Художник Касим Салиаскарович ДевлеткильдеевДуховным стержнем башкирского изобразительного искусства было и остается творчество замечательных мастеров старшего поколения, среди которых имя Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева занимает главенствующее место.

Первый профессиональный художник - башкир, он через весь свой жизненный и творческий путь пронес свет ясной, богато одаренной, благородной души, отданной родному народу, краю.
«Он был чистым, как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», - вспоминает о нем заслуженный художник России Тамара Павловна Нечаева.

В архиве художника, находящемся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, хранится школьная тетрадь, исписанная каллиграфическим почерком - автобиография Девлеткильдеева, датированная двадцать третьим февраля 1941 года.

«Родился в 1887 году в Уфимской губернии (сельцо Кугуль) в бедной дворянской семье. Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего 7 лет). Отец по национальности был татарин, мать - башкирка. Смутно помню свои бесцветно проведенные детские годы, большая часть которых прошла в Уфе, куда переехали потом оставшиеся члены семьи, обремененные нуждой и заботами. Из воспоминаний раннего детства у меня немного сохранилась память о дяде (брате отца)..., он единственный в доме проявлял некоторую заботу о моем художественном воспитании, возбуждая во мне любовь к природе и интерес к искусству. Так как уже с ранних лет у меня проявилось некоторое призвание к рисованию, дядя шутя называл, меня будущим Рафаэлем, старался знакомить с именами великих художников, беседовал и показывал какие-то репродукции с картин. ...Отец мой тоже занимался немного рисованием и чертил, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся его мелких работ тушью и акварелью. Несмотря на отсутствие поощрения со стороны остальных окружающих, в детстве я рисовал много без всякой системы, все, что попадалось: с модных журналов, женские головки в профиль, балерин, наездниц, акробатов, клоунов, цветы и т.п. (почему-то цирк производил на меня всегда чарующее и сказочное впечатление).

Помню, как однажды в нашем доме я расписал печь акварельными красками (панно из цветов), это имело успех даже у равнодушных к моим работам членов семьи. До 15-16 лет я воспитывался в Уфе, на иждивении одного из братьев, служившего тогда народным учителем... Первое образование получил у брата в Уфимской гимназии... После этого в силу обстоятельств и вопреки своим желаниям пришлось выдержать экзамен в Казанской учительской школе на звание народного учителя, но в школах не работал - некоторое время занимался только частными уроками... Мысль о художественном образовании волновала и пугала, но не покидала меня. Как известно, искусство в то время являлось достоянием лишь немногих богатых людей, особенно оно не было доступно для мусульман еще в силу религиозных предрассудков, запрещавших создавать живые образы; поэтому в моем положении почти не представлялось возможности осуществить это желание... Наконец, только после революции 1905 года, когда мне исполнился 21 год, с большим трудом, без всяких средств удалось поехать в Санкт-Петербург и поступить в Центральное художественно-промышленное училище Б. Штиглица, которое я окончил с успехом в 1914 году с педагогическим и декоративным уклоном (по классу стенной живописи). По окончании училища я работал один год преподавателем графических искусств в Серпуховском коммерческом училище, откуда снова поехал в Санкт-Петербург, где устроился опять преподавателем в фабричной школе... и в то же время занимался живописью в частных художественных мастерских. В 1916 году поступил по конкурсному испытанию в классы Академии художеств, которые посещал вольнослушателем всего полгода. Слабое здоровье и семейные обстоятельства заставили меня вернуться в Уфу... Здесь, как известно, я живу безвыездно с 1917 года, все время работая по своей специальности, как преподаватель и художник».

Касим Девлеткильдеев. Башкир Ибрагим. 1928. Бумага. Уголь, белила. 45 Х 36.

Касим Девлеткильдеев. Башкир Ибрагим. 1928. Бумага. Уголь, белила. 45 Х 36.

В Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова, где собрано творческое наследие художника, находится альбом учебных работ К. Девлеткильдеева. Самые ранние из них со штампом начальной рисовальной школы при центральном училище технического рисования барона Штиглица датированы 1907 годом. Это рисунки, выполненные угольным карандашом с постановок из гипсовых геометрических моделей, отличающиеся внимательной проработкой формы, светотени. Работы, исполненные в 1908 - 1914 годах в период обучения в училище, раскрывают процесс профессиональной подготовки художника. Первоначально это рисунки с гипсовых фигур, зарисовки орнаментов, затем - с более сложных архитектурных деталей и наброски с живой натуры, в последние годы - академические рисунки с обнаженной натуры, акварельные листы с изображением цветов, расписного фарфора, старинных книг. Работы свидетельствуют не только о том, как постепенно Касим Девлеткильдеев постигал законы рисунка, ритма, цветовых отношений, но и о прирожденном таланте художника - рисовальщика.

Возвратившись в Уфу, он приобщился к деятельности Уфимского художественного кружка, на выставке которого в конце 1917 года показал шесть живописных и акварельных работ. В 1919 году руководил изостудией при клубе им. В.И. Ленина.

В одной из ранних дошедших до нас самостоятельных работ «На молитве» (до 1919 года) он заявляет о себе как о приверженце национальной темы, которая трактуется им с большим пониманием и эстетизмом. Гармонично ложатся тонкие линии и акварельные краски, рисующие фигуру коленопреклоненной молящейся женщины на фоне интерьера башкирской избы. Автор изображает эту сцену, не нарушая таинства момента. Он строит пластику листа на обобщенных и несколько геометризированных формах, стремясь придать ему монументальное звучание. По своеобразной стилистике и некоторой условности эта работа стоит особняком в творчестве Девлеткильдеева.

Касим Девлеткильдеев. Девочка - башкирка в голубом. 1928. Бумага. Акварель. 50 Х 30.

Касим Девлеткильдеев. Девочка - башкирка в голубом. 1928. Бумага. Акварель. 50 Х 30.

В Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова хранятся так же произведения мастера, исполненные пастелью. Помещенные в альбом, подаренный башкирскими художниками в день 5-летнего юбилея художественному музею, они никогда не выставлялись. Работы, к сожалению, не датированы, лишь год юбилея музея - 1925 - позволяет отнести их к концу 1910-х - началу 1920-х годов. Эти небольшие по размеру листы также воспроизводят сцены народного быта. В одном из них изображена башкирка в национальной одежде за приготовлением кумыса на фоне деревенского пейзажа с лошадьми, плетнем и нанизанными на нем кон¬скими черепами. В другом - сельская пасека в яркий летний день, на первом плане - фигура башкирского бортника с деревянным сосудом в руках. Некоторая эскизность листов не умаляет их образной, декоративной выразительности.

Двадцатые годы - время активной творческой, общественной деятельности Касима Салиаскаровича. Он работал преподавателем на Первых Уфимских мусульманских педагогических курсах, принимал активное участие в деятельности только что созданного в Уфе художественного музея, будучи его научным сотрудником. В 1921 году, как сотрудник Наркомата наробраза по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, выезжал вместе с художником А.Э. Тюлькиным в экспедицию в Среднюю Азию. Она была организована музеем Народов Востока для сбора произведений народного искусства. Сохранившийся тщательный, как всегда у Девлеткильдеева, карандашный рисунок «Развалины мечети Биби-Ханум в Самарканде» — память об этой поездке. На нем дата: «12 июня 1921 г.».

Касим Девлеткильдеев. Крыльцо башкирской избы. 1928. Бумага. Акварель. 29.1 Х 38.

Касим Девлеткильдеев. Крыльцо башкирской избы. 1928. Бумага. Акварель. 29.1 Х 38.

С созданием в 1926 году Уфимского техникума искусств Касим Салиаскарович вел здесь живопись и рисунок. Его учениками были такие известные мастера, как Г. Ш. Имашева, Р. Г. Гумеров, В. П. Андреев и другие. Вот что пишет в своих воспоминаниях об учителе старейший башкирский художник Р. Ф. Усманов: «Это был худощавый, всегда строго одетый человек. Рисуя, он любил рассказывать нам об искусстве, о творчестве передвижников, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Был глубоко порядочным человеком, отстаивал свои принципы преподавания. Ко всем ученикам относился ровно, не разделяя их на плохих или хороших».




Комментарии  

 
0 Лиля #1 18.03.2013 19:47
Очень интересно! Мне понравилось!!) О нём так много интересного!:)
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Отзывы ушм интерскол на otzovik.com поразят вас своей честностью.

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта