Когда я впервые встретился с художником, ему было уже за шестьдесят. Его славы и популярности в стране хватило бы на целый десяток других людей. Я сразу же отметил для себя его по-юношески ясные, живые глаза, хорошо слепленную природой изящную голову. Встреча эта проходила все там же, в Ленинграде, в лекционном зале Академии художеств.
Вот он соединил чуть выше пояса руки, пальцы в пальцы, повернулся к слушателям и заговорил поставленным голосом. Несколько мгновений - и его обаяние, теплота передались залу.
Президент Академии художеств СССР Борис Владимирович Иогансон, рассказывая о своем пути в искусстве, был довольно искренен. Он вспоминал:
- Учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в одно время с Павлом Кориным, но мы, в отличие от него, были легкомысленны. Он серьезно трудился, занимался. Рисовал и рисовал. А какой у него крепкий рисунок, всем известно! Нам же, многим, надо было поразвлечься, пофлиртовать. Окончили учебу. Некоторые из нас спохватились, стали наверстывать упущенное. Кое-чего достигли.
Это говорил крупнейший, известный всей стране мастер. Но следующие его слова до глубины души удивили меня:
Художник Александр Александрович Дейнека — выдающийся многоплановый живописец и график, скульптор и монументалист. Созданные им творения имеют всемирное значение, несмотря на то, что в наше смутное время кое-кто художникам советской эпохи пытается приклеить ярлык «совковости». Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Здесь ломать копья бессмысленно. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. К последним относятся художники русской реалистической традиции П. Корин, А. Пластов и, конечно же, сам Дейнека. Талантлив он был и в литературном творчестве. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь, искусство, время» и других литературных произведениях.
Я лишь могу поделиться неизгладимыми впечатлениями, которые остались в душе моей от встречи с Александром Александровичем Дейнекой.
Владимир Маковский всю свою жизнь писал картины, посвящённые скромным обывателям, людям «разного чина и звания». Он с любовью и сочувствием рассказывал в своих полотнах о жизни трудового народа. В картине «Свидание» мать пришла проведать сына, отданного «в люди». В деревне голодно, кормить детей нечем. А в городе требуются рабочие руки. Если поклониться хозяину какой-нибудь мастерской, сапожной, слесарной или столярной, если попросить). как следует, глядишь — и возьмут мальчика в учение. Жалованья платить не будут, но ремеслу научат. И вот мать пришла из деревни поглядеть на сына. В холодных сенях, куда пустил её хозяин мастерской, она присела на лавку. Устала. Идти, наверно, пришлось пешком. Рядом, у бочки с водой стоит её посошок. На полу лежит тощая котомка. Гостинцев сыну купила один белый калач. Мальчик стоит перед ней нечёсаный, босой, в грязной рубахе и рваном фартуке. Он жадно вцепился в калач зубами. Мать пригорюнилась, глядя на сына. Вся его жизнь тотчас ей открылась. А делать нечего. Ещё минута - другая — и надо расставаться.
Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927).
Это, пожалуй, единственный случай в мире, когда обреченный на неподвижность и медленную смерть человек создавал самые что ни на есть праздничные, самые красочные и радостные творения. С тридцати трёх лет художник Борис Михайлович Кустодиев начал ощущать признаки тяжелой болезни, оказавшейся потом опухолью спинного мозга. Через пять лет, в 1916 году, несмотря на мучительные операции, у него парализовало ноги. А он, иногда в кресле-каталке, иногда лёжа, превозмогая страшные боли, рисовал на холстах пышущих здоровьем, ярко одетых купчих, развесёлые масленицы, шумные трактиры... Даже зная, что смерть совсем близко, не изменил Борис Михайлович своим излюбленным праздничным темам, не сделал палитру темнее и глуше; именно тогда он задумал большую серию произведений, близких к народному лубку и новых для него по технике. Сюжеты взял из современных народных частушек, которые тщательно записывал. Он успел сделать Только две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я обирала». Как не вяжутся названия этих линогравюр со словом «смерть», которая прервала работу художника!
Исаак Ильич Левитан (1860–1900)
Об уникальности коллекции русской графики в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова ярко свидетельствуют произведения Исаака Ильича Левитана. Они представлены не только традиционными для художника живописными и акварельными пейзажами, но и редкими для его творческого наследия жанрами натюрморта («Колеус») и портрета («Портрет книготорговца Н. П. Панафидина»).
Родился Левитан в 1860 году в местечке Кибарты (ныне - Кибартай, Литва). В минувшем году культурная Россия отметила его 150‑летие. Учился Левитан в Московском училище живописи ваяния и зодчества у таких известных мастеров, как А. К. Саврасов, В. Д. Поленов. В 1886 году получил звание художника, в 1898 стал академиком. Будучи членом Товарищества передвижных художественных выставок, принимал активное участие в его деятельности.
Фотография и неонатурализм. Часть 2.Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного ... Далее Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011 |
Фотография и неонатурализмИстина всегда будет новой, говорил Аполлинер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художес... Далее Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011 |
Наивное искусствоВсе чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011 |
Символизм цветаВ повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011 |
Немного о графике. Виды гравюры.Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011 |
Символизм был основан во Франции в 1870-80-х годах и активно развивался в конц
Направлений и количество стилей множество. С помощью единого художественного
Что такое абстракционизм? «Искусство под знаком «нуля форм», беспредметное иск
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...