь прорезаны извилистыми тропинками, по склонам лепятся дома; здесь женщины полощут белье там люди спешат на станцию. Художник не выписывает фигуры детально, а лишь намечает несколькими штрихами. Но они точно наблюдены и так убедительно оживляют действо разыгранное автором, не во имя сиюминутности, а во имя воплощения глубокой авторской идеи о красоте бытия, гармонии природы и человека. Яркие впечатления рождают в картинах обилие цвета, звонких красок. А если и взяты местами густо-зеленые, плотно-коричневые, то для контраста, чтобы еще ярче звенели светлые тона.
Несколько лет зрело в художнике заветное желание — прикоснуться к русской истории ощутить ее дух, отражение в современности. Мартовским утром 1958 года он ступил впервые на новгородскую землю. Туман, весенний снег, у Софийского собора горят лампы, высвечивая голубые фрески. Вспомнилось детство, деревенский луг с церковью, голубой лен, синее небо. Это были минуты счастья! Да и потом, в работе, художник был счастлив от сознания своей причастности к истории Отечества, от ощущения душевной гармонии. Так созвучны его мыслям о связи прошлого и настоящего, природы и человека были открывшиеся ему картины. Словно особым внутренним светом высветлены краски в пейзажах «Церковь Дмитрия Солунского в Новгороде» (1958 г.), «София зимой» (1958 г.). Добиваясь наиболее точной передачи своего эмоционального состояния, автор эстетизирует форму, строит композицию на вертикалях, символизирующих вечную устремленность человека к высокому, прекрасному. Одухотворенную чистоту бело-голубых соборов он оттеняет многоцветием окружающего пространства.
Одна из интереснейших работ этого цикла — «Весна на Псковщине» (1959 г.): благородная сдержанность колористической гаммы, лирическая наполненность — сколько эмоциональных, цветовых созвучий с русской живописью! И здесь же домашниковская просветленность: только он мог вот так освежить наше восприятие, неожиданно опрокинув на гладь широкой реки изображение собора, деревьев, сарайчиков, что сразу создает впечатление движения, жизни.
Борис Федорович Домашников. Псков. Синий день. 1969. Холст. Масло. 53 Х 70.
Древнерусские города стали для Бориса Федоровича прекрасной мастерской. Здесь он совершенствовал свой талант, нашел новые сюжеты для воплощения главной темы своего творчества — темы Родины.
Вспоминаю мою первую встречу с произведениями мастера. Тогда, в 1960 году, я только пришла работать в музей и стала свидетелем заседания комиссии, отбиравшей произведения уфимских художников для его коллекции. Картина, которая тогда запала мне в душу, была домашниковская «Май. Березняк» (1960 г.). Это светлое, лирическое полотно, сотканное из поэтических ассоциаций, воспоминаний живописца. «Таинственные березовые рощи моего детства, цветущий голубой лен, облака белые, голубые. В деревне нашей — церковь, она и сейчас стоит; венчание молодых на фоне золотого алтаря, поет хор; на праздники — народные гуляния. Все это народное, хоровое вылилось в этой картине» — вспоминает Борис Федоровин.
Ассоциативность восприятия художника определила специфику полотна, содержание которого раскрывается, главным образом, живописью. И прежде в работах Домашникова появлялись приемы, свойственные декоративной живописи — плоскостная трактовка пространства, акцентированная роль цвета. В этой же работе они окончательно оформились, обозначив программность живописных приемов художника. Цвет, форма здесь утрачивают материальность, обретая духовную сущность. Импрессионистский мазок подвижен, прозрачен, цвет переливается множеством оттенков. Плоскостность построения, подчеркнутая роль ритма, чистота цветовых отношений и, главное, духовная содержательность — не есть ли в этих качествах родство с древнерусской живописью, а в декоративной звучности картины — творческое преломление башкирского национального колорита.
Картина явила и нового героя творчества мастера — белоствольную тонкую березку, дань красоте которой отдали Ф. Тютчев и П. Чайковский, М. Нестеров и С. Есенин. Борис Федорович написал свою, домашниковскую березу, которая поет отныне на многих его полотнах непременно песенным русским напевом , поет о России. Березы в убранстве зеленой листвы, утонувшие в сугробах или покрытые серебристым инеем, они всегда написаны взволнованно, всегда в неожиданном ракурсе чувства, являющего богатую симфонию красок, мазков, нанесенных то плотно, то лессировочно легко, на просвет.
Картины Бориса Федоровича Домашникова на нашем Форуме
← Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 3. | Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...