К. СОМОВ. Фейерверк. 27Х31,5. Холст. Масло. 1922.

Константин Андреевич Сомов (1869–1939) — художник известный в нескольких творческих ипостасях: как представитель европейской романтической ветви русского символизма, как модернист с выверенным декоративным стилем, а также как график - оформитель. Член общества «Мир искусства», ученик мастерской Репина. Константин Сомов — это еще и художник, не особо скрывавший свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Может, и не этим объясняются отдельные процессы, происходящие вокруг его творчества, а может быть, какая-то связь и существует. Как знать…

Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября 1869 года в Петербурге в семье историка искусства, редактора "Вестника изящных искусств" и хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова, была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.

В семье Сомовых живопись и искусство были постоянным предметом разговоров и неотъемлемой частью всей ее жизни, поэтому неудивительно, что Константин Андреевич мечтал стать художником с самых юных лет. По окончании частной гимназии К. И. Мая, в 1894 году он был принят в Академию художеств, где проучился до 1897 года, так и не окончив ее официально. Учителем и наставником Константина Сомова в Академии был Илья Ефимович Репин. Зимой 1897 года молодой художник добровольно покидает Академию и уезжает в столицу Франции, где живет и самостоятельно работает до осени 1899 года. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 году.

Впоследствии «Мир Искусства» оказывает огромное влияние на становление русского художника Константина Сомова, которое было создано отчасти в противовес существующему тогда «Товариществу передвижных выставок». Возможно, именно разница в понимании творчества, разрывающая художника Сомова между его друзьями, ставившими во главу угла «культ красоты» в творчестве, близкий и ему самому, и наставлениями И. Е. Репина, художника-реалиста из группы передвижников, заставила Константина Андреевича покинуть стены Академии, и пуститься в самостоятельные поиски своего пути в искусстве.

Константин СОМОВ. Дама в голубом. 103Х103. Холст. Масло. 1900.

Константин СОМОВ. Дама в голубом. 103Х103. Холст. Масло. 1900.

В 1899 г Константин Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой. Его «Дама в голубом платье» (1897–1900) — одна из жемчужин Третьяковской галереи, шедевр русского символизма, вещь, погружающая зрителя в умиротворение и заставляющая сожалеть об ушедшей красивой, пусть и эфемерной эпохе.

Еще работая под руководством И. Е. Репина, талантливый юноша предпочитал рисовать изящных арлекинов, романтичных дам из прошлого столетия, создавая искусственный и поэтичный мир прошлого.

Например, в одной из ранних работ - "В августе" (1898), напоминающей работы символистов, изображены влюбленные, сидящие у пруда. Однако сам пейзаж и образы влюбленных изображены необычно, волнующе и тревожно, вызывая ощущение замершего сна. Кажется, будто ветер, уже охвативший деревья, вот-вот развеет и саму картину.

Как произведения Константина Сомова, так и его фотопортреты позволяют увидеть в нем человека, немного отрешенного от реальности. Его постоянно грустный взгляд говорит о неудовлетворенности реальным миром, присущей многим думающим людям конца XIX века. Однако, по своей сути художник Константин Сомов не революционер, склонный менять мир, для него естественнее погрузиться в свой искусственный изящный мир, который так легко ему было создать, имея тонкий вкус и понимание старины. С. Яремич сказал как-то о Сомове: «…драматизм его положения заключается в раздвоенности, в которую попадает каждый выдающийся русский живописец. С одной стороны, его влечет и манит жизнь, как самое ценное и восхитительное, с другой стороны, несоответствие общей жизни с жизнью художника отвлекает его от современности в иные области, более далекие, где художник предоставлен самому себе".

В "сомовском" мире живут уставшие от светских празднеств и маскарадов дамы в пышных розово-серебристых кринолинах со взбитыми париками и, конечно же, яркие арлекины. Здесь мы можем вновь ощутить дух картин Оноре Фрагонара (1732-1806), наполненный игрой и очарованием, когда влюбленные тайком обмениваются записками или уединяются на лоне природы. Здесь «все хорошо» и забавно. Здесь царит подчеркнутая «красивость», но не красота. И здесь нет места мещанству, столь презираемому Сомовым. И все же работы Сомова все же ближе по исполнению к картинам реалистов: здесь иные краски, иной стиль.

Тем не менее, с годами «английский сплин иль русская тоска» все больше проявляются в произведениях русского художника Константина Сомова. Почти каждый образ на его картинах несет в себе болезненность и можно сказать «чахоточную» усталость. По словам критика С. Эрнста: "От его искусства поднимается острый запах осыпающихся роз и тления".

Константин Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.

К. Сомов. Эхо прошедшего времени. 61Х64.

Константин Сомов. Эхо прошедшего времени. 61Х64. Акварель, гуашь, карандаш. Бумага на картоне.1903.

Картина Константина Сомова "Эхо прошедшего времени" (1903), хранящаяся сегодня в Государственной Третьяковской Галерее, - это изображение еще красивой, но уже начинающей увядать дамы в роскошном светлом платье, лишь подчеркивающем пергаментную желтизну ее кожи. Искусственно красные губы и ни капли естественного румянца на щеках. Она сидит в темной, и, кажется, сырой комнате, в которую почти не попадает яркий солнечный свет из-за занавесок на окне, всей свой фигурой изображая горечь и пустоту прошедших лет. Похожие ощущения усталости и печали вызывают и другие его полотна того времени: "Фейерверк", "Пьеро и Коломбина", "Арлекин и дама".

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Константин Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: “Граф Нулин” (1899), “Влюбленные” (1905) и др.

Константин Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.

Что касается великолепных портретов, написанных Сомовым, в них четко просматривается кисть ученика реалиста И. Е. Репина. «Серия портретных работ Сомова будет говорить о нашем времени такие же полные и верные слова, как говорят рисунки Гольбейна и пастели Латура», - писал друг художника, А. Н. Бенуа. В Государственной Третьяковской Галерее хранится целый ряд известных портретов, выполненных К.А. Сомовым, среди них портрет отца - А. И. Сомова (1897), Е. М. Мартыновой (1900), А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901), поэта Александра Блока (1907), Евгения Лансере (1907), А. Кузмина (1909, ГТГ), Иванова (1909), Добужинского (1910), В. Нувеля (1914) и многие другие. В портретных работах русский художник К.А. Сомов отличается глубоким психологизмом, он прекрасно передает на холст не только образ, но и характер, внутреннее состояние человека.

Манера Константина Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.

Художник Константин Сомов писал в разных жанрах. Его пейзажи наполнены романтичной лирикой, как, например, «Костер», серия времен года ("Осень", "Весна", "Лето", "Лето. Радуга"), и часто обобщенно символичны. А.Н. Бенуа и Остроумова-Лебедева говорили, что ювелирная техника художника и его орнаментальное мастерство, вместе с декоративно яркой контрастностью цвета отличались невероятным изяществом.

Творчество Константина Андреевича Сомова стало прямым отражением сложности и противоречивости эпохи, в которой он жил. Несмотря на внутреннее стремление закрыться от окружающего мира, портреты и пейзажи художника являются яркой страницей русского реализма в живописи на переломе XIX и XX веков.

В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции.

Константин Андреевич Сомов скончался в 1939 году в Париже.

Работы Константина Сомова с 2006 года стали довольно навязчиво штурмовать ценовой рейтинг русского искусства. Неожиданно взятые высоты, признаться, вызвали недоумение целого ряда профессиональных участников рынка. Понятно, что, с одной стороны, декоративный символист Сомов - любимец русских коллекционеров и художник, безусловно, национального значения. Но, с другой стороны, суммы от 5 миллионов долларов — это уже порядок цен для крепких работ художников мирового уровня. Столько не платили, например, за лучшие вещи культового де Сталя. Или Краснопевцева. А за не лучшую вещь Сомова заплатили, что и вызвало вопросы. Сначала невыдающаяся по художественным параметрам «Русская пастораль» (1922) была продана в 2006 году на Christie’s за 2,6 миллиона фунтов, с 13-кратным превышением эстимейта. А в 2007 году значительно более убедительная «Радуга» (1927) перешла к новому владельцу уже за 3,3 миллиона фунтов с более скромным, всего лишь 5,5-кратным превышением верхнего эстимейта. В пересчете в доллары на тот момент это было 6,5 миллиона — бюджет, в котором можно подобрать довольно хорошую работу почти любого мэтра мирового уровня, включая Пикассо. «Радуга» была написана Сомовым уже в эмиграции. Художник, как и ряд его коллег, не стал возвращаться из зарубежной творческой командировки, куда выехал в 1923 году, в «закручивающие гайки» Советы. С конца 1920-х и до конца жизни художник работал во Франции. Впрочем, «Радуга» 1927 года написана в том же советско-пасторальном модернистском стиле, который Сомов развивал в 1920-е годы в России.

Константин Сомов. Радуга. 1927.

КОНСТАНТИН СОМОВ. Радуга. 1927. Холст, масло. 60,3 x 73,7.

Эстимейт: 0,4–0,6 млн. фунтов. Цена продажи: 3,3 млн. фунтов. Christie’s. 13.06.07. Лот № 60




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Художники Республики Башкортостан

Мазитов Амир Минивалиевич

News image

Живописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее

Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017

Яппаров Рифат Ульфатович

News image

Яппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее

Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013

Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор Шарыгин

News image

Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012

Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.

News image

На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012

Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.

News image

Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее

Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта