Борис Федорович Домашников. Кригоузово. 1971. Холст. Масло. 65 Х 75.Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.

Окрыленный успехом, наполненный впечатлениями, художник Борис Домашников возвращается домой и много работает. В его произведениях 1953-1954 годов чувствуется окрепшая рука, более глубокое осознание природы. Одновременно в них сохраняется любовь к скромным мотивам с деревенски­ми домиками, тихими уголками природы. В этом видится как общая тенденция советского пейзажа того времени, несшего обостренное чувство привязанности к своей земле, утверждавшего красоту малой Родины, так и личностное начало, шедшее от воспоминаний детства, от поэзии И. Никитина, Н. Некрасова. Эти произведения выявляют особую остроту восприятия мира художником, его прирожденное жизнелюбие.

Из-под его кисти выходят такие жемчужины раннего периода творчества, как «Калужница цветет» (1954 г.), «Под Уфой. Весна» (1954 г.). В них Домашников выступает подлинным лириком, поэтом, тонко чувствующим красоту весенних дней, когда, омытая талыми водами, пробуждается природа: все покрывается прозрачной зеленью и появляются первые цветы. Пейзажи с их плавной и неспешной лирикой задумчивы, но в красках, слитых в тонкую гармонию, нет печали. Неугасимо белые, зеленые, голубые, серебристые — они поют о жизни чистой, светлой, неповторимо прекрасной. Взглянув на пейзажи внимательно, мы, может быть, узнаем в них что-то левитановское, нестеровское, вспомним С. Герасимова. Это те корни, которые питали живописца, это тот опыт, на который он опирался и через постижение которого обретал собственный голос, культуру.

В начале пятидесятых семья Домашниковых перебралась с окраины в новую квартиру. «Однажды подошел к окну и ахнул. Белая комната, белый снег, красный трамвай. Сколько света, простора во всем, новизны! Тут же стал писать этюд», — рассказывает Борис Федорович.

Так родилась картина «Зима на окраине» (1955 г.), хранящаяся в Третьяковской галерее.

Борис Домашников. Баржа. 1950. Картон. Масло. 35Х48.В доме художника Бориса Федоровича Домашникова над письменным столом висит небольшая работа его учителя и духовного наставника Александра Эрастовича Тюлькина, на ней — любимый «тюлькинский» мотив — цветущие окна. На обороте картины надпись: «Только жизнь, отданная любимому делу, может иметь для вас счастье и значение». Слова эти, написанные в 1950 году, стали пророческими: почти пятьдесят лет жизни отдал Б. Ф. Домашников живописи, найдя в этом свое счастье, предназначение, сумев передать через нее свои сокровенные мысли, душу. Творчество художника получило широкое признание, его произведения украшают коллекции множества музеев страны и мира, он удостоен высоких званий народного художника СССР, заслуженного деятеля искусств БАССР, лауреата Государствен­ной премии имени Салавата Юлаева Республики Башкортостан.

Работая над этим изданием, я несколько раз была в мастерской Бориса Федоровича, мы подолгу беседовали, смотрели старые и новые работы... Расположена мастерская на одной из живописных улиц Уфы, уютно сбегающей от мечети почти до реки Белой; совсем рядом — дом-музей С. Т. Аксакова, а чуть выше, на другой старинной улочке — дом, где жил и работал А. Э. Тюлькин. И факт этот — словно знак духовной связи художников разных поколений, главная тема которых — любовь к своей земле, Отечеству. Потому так естественно и просто на мой вопрос, что питает его творчество сегодня, Домашников отвечает одним словом: «Родина».

Юрий Варюхин. Обнаженная. 1981. Холст. Масло.Впервые с произведени­ями художника Юрия Варюхина зрители познакомились в 75 году прошлого столетия. И, конечно же, сразу определили для себя само­бытность этого художника, кисть которого трудно с кем-либо спутать. Его работы наделены удивительной при­тягательной силой. В основе его сюжетов будничные мо­тивы — родной Левый берег, пейзажи окрестностей Ишимбая, люди, погруженные в раздумья, их мирный труд. Но вас захватывает не сам сюжет, а то состояние эмоций. Это определяют и при­емы построения картины. Ху­дожник обращается к компо­зиции, созданной на актив­ной, образно насыщенной форме. Живописное пространство с сознательно смещенными планами, в ко­тором он располагает фигуры и предметы, вырази­тельно раскрывает содержа­ние картины.

В представлении Юрия творчество — это воплоще­ние внутреннего мира художника-творца, сохранение верности себе. Он мыслит и об этом говорят его произведения.

Ишимбай - родной город Юрия Варюхина. Здесь Юра учился, создал семью. В этом городе он утвердился как яр­кий самобытный художник со своим живописным стилем и почерком. Юрий Варюхин - член Союза художников Башкортостана и ассоциации художников юга Башкортоста­на. Он не получил профессионального образования, но любовь к живописи, целеус­тремленность позволила ему преодолеть многие препятст­вия на пути к художественному мастерству. Профессио­нальному росту способство­вало общение с друзьями - художниками Исмагилом Гази­зуллиным, Виктором Бивняевым, Камиль Губайдуллин, которые стали его духов­ными наставниками и учите­лями. Хочется заметить, что взаимоотношения между ишимбайскими художниками очень тесное, но при этом нет повторения тем и техники. Именно эти художники открыли для него французс­ких импрессионистов полот­на Ван Гога, Сезанна, Матис­са, Лотрека, Клода способствовали формированию но­вого выразительного языка Юрия Варюхина. И эти впечатления, и навыки органично легли на эмоциональную палитру художника, повлияв на его худо­жественное мышление, со­здав неповторимый синтети­ческий варюхинский стиль.

Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Элам. Офорт.Начало: Ольга Самосюк - Серия "Цивилизации". Часть 1.

Само собой разумеется, что, будучи художественным произведением, графическая серия "Цивилизации" не может и не должна претендовать на энциклопедическую роль в раскрытии историко-культурной темы. Она даже не исчерпывает знаний и представлений самого автора в области истории духовно-эстетического освоения мира человеком. Но по сути изложенного материала, составившего ее содержание, она является, пожалуй, одним из самых крупных художественных проектов в российской графике на сегодняшний день.

Багаж знаний, накопленный художником за годы работы над темой, оказался столь велик, что одним из важных и наиболее трудных аспектов работы на первом этапе стал выбор образов, сюжетов и атрибутики, составляющих изобразительную тему произведений. По замыслу автора, зритель, даже не знакомый с историей и памятниками культуры той или иной цивилизации, должен быть не просто заинтересован разнообразием характеристик графических листов, но вовлечен в тему, захваченных ею. Взбудоражить ассоциативное мышление зрителя и уж тем более форсировать его интерес к образному содержанию работ – задача не из легких. Оптимальным вариантом для ее решения стала точно разработанная система подачи изобразительного материала, построенная на принципах психологического восприятия визуальной информации. В этой системе присутствует и определенная интрига, необходимая для активизации зрительского интереса, - она заключается в метафоричности, рожденной мифологией древних, в символике, зашифрованной в орнаментах и знаках.

Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Первобытный строй. Офорт.Нас всегда тянет к непознанному, хранящему некие тайны — любопытст­во заложено в самой человеческой природе. Мир полон загадок, а время то преподносит человечеству ответы на них, то, напротив, множит тайны. В ис­тории культуры древнейших народов есть еще немало белых страниц, пред­ставляющих огромное поле деятельности для любопытного исследователя. Кто, для чего и как, например, оставил многотонные статуи острова Пасхи или рисунки обезьяны, паука, кондора и колибри на плато Наска, очерчен­ные многокилометровыми линиями? Как были построены древние пирами­ды и кто придумал первый календарь? Как жили майя и ацтеки и что за тайны знали друиды? Как менялись отношения древних со Вселенной?

Художественный и научный, этический и религиозный опыт, накоплен­ный за тот — по меркам людей — огромный отрезок времени, которым мы сегодня исчисляем историю человечества на Земле, зафиксирован фрагмен­тами материальной и духовной культуры — легендами и мифами, визуаль­ными образами памятников изобразительного искусства. И даже огромные потери, понесенные в результате катаклизмов и войн, не умаляют великого наследия, оставленного ушедшими цивилизациями. Это наследие подобно древнему сундуку с сокровищем: самые пытливые исследуют его, пытаясь восстановить картину прошлого, те же из любознательных, кто движим жаждой собственного творчества, изумляясь накопленному богатству и величию человеческого разума и фантазии, черпают в них силы и вдохновение для создания новых ценностей, как это делает уфимский художник-график Ольга Самосюк.

В мире искусства

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Комментарии

Чем больше ходишь на выставки современного искусства, тем больше все напоминает тебе экспонат, включая стул для посетителей и огнетушитель.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта