Художник Б. Кустодиев. Гулянье на Волге.

Каждый большой мастер кисти оставляет после себя свой уникальный мир, застывший в красках его произведений. Творческие миры одних живописцев, максимально приближенные к реальности, становятся, по сути, историческими документами, свидетельствами эпохи. Другие художники создают миры иллюзорные, через преломление действительности, отражающей их собственное индивидуальное видение. Но и в этом случае сила их таланта делает иллюзию не менее реальной, позволяя ощутить невидимый дух времени. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Он создал мир грез о провинциальной России, мир красивой и яркой фантазии, уходящей корнями в детство и юность этого замечательного мастера.

Родившийся в небогатой семье и выросший в Астрахани, девятилетний Борис Кустодие однажды увидел выставку художников-передвижников. Потрясенный до глубины души их удивительным и притягательным мастерством, мальчик решил, что обязательно станет живописцем. В пятнадцать лет Кустодиев начал заниматься у художника Власова, по совету которого тремя годами позже он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Параллельно с этой большой работой Борис Кустодиев создал ряд прекрасных портретов, один из которых принес его автору золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене.

Поиски собственного творческого стиля постепенно привели живописца к идее изображения мира российской провинции в его парадной, праздничной ипостаси. Глубокая любовь Бориса Михайловича Кустодиева к Поволжью стала отправной точкой для формирования обширного ряда образов, отражающих некое идеализированное бытие, героями которого становились купцы и купчихи, извозчики и дворники, простые горожане и крестьяне. Чистые, веселые краски, декоративность нарядов и интерьера, сочно выписанные натюрморты и тщательно прорисованные детали придавали картинам Бориса Кустодиева сходство с лубком – искусством, близким народному восприятию. Сюжеты произведений живописца также становились своеобразным отражением смутной народной мечты о сытости и довольстве, о бесконечном светлом празднике, где нет, и не может быть места грубой реальности. Словно сама провинциальная, сонная, купеческая Россия, бездумно улыбаясь, смотрела на зрителя с полотен Бориса Михайловича. Глубоко и проницательно видевший косность и застойность этого мира, художник изображал многих своих персонажей с мягким незлобным юмором, лишь подтверждающим его неизменную любовь к ним.

Художник Б. Кустодиев. Портрет священника и дьякона.

В 1903 году Борис Кустодиев закончил Академию художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку - Борис Кустодиев выбрал Париж. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.

После возвращения Борис Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. На революцию 1905 года Борис Кустодиев отреагировал серией аллегорических рисунков, отражающих остроту исторического момента. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.

В 1911 году Борис Михайлович Кустодиев начал работать оформителем в театре, где он создал ряд прекрасных декораций. Особенно впечатляющими были его декорации и эскизы костюмов к пьесам Островского, рассказывающим о мире, который был так хорошо знаком художнику. Однако вскоре нашему герою пришлось отправиться на лечение в Швейцарию в связи с тяжелым заболеванием спинного мозга. Лечение не помогло, и Борис Михайлович Кустодиев вернулся на родину. Болезнь прогрессировала. В 1916 году наступил полный паралич ног. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать.

Художник Б. Кустодиев. Масленица.

Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Холст. Масло. 89*190,5.

Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала «Масленица» (1916) - идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Над этой жизнерадостной картиной Борис Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли. Несомненно рядом с художником часто бывал его друг, Федор Иванович Шаляпин. Он навещал художника, возил парализованного Бориса Кустодиева на свои концерты. Но и художник, в свою очередь, писал портреты Ф. И. Шаляпина.

Размышления Б. М. Кустодиева о национальном своеобразии русского народа воплотилось в портрете Шаляпина. На фоне Художник Б. Кустодиев. Портрет Ф. Шаляпина.яркого, лубочного пейзажа, изображающего ярмарку, стоит огромная, подавляющая все своим размером фигура Шаляпина. Праздничная кустодиевская ярмарка разворачивалась за его спиной, и центром, вершиной всего этого мира является человек, в котором широта, размах, талантливость, жизнелюбие русского народа сказалась с огромной полнотой. Художник как бы говорит: вон ярмарка, люди заняты своими делами, а вот – великий артист, но он велик только потому, что связан родством душ с теми людьми на ярмарке, велик тем – что он один из них.

Революцию 1917 года он принял радостно, искренне надеясь на положительные перемены в общественной жизни страны. В послереволюционные годы Борис Кустодиев трудился над произведениями на новые для него темы. Он создавал рисунки для календарей, иллюстрации к книгам, эскизы оформления улиц, занимался изготовлением марок, дизайном почтовой бумаги, пропагандистскими плакатами.

Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

Всю свою жизнь, оставаясь в душе большим ребенком, идеализирующим окружающую действительность, Борис Михайлович Кустодиев был искренне уверен в том, что красота способна спасти мир и перевоспитать человека. Он умер в 1927 году в холодной и темной петроградской квартире, работая над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха»...

Последние годы жизни художника были омрачены почти полной недвижностью, сильными болями, нищетой , и это при всем величии его таланта. И как часто случается : настоящая известность приходит уже после смерти мастера.

Прошло почти 100 лет. Популярны ли картины Бориса Кустодиева сегодня?

Список самых дорогих работ Бориса Михайловича Кустодиева в течение четырех лет возглавляла одна из его «русских венер» — «Одалиска» 1919 года (не правда ли, странное название для Кустодиева?) В ноябре 2005 года она принесла на аукционе Christie’s 1,69 миллиона фунтов стерлингов при эстимейте 180–220 тысяч.

Художник Б. Кустодиев. Одалистка.

Борис Кустодиев. Одалистка. 1919. Холст. Масло.

К счастью, для аукционной статистики на «русских торгах» Sotheby’s 8 июня 2009 года эту «одалиску» скинула с пьедестала картина 1920 года «Деревенская ярмарка». Полотно маленькое, точно не лучшее в творческой карьере художника. Впрочем, многим нравится радостное настроение композиции: нарядные крестьяне торгуют, пьют и веселятся на фоне приветливого летнего пейзажа. Произведение выставил на аукцион французский собиратель, купивший его на Sotheby’s в декабре 1995 года. Как сообщает каталог тех торгов, «Деревенская ярмарка» является вариантом картины 1919 года, хранящейся в Русском музее. В 1922-м она экспонировалась на выставке русского искусства в Брюсселе.

Продажа «Деревенской ярмарки» стала самым эффектным ценовым событием июньского Sotheby’s. Работа, оцененная специалистами аукционного дома в 1–1,5 миллиона фунтов, принесла 2,84 миллиона фунтов (4,65 миллиона долларов). Вещь поступила на открытые торги повторно, что само по себе является показательным моментом для оценки доходности. Расчеты показывают, что за 14 лет 49,2 тысячи фунтов, вложенные в картину прежним владельцем, преумножились в 57 раз. Результат — просто для учебника по арт-инвестициям. И это, отметим, произошло в разгар финансового кризиса. AI в своих прогнозах мог предположить уход за миллион долларов, но уж никак не за пять.

Художник Б. Кустодиев. Деревенская ярмарка.

Борис Кустодиев. Деревенская ярмарка. 1920. Холст, масло. 57,5 х 57,5. Sotheby’s. 08.06.09. Лот № 18
Эстимейт: 1–1,5 миллиона фунтов стерлингов. Результат: 2,84 миллиона фунтов.

Другие статьи:




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Художники Республики Башкортостан

Мазитов Амир Минивалиевич

News image

Живописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее

Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017

Яппаров Рифат Ульфатович

News image

Яппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее

Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013

Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор Шарыгин

News image

Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012

Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.

News image

На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012

Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.

News image

Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее

Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта