Касим Девлеткильдеев. Деревня Ново-Усманово. 1933. Бумага. Акварель. 26,8 Х 38.В 1928 году художник Касим Девлеткильдеев совместно с бывшим тогда директором художественного музея Ю. Ю. Блюменталем совершил экспедицию в Тамьяно - Катайский кантон (ныне - Белорецкий район). Основой коллекции башкирского народного искусства в музее стали собранные ими здесь произведения. Поездка была чрезвычайно плодотворна и в творческом плане. Во время этой экспедиции Касим Салиаскарович исполнил свои лучшие работы, ставшие классикой башкирского изобразительного искусства.

Первая в этом ряду - «Девочка - башкирка в голубом», волнующая неподдельной искренностью, одухотворенностью, тонким мастерством акварельной живописи. Долгие годы была безымянной героиня этой работы, ставшая для зрителей собирательным образом юной башкирки, исполненной внутренней чистоты и кротости.

В 1983 году мы, сотрудники художественного музея, проехали по следам экспедиции 1928 года и отыскали героиню этой работы. Это была Марьям Юмагуловна Мустафина, мать пятерых детей, жительница поселка Брештамак Белорецкого района. Несколько лет назад ее не стало, а тогда она нам рассказала: «Мне было двенадцать лет, мы жили в деревне Усман-Гали. Родители ушли на работу, я была в доме одна, когда к нам во двор вошли двое мужчин. Когда они сказали, что хотят рисовать меня, я очень испугалась, в то время это было необычно и непонятно мне. Они шутили со мной, я постепенно успокоилась и согласилась посидеть. Надела свое нарядное платье с бусами и сидела на хике, а рядом было сложено приданое снохи - паласы, сыргытыши, стоял деревянный челяк».

Так мы и видим все в акварели, подписанной автором второго сентября 1928 года. Каким же мастерством обладал художник, сумевший в один сеанс создать законченное по образному, композиционному решению произведение, написанное легкой кистью, чистым и сочным цветом! Работе суждена была большая жизнь. В 1941 году она экспонировалась в Третьяковской галерее на выставке достижений советского искусства, затем, находясь в коллекции художественного музея им. М.В. Нестерова, прошла ряд престижных выставок башкирского искусства. Сегодня эта акварель сохраняет свою высокую образную, художественную значимость.

Касмм Девлеткильдеев. Башкир - охотник на медведя. 1928. Бумага. Акварель. 40,5 Х 25,5.

Касмм Девлеткильдеев. Башкир - охотник на медведя. 1928. Бумага. Акварель. 40,5 Х 25,5.

Об умении художника передавать красоту национального быта свидетельствует и его акварель «Крыльцо башкирской избы» 1928 г., исполненная в той же деревне Усман-Гали. С большой любовью показывает он предметы обихода в искусно решенной композиции. Освещенное солнцем крыльцо художник пишет в нежно-золотистой гамме красок, мягко, с большим вкусом вплетая в нее белые, красные, зеленые пятна вывешенных на нем для просушки полотенец, ковриков и стоящего здесь же кумгана. Пейзаж, в котором ощущается легкое дуновение ветерка и тепло солнечного света, написан в гамме голубовато-синих тонов, передающих эффект воздушной перспективы. Трепетность состояния природы и самой манеры письма, изящество колорита - все это придает работе поэтическое, одухотворенное звучание.

В соседнем поселке Манышты встретил тогда же Касим Салиаскарович другого своего героя, о котором подробно рассказал в надписи на обороте акварельного портрета «Башкир-охотник»: «Бигарслан Султанов, охотник, 30 лет, убивший около 20 медведей, 16 волков, партийный, инвалид, получил инвалидность на охоте, собака Бурзик». Как трогательно внимание художника к биографии героя! Как же автор передает зрителю эту информацию через художественный образ? Перед зрителем предстает сидящий мужчина совсем не богатырского сложения. Он невысок и даже худощав. Художник так строит композицию листа, что создается впечатление значительности его фигуры в замкнутом пространстве листа. В его позе, лице подчеркнуты готовность к действию, решимость и бесстрашие. Портрет является еще одной яркой иллюстрацией умения Касим Девлеткильдеева, отталкиваясь от конкретного впечатления, создать образ обобщающего звучания, отражающий его представление о нравственной силе, красоте народа.

Касмм Девлеткильдеев. Мотив Инзерского завода. 1928. Бумага. Акварель. 22,5 Х 27,5.

Касмм Девлеткильдеев. Мотив Инзерского завода. 1928. Бумага. Акварель. 22,5 Х 27,5.

На лицевой стороне «Девушки-башкирки в оранжевом» есть аккуратная авторская подпись: «д. Кубагушево 10/IX-28 г.». Указывая даты и место выполнения своих работ, художник подчеркивает этнографическую точность созданных им портретов. Но их смысл заключен не столько в этом, сколько в стремлении создать художественный образ. Так и в данном портрете, изображающем девушку в национальной одежде с ювелирными украшениями на руках, он раскрывает трогательный образ застенчивой девушки, за внешней сдержанностью которой угадывается натура непосредственная, порывистая.

С большим мастерством и силой художественного обобщения народный тип воссоздан Девлеткильдеевым в графическом портрете, нарисованном углем, - «Башкир-Ибрагим» 1928 г. В этой натурной работе с ее убедительным портретным сходством - яркий психологический образ. Это биография, характер, судьба целого народа, стойкого к жизненным невзгодам, благородного, мудрого.

Образы, созданные замечательным мастером, прочувствованные, лиричные или монументальные, как в последнем примере, непременно несут черты национального своеобразия. Он первым в изобразительном искусстве республики сказал проникновенное слово о башкирском народе. Оно прозвучало значимо и сильно в свое время, не теряет своей актуальности по сей день.

Касмм Девлеткильдеев. Цветыа. 1935. Бумага. Акварель. 42,7 Х 58.

Касмм Девлеткильдеев. Цветыа. 1935. Бумага. Акварель. 42,7 Х 58.

Все произведения, созданные в результате экспедиции в Тамьяно-Катайский кантон, художник по возращении преподнес в дар уфимскому художественному музею.

В двадцатые-тридцатые годы художник много работает также в жанре натюрморта, пейзажа. Обладая развитым художественным вкусом, он проявлял интерес к прекрасному в жизни — любил природу, с удовольствием работал в саду, дома собрал небольшую коллекцию старинного фарфора. Его поэтическая натура находила отдохновение, когда он писал свои многочисленные натюрморты с цветами. Он писал их с особым наслаждением, увлекаясь бесконечным разнообразием форм лепестков и листьев, гармонией нежных красок, из которых создавал эстетические творения. Таковы его «Ирисы», «Сирень» (1935 г.), «Цветы разные» (1935 г.) В этих работах с их изысканным языком наиболее ярко воплотилась утонченная натура мастера, в совершенстве владеющего искусством акварельной живописи.

В цикле пейзажных произведений К. С. Девлеткильдеева также есть работа, исполненная во время экспедиции 1928 года - «Мотив Инзерского завода». В нем - удивительное сочетание проникновенного лирического чувства и ощущения величавого простора уральской природы.

Во время второй экспедиции, совершенной в 1933 году в Баймакский район, он создал серию акварельных листов - «Баймак», «Тубинск». В них звучат иные ноты - ноты внутреннего напряжения, мощи. Он изображает массивы заводских корпусов, дымящиеся трубы. Колорит в них строится на контрастах плотных коричневых, зеленых, синих тонов.

Сообразно требованиям времени в тридцатые годы Девлеткильдеев участвовал в оформлении улиц и зданий в дни праздников и революционных дат. В годы Великой Отечественной войны в уфимском госпитале делал зарисовки с бойцов Башкирской кавалерийской дивизии - «Г.А. Муратов», «Старший лейтенант Ф. Галиев», «Боец Н. Шамсиаров» и др. Эти достоверные карандашные и акварельные работы трогают уважительным, теплым отношением автора к своим героям.

Касми Девлеткильдеев. Баймак. 1933. Бумага. Акварель. 32,5 Х 48.

Касми Девлеткильдеев. Баймак. 1933. Бумага. Акварель. 32,5 Х 48.

В коллекции Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова есть и живописные работы мастера. Особо хочется отметить среди них два замечательных портрета, которыми он открыл серию портретов деятелей башкирской культуры в изобразительном искусстве республики. Это работы 1937 года, изображающие классика башкирской литературы М. Гафури и актера Г. Мингажева. Неброские по цвету, оба они притягательны по своему нравственному содержанию, силе психологических характеристик.

Портрет М. Гафури воспринимается как автобиографический. В нем - такое же аскетическое, худощавое лицо, какое было у Девлеткильдеева, а в лице - та же глубокая внутренняя сосредоточенность, которая отличала и душевное состояние автора портрета. Актер Г. Мингажев показан в роли старосты из пьесы М. Бурангулова «Башкирская свадьба». Портрет выражает силу актерского перевоплощения героя.

Касим Салиаскарович Девлеткильдеев прожил трудную жизнь. Он был одинок, очень скромен. Тяжелые годы войны подорвали его слабое здоровье.

23 января 1947 года старейшая башкирская художница Мария Николаевна Елгаштина сообщала своей знакомой в письме, хранящемся в архиве музея: «Скончался Касим Аскарович, вчера мы хоронили его. Ушел из мира еще один хороший человек тонкой души и глубоких чувств... Касим Аскарович в белых пеленах был необычайно красив со строгим покоем на лице... Опустили в могилу уже в сумерках, зимнее небо золотилось на западе, снег глубокий, нетронутый казался синим...» Таким был последний земной путь Девлеткильдеева. На его могиле на татарском кладбище в Уфе установлен памятник, выполненный скульптором Г.И. Мухаметшиным.

Подлинный талант, преданность искусству, нравственная чистота К.С. Девлеткильдеева оказали большое влияние на духовное, профессиональное формирование не одного поколения башкирских художников.

О жизни и творчестве художника Касима Девлеткельдеева на нашем Форуме




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта