Мы, современники заслуженного художника Республики Башкортостан Амира Султановича Арсланова, хорошо помним этого человека. Трудолюбивый, открытый, увлеченный, он располагал к себе своим живым характером, искренней манерой общения. Он был скромен, не стремился к власти, со всей душой отдаваясь любимому делу - живописи.
23 февраля 2012 года исполнится ровно 25 лет, как его нет с нами, но духовная жизнь художника продолжается в его произведениях, которые хранятся в собраниях музеев, его семьи. В них запечатлены те мысли, чувства, которые волновали живописца и его современников - размышления об исторических судьбах Отечества, о ценности человека, совершившего во имя его патриотический, нравственный подвиг, о красоте края, где он родился и прожил жизнь. Годы не умаляют значимости этих идеалов, обуславливающих долгую жизнь творений художника.
Визитной карточкой Амира Арсланова в нашем искусстве стала картина "Салават Юлаев" (1959 г.), открывшая цикл его полотен, посвященных легендарному башкирскому воину и поэту. Обращение к образу Салавата Юлаева не было для него случайным.
Амир Султанович с семнадцати лет участвовал в Великой Отечественной войне. Стрелок стрелковой дивизии II Прибалтийского фронта, он прошел с боями Латвию, Литву, Эстонию, своим потом и кровью защищая землю Отечества. Потому тема воинского подвига, мужества была для него сокровенной.
Художник Амир Султанович Арсланов
В 1954 году ему, студенту Уфимского училища искусств, довелось позировать для образа Салавата Юлаева художнику Алексею Кузнецову, работавшему тогда над знаменитой картиной "Допрос Салавата". Амир Арсланов сам зажегся мыслью написать картину о башкирском герое, и он ее осуществил через несколько лет после окончания училища. Полотно представляет живой и убедительный образ Салавата Юлаева, в лице, движении которого выражены внутренний порыв, готовность к действию, решительность и бесстрашие. Композиция полотна с низкой линией горизонта, его пейзажный фон с изображением скалистой вершины, на которую герой поднялся на лихом коне, простирающиеся величественные уральские дали - все это подчеркивает монументальный характер произведения. Атмосферу романтической суровости автор выявляет цветовым решением, в котором преобладают сдержанные серебристо-коричневые, зеленые тона. Энергичная фактурная лепка полотна выявляет его внутреннюю динамику.
Эта работа молодого тогда художника выявила его безусловную природную одаренность, реализованную благодаря хорошей профессиональной подготовке, полученной в Уфимском училище искусств.
А.С. Арсланов не раз возвращался к образу излюбленного героя, создав картины "Салават Юлаев и Пугачев с воинами" (1972 г.), "Салават Юлаев и Пугачев" (1983 г.) и другие.
Исторические личности и темы стали основным содержанием жанровой живописи художника. Широко распространенная в советские годы ленинская тематика не обошла стороной и творчество Амира Султановича. В 1985 году он пишет картину "Встреча В.И. Ленина с братьями Носковыми на хуторе Яхии Тукаева". В трактовке этого исторического факта он, избегая отстраненности, находит проникновенно-лирическое его решение, передавая простоту и естественность в отношениях героев, атмосферу теплого летнего дня, окрашивающего картину в светлые, жизнеутверждающие тона.
Встреча Габдулы Тукая и Мажита Гафури. 1986. Холст. Масло. 99 Х 137.
БГХМ имени Михаила Васильевича Нестерова.
Арсланов умело вводит в полотна изображение природы, состояние которой он тонко чувствует и передает. Ее настроение зачастую определяет их эмоциональный, поэтический строй. Такова одна из последующих работ живописца "Встреча Г. Тукая и М. Гафури" (1986 г.). Элегический образ природы Урала здесь подчеркивает настроение неторопливой беседы, глубокого раздумья героев.
В 1978 году Амир Султанович написал свою лучшую картину "Лев Толстой в степях Башкирии". В его основу положен документальный факт пребывания Льва Николаевича в Башкирии, куда он ездил лечиться кумысом на протяжении нескольких лет. Задумав картину, он обращается к изучению творчества писателя, его биографических материалов. Рассказы Толстого "Ильяс", "Много ли человеку земли нужно" дали ему богатую пищу для размышлений, способствовали продуманному решению полотна.
...Далеко, до самого горизонта простирается башкирская степь. Кончается летний день, на землю ложатся глубокие тени, гаснут краски, лишь местами вспыхивая под лучами заходящего солнца.
На первом плане - фигуры Льва Николаевича Толстого и двух башкир. Момент доверительной дружеской беседы, внимательной сосредоточенности персонажей передан художником в их позах, лицах. В свободном движении фигуры писателя уловлены его привычные жесты, поза. В чертах лица угадываются глубокий ум, человечность. Столь же убедительно трактованы образы башкир, в которых автор выявляет житейскую мудрость, серьезность. Фигуры героев органично вписаны в пейзаж, который своим эпическим звучанием придает картине значительность и масштабность. Картина - размышление художника о жизни, нравственной силе и мудрости народа, о связи человека и природы.
Лев Толстой в степях Башкирии. 1978. Холст. Масло. 170 Х 230.
БГХМ имени Михаила Васильевича Нестерова.
Серию работ Амир Султанович Арсланов посвятил Александру Сергеевичу Пушкину, поэзию которого знал и любил. В 1981 году в результате поездки по пушкинским местам Оренбуржья он создал ряд натурных этюдов: "Крутой обрыв, на вершине которого стояла Нижнеозерская крепость", "Белые меловые горы вдоль реки Яик" и другие документальные зарисовки мест, связанных с пугачевским восстанием и пребыванием А.С. Пушкина. Картины этих мест, рассказы краеведов позволили художнику словно перенестись в то время и пережить те ощущения, которые испытывал поэт, собиравший здесь материал о пугачевском движении.
"А.С. Пушкин в окрестностях Белогорской крепости" (1986 г.) - так называется одна из работ этого цикла. Фигура поэта изображена у самых меловых гор, над мощным простором которых нависает тревожное грозовое небо. В стихии природы Пушкин словно слышит стихию крестьянского восстания. Тонкая внутренняя связь поэта и окружающей природы, эпическая композиция холста, его напряженный колорит создает ту эмоциональную окрашенность, которая определяет суть картины.
Столь же значительное место в творчестве Амира Арсланова занимает портретная живопись. Осмысление внутреннего мира человека, его нравственных качеств - неотъемлемая черта философских исканий художника.
Характерным примером раннего периода его творчества служит "Портрет башкирки" (1961 г.) из собрания Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова. Его героиня - мать автора, воспитавшая 12 детей. Близкое, непосредственное восприятие натуры позволили ему воссоздать образ во всей жизненной правде. В этой женщине средних лет, ее позе, взгляде, посадке головы угадывается огромная внутренняя сила, уверенность, чувство собственного достоинства. Мастер с большим увлечением пишет портрет плотным, широким мазком, насыщая колорит сочными красками, гамма которых позволяет ему передать темперамент, энергию женщины.
Столь же глубок по психологической характеристике и "Портрет старого конюха" (1964 г.), ярко рисующий натуру человека, умудренного жизнью, независимого, волевого. В камерных по композиции портретах 60-х годов Арсланов сосредотачивает внимание на лицах героев, он умеет выявить самое существенное для каждого из них. Так, в "Портрете нефтяника" (1963 г.) в лице бывалого труженика он ярко акцентирует его сосредоточенность, собранность, физическую силу. Все эти портреты обретают и определенную типологическую окраску, воссоздавая типические черты народного характера, людей труда.
Натюрморт с чайником. 1958. Холст. Масло. 48 Х 34.
БГХМ имени Михаила Васильевича Нестерова.
В 1969 году написан "Портрет хирурга Кривошеева", исполненный по законам "сурового" стиля, распространенного в советском искусстве 60-х годов. Он берет большой формат холста, укрупняет детали, формы портрета. Взятая снизу точка зрения монументализирует фигуру врача в белом халате.
Но даже при столь откровенной стилизации под "суровый" стиль автор не стандартизирует образ под заданную схему "образ - тип". Он остается верен себе, своей эмоциональной, впечатлительной натуре и дает теплую, проникновенную характеристику человека умного, доброго, спокойного. Этот холст открыл серию созданных Арслановым в последующие десятилетия композиционных портретов - "Портрет Т. Арслана" (1973 г.), "Герой Советского Союза Н.И. Дегтярь" (1975 г.), "Портрет участника Великой Отечественной войны Ш. Тухватуллина" (1975 г.) и др. Они обретают более широкое смысловое значение, воплощая размышления автора об истоках патриотизма, гражданственности, о духовной красоте человека.
Судьба и дела целого поколения людей запечатлены в работе "Солдат тыла" (1974 г.); глубокий интерес к личности человека сохраняет живописец в одной из лучших своих работ - "Портрете бывшего заместителя начальника политотдела 16-й Гвардейской башкирской кавалерийской дивизии С.Р. Кадырова" (1984 г.). В нем - свободное владение приемами композиционного портрета, колористическая цельность. Обретенное за многие годы работы мастерство художника здесь выступает в полной мере, благодаря чему созданный в нем образ опытного, мудрого, много пережившего человека нарисован столь убедительно и многогранно.
В пейзажной живописи Амира Арсланова с наибольшей силой и последовательностью выражены его поэтическое мировосприятие, живописное дарование.
Эту страницу его творчества открывают сохранившиеся работы пятидесятых годов "Наш старый сарай" и "Отчий дом", написанные с глубоким ностальгическим чувством после многолетней разлуки с родиной.
Эти скромные деревенские мотивы исполнены тихой грусти и раздумья. Во второй работе он внимательно передает состояние серого дня ранней весны, окрасившего природу в сдержанные тона. В то же время от его внимательного взгляда не ускользают голубые рефлексы на снегу, красивая игра серебристо-коричневых тонов. В работе оживают традиции русского лирического пейзажа, а личностное наблюдение автора придает ему неповторимое своеобразие.
Работы 60-70-х годов более звучны, декоративны. Арсланов любит выбирать такие мотивы и состояние природы, которые позволяют ему передать богатую игру цвета. Пейзаж "Красный дом" (1966 г.) он строит на эффекте освещения. Зимний город погружен в солнечный прозрачный воздух. Пейзаж написан крепко, свободно, все в нем живет, сверкает. Художник усиливает реальное звучание цвета, передавая световые изменения оттенками красок.
Декоративность, подчеркнутое звучание цвета - черта, отличающая башкирскую живописную школу. Она нашла выражение во многих работах мастера: "Весна на ферме" (1972 г.), "Поздняя осень" (1979 г.) и др.
В семидесятые годы в творчестве А.С. Арсланова получает начало тема эпического башкирского пейзажа - "Утро. Нарыш - Тау" (1973 г.). Величественный уральский мотив с заснеженными холмами, лесами, буровыми вышками претворен автором в романтическую картину земной красоты, переданную в музыкальном созвучии голубовато-синих, розовых тонов.
Наиболее полное развитие эта тема получила в живописи художника в восьмидесятые годы. Таков цикл произведений, который он посвятил родному краю - "Лето. Полдень" (1980 г.), "Осенние горы” (1982 г.), "Осень в родном краю" (1985 - 1986 годах). Исполненные Арслановым в последние годы, они полны раздумья, размышлений о жизни, потому в них так обостренно звучит его любовь к родной земле. При всей цветовой насыщенности пейзажи целостны по колориту, их пластическое, цветовое решение обретают обобщенное звучание. В этих работах художник запечатлевает то мгновение, то состояние души, когда взгляду открывается не просто земля, а Родина, ее бесконечно дорогой образ.
В многообразие творческой деятельности А.С. Арсланова органично вписывается его увлеченность натюрмортом, один из которых - "Натюрморт с чайником" (1958 г.), написанный в молодые годы, олицетворяет духовные, творческие пристрастия автора, любящего жизнь во всех ее проявлениях, с трепетом переносящего на холст красоту окружающего мира.
← Касим Девлеткильдеев. Художники Башкортостана | Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова. Часть 4. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...