Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом «бугатти». 1929. Дерево, масло. 35х27 см

Многочисленные биографы попытавшиеся составить точную картину бытия этой, без сомнения эксцентричной женщины, были сбиты с толку поразительным количеством неточностей оставленных этой неординарной личностью. Её действия и взгляды вызывали возмущение почти у всех, с кем она была знакома. На заре своей жизни, она призналась, что нет ничего, с чем бы она не сталкивалась для составления максимально точной картины этого мира.

Легендарная Тамара Де Лемпицка, столько раз вносила правки в свою собственную биографию, что сейчас можно поставить под сомнение любой факт, описанный в ней. Эта выдающаяся особа родилась либо в 1896 году в Москве, либо в 1898 году в Варшаве. Но если доподлинная дата и место рождения до сих пор не определены, то с точностью известно, что Тамара родилась в семье зажиточного юриста, который обеспечил своей дочке беззаботное и богатое детство. Её отец, Борис Гурский, покинул дочь через несколько лет после её рождения, оставив на воспитание бабушке. Проанализировав скудную информацию о её родителях, становится понятно, что художница, скорее всего, родилась незадолго до начала XX века и её родным городом была именно Москва, а не Варшава.

Детство Тамары Лемпицкой, благодаря средствам её отца, было безоблачным и счастливым. В окружении своей бабушки, а также ряда нянек и воспитателей, Тамара росла одаренной девочкой, которой пророчили будущее великой пианистки. Любовь к этому изысканному музыкальному инструмента была передана Тамаре бабушкой Клементиной, свято верившей в то, что внученька пойдет по её стопам, добившись даже большего успеха и известности. Сама художница в биографии указывала мечты о большой сцене и грандиозных концертах, в которых она сияла окруженная почетом, славой и букетами роз. Но вернемся к детству Тамары, а именно к тому моменту, когда ей предстояла нелегкая дорога в Италию вместе со своей бабушкой. Это путешествие можно считать точкой отсчета в карьеры художницы, ведь именно Италия познакомит её с живописью.

Тамара де Лемпицка.

То небольшое время, проведенное Тамарой в Италии, можно назвать скорее временным приключением, нежели переездом на новое место жительство. Мать Тамары, Мальвина Деклер, после долгого разрыва с дочерью забирает её к себе в Санкт-Петербург, где и занимается воспитанием девушки пытаясь посвящать любую свободную минуту дочке. Этот фрагмент биографии художницы почти полностью утерян в веках, и то немногое известное нам состоит из слухов, легенд и рассказов самой Тамары, которые были не всегда правдивы. Согласно одной из таких историй, Тамара была частым гостем в светском обществе Санкт-Петербурга, подчас выкидывая из ряда вон выходящие трюки, которые стояли ей десятков непонимающих взглядов и даже нескольких осуждающих цитат. Однажды, пробравшись на бал, Тамара выпустила в центр зала двух принесенных с собой гусей, чтобы слегка «растормошить» знатных особ. Говорят что во время этой выходки, среди гостей она мельком увидела своего будущего мужа – Тадеуша Лемпицкого, тогда еще начинающего, но уже подающего огромные надежды адвоката, который сделав небольшой перерыв в развитии своей карьеры, предпочитал проводить свободные вечера в светской компании. Но все же, самым значительным эпизодом времяпровождения Тамары в северной столице России, были её походы в местную Академию художеств, что и сделает из неё впоследствии столь известную и необычную художницу.

Тамара де Лемпицка.  Адам и Ева.

Тамара де Лемпицка.  Адам и Ева.

В свободное от рисования время, Тамара пыталась сделать все возможное, чтобы обратить на себя внимание Тадеуша, который приглянулся ей еще на том самом знаменательном бале, где они впервые встретились взглядами. И уже через несколько месяцев, Тадеуш не только заинтересовался в прекрасной девушке, но и стал проводить с ней целые сутки напролет, иногда даже забрасывая свои обязанности адвоката.

Не удивительно, что финалом таких стремительных и насыщенных отношений стала шумная свадьба двух перспективных молодых людей.

Казалось бы, после такого бурного романа, молодожены должны были остепениться, начав продвигаться по карьерной лестнице для обеспечения своего будущего. Однако вопреки логике и даже войне, которая в то время была для Тамары и Тадеуша не более чем газетным заголовком, парочка проводила одни из лучших званых вечеров во всем Санкт-Петербурге чуть ли не каждый день.

Но времена меняются, и проигнорированная война напомнила о себе тогда еще счастливым и беззаботным влюбленным. На несколько месяцев, жизнь Тамары из яркого карнавала превратилась в  мрачную драму. Сперва её любимого арестовали, а затем намеревались расстрелять как «ненужный актуальной власти элемент общества».  Казалось, страшный исход неминуем, но благодаря успешному стечению обстоятельств, Тадеушу удается чудом избежать смертельной участи, сбежав со своей женой сначала в Польшу, а затем и в Париж. Тогда Тамара считала, что кошмары Октябрьской революции, столь круто поменявшие их жизнь остались в России, и, несмотря на очевидные трудности, их ждет новая жизнь в цивилизованном обществе.

Тамара де Лемпицка.

Париж подарил Тамаре долгожданный покой. Каждый день для неё был радостью – ведь все те ужасы, с которыми она столкнулась в России, наконец-то потеряли над ней её любимым свою власть. К сожалению, такие мысли были обманчивы, ведь совершенный побег лишил Тадеуша не только его состояния, работы и положения общества. Потеряв все векторы развития в жизни, Тадеуш очень быстро превратился из привлекательного и достойного мужчину, в безразличного и серого обывателя. Днями напролет он лежал в кровати, наотрез отказываясь искать работу или пытаться хоть как-то поправить и без того плачевное материальное состояние молодой семьи. Какое-то время Тамара и Тадеуш жили практически в нищенских условиях, пораженные резким падением в бедноту после роскошных вечеров на верхушке светского Олимпа Санкт-Петербурга. Ситуация лишь ухудшилась после рождения их дочери Кристины. Тамара, как единственный активный член семьи, приняла волевое решение во чтобы то ни стало начать зарабатывать необходимые для покупки хотя бы продуктов питания деньги, вернувшись к уже забытому искусству создания картин. Её первым опытным наставником становится Морис Дени, от которого она довольно быстро уходит к Андре Лоту – человеку, который навсегда останется для Тамары её истинным учителем и проводником в мир живописи.

Тамара де Лемпицка.

После двух продуктивных годов обучения, первые профессиональные картины мадам де Лемпицкой, шокировали парижскую публику своей изысканностью и глубиной. В 1922 году, молодая художница начинает активно сотрудничать с лучшими выставочными центрами Парижа, что позволяет ей довольно быстро поправить сложившуюся ситуацию с нехваткой средств в семье. Но каждое возвращение домой после изнурительного дня в мастерской, приносит Тамаре новую порцию разочарований. Тадеуш, полностью поглощенный депрессией, увяз в безразличии ко всему, что было ему дорого.  Не в силах выдерживать такое отношение, Тамара, забрав дочку, отправляется в Италию, где она намеревается набраться опыта и передохнуть от забот шумной столицы Франции.

Тамара де Лемпицка. Портрет мадам Буш. 1929. Холст, масло. 122х66 см

Тамара де Лемпицка. Портрет мадам Буш. 1929. Холст, масло. 122х66 см

В Италии Тамара полностью посвящает себя написанию портрета зажиточного писателя Габриеле д’Аннунцио. Вдали от мужа, очарованная неповторимым обаянием своего нанимателя, Лемпицка решается на длительный роман, который она тщательно будет скрывать от своего мужа. По возвращению домой, жизнь Тамары казалось бы вошла в привычное русло. Но Тадеуш, обнаружив одним раним утром письмо от Габриеле вновь жаждущего встречи со своей любимой, устраивает грандиозный скандал заканчивающийся сперва разъездом, а затем и разводом. После столь неприятного события, художница отправляется в Америку, где после нескольких недель путешествий планирует остаться в стране «великих возможностей» до конца жизни. Семья же Тамары, призывает её оставить свои выходки, и найти себе достойного кандидата в мужья. Таким человеком, в скоро времени становится барон Рауль Куффнер – один из многочисленных зажиточных фанатов работ Лемпицкой. Прожив некоторое время вместе в Старом Свете, Тамара и Рауль, наблюдая за становлением нацистского режима в Германии, решают перевести все свое состояние в Америку, чтобы избежать возможной войны.

С 1942 года они счастливо живут в Нью-Йорке, где Тамара вновь возвращается к искусству, зарабатывая немалые деньги и авторитет на продаже своих творений. Этот период в её жизни похож на приключения в Санкт-Петербурге. Баронесса де Лемпик (именно так себя называла художница в те годы), примеряет на себя роль светской львицы, которая оказывает немалое влияние на стремительно развивающийся мир живописи. Так прошло четырнадцать спокойных и счастливых лет семьи Куффнер, прервавшихся печальным событием – уходом из жизни главы семейства. Потеряв своего любимого, Тамара длительное время находится в прострации, после чего решает отправиться в последнее путешествие по странам, в которых прошли главные эпизоды её жизни. Побывав в Париже, Италии, заглянув в каждый уголок оставивший отпечаток в её душе, Тамара возвращается в Северную Америку, решив прожить остаток своей жизни в Мексике.  В 1980 году, все еще прекрасная даже под давлением многих болезней, Тамара уходит из жизни в одиночестве. Согласно последней воле художницы, её тело сжигают, а прах развевает дочь над вулканом Попокатепетль. На этом, оканчивается история самой Тамары де Лемпицкой, но работы, оставшиеся после неё, еще долгое время продолжают будоражить мир искусства.

Картины Тамары Лемпицкой не зря пользовались такой популярностью у зажиточных аристократов. Особый стиль художницы, позволял е й брать любой предложенный образ, и возвеличивать его, придавая неповторимый блеск даже самым тусклым личностям. Большинство работ художницы были проданы еще при её жизни, однако часть уникальных портретов были распроданы на аукционах относительно недавно. Удивительная вещь – в конце последнего десятилетия XX века, работы Лемпицкой стоили в районе от 200 000 до 1 000 000 американских долларов. Но буквально за несколько лет, цены на них выросли в несколько раз.

Тамара де Лемпицка. Портрет Марджори Ферри. 1932. Холст, масло. 100х65 см

Тамара де Лемпицка. Портрет Марджори Ферри. 1932. Холст, масло. 100х65 см

Пятого мая 2009 года, работа художницы «Марджори Ферри» была продана на аукционе в Нью-Йорке за 5 миллионов долларов, побив рекорды прежних творений Лемпицкой. В тот вечер, такое событие казалось чем-то из ряда вон выходящим, но уже на следующий день очередная картина Тамары «Портрет мадам М.» была продана за 6 миллионов. До сих пор непонятно, чем вызвана подобная популярность. Возможно, именно на этот аукцион собрались самые ярые почитатели творчества Лемпицкой. А, быть может именно эти две картины были своеобразным концентратом воображения и вдохновения художницы, в которые она вложила по частичке своей души.

ТАМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА. Портрет мадам М. 1932 Холст, масло. 99,5 х 64,8

ТАМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА. Портрет мадам М. 1932 Холст, масло. 99,5 х 64,8
Эстимейт: 6–8 миллионов долларов. Результат: 5,4 миллиона долларов. Christie’s. 06.05.09. Лот № 26




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Художники Республики Башкортостан

Мазитов Амир Минивалиевич

News image

Живописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее

Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017

Яппаров Рифат Ульфатович

News image

Яппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее

Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013

Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор Шарыгин

News image

Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012

Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.

News image

На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012

Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.

News image

Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее

Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта