НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА. Золотой петушок. Эскиз декорации. 1914. Бумага, акварель, смешанная техника. 23,8 х 34.«О ты, чего и святотатство

Коснуться в храме не могло.

Моя напасть, мое богатство —

Мое святое ремесло!»

Каролина Павлова

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) – известный русский живописец, театральный художник и график. Наталья Сергеевна внесла ощутимый вклад в развитие русского авангардного искусства. Кроме того, она была правнучатой племянницей супруги Александра Пушкина – Натальи Николаевны. Творческая деятельность и судьба Гончаровой были тесно переплетены с художником Ларионовым. Наталья познакомилась с ним, когда ей был 9 лет, и впоследствии пара работала вместе около шестидесяти лет – в России и во Франции. Гончарова и Ларионов не подавляли талант друг друга, несмотря на то, что оба были темпераментными, волевыми и невероятно талантливыми людьми – скорее супруги дополняли друг друга и помогали раскрыть свою индивидуальность. Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном». Более того, Гончарова была убеждена, что Михаил Ларионов относится к тем редким людям, которые «отродясь все знающие». Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее.

Наталья всегда пыталась, чтобы ее художественный язык и образы были понятны почитателям. Кроме того, художница призывала друзей не поддаваться веяниям эпохи механизации, а жить в гармонии с народными традициями. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов испытали на себе влияние кубизма и футуризма, однако пара находилась у истоков примитивизма и лучизма. И в наше время ее яркие, выразительные работы можно назвать примером творческого переосмысления своих традиций.

Наталья Гончарова родилась в деревушке Ладышино, (Тульская губерния). С 1899 по 1902 год Наталья была студенткой Московского училища живописи, ваяния, а также зодчества. Начала обучение на скульптурном отделении, и продолжила в классе живописи К. Коровина. Гончарова и Ларионов были одними из организаторов футуристических выставок – «Бубновый валет» «Мишень», «Ослиный хвост» и прочих.

Понятие футуризм происходит от слова futurum (лат.), что означает – «будущее». Так называли художественный авангардистские течения, возникшие в России, Италии и некоторых других странах Европы в период с 1910 по 1920 год. Русский футуризм больше всего проявлялся в среде литераторов, и его первыми представители были – В.Маяковский, В.Хлебников и Д.Бурлюк. Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество, используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы. Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма, и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства, и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто.

В 1910 году художницей была написана одна из ее самых знаменитых примитивистских работ «Мытье Холста».

Мытье холста. 1910.

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА. Мытью холста. 1910.

Также немалого внимания заслужили литографические иллюстрации, сделанные Гончаровой для сборников футуристов.

В 1912 году Наталья Сергеевна проиллюстрировала поэму Хлебникова и Крученых под названием «Игра в аду». В работах иллюстратора сталкиваются черное и белое, символизируя собой два противоборствующих начала. Рукописные тексты естественно включились в динамичные композиции Гончаровой – к примеру, один текст помещался в середину головы черта, который выглядел не устрашающе, а скорее иронично.

Наталья одна из первых начала применять технику коллажа в оформлении книг, опередив большинство европейских художников. В 1912 году мир увидел коллективный сборник «Мир конца», на обложке которого красовался вырезанный из золотистой тисненой бумаги цветочек. При этом цветок варьировался на всех экземплярах издания.

Также Гончарова проиллюстрировала повесть «Путешествие по всему свету», написанную Крученых, и поэму Хлебникова – «Вила и леший». В представлении Натальи Сергеевны образ Вилы происходит из самой природы. Некто из современников отметил, что Гончарова очень тонко понимает текст, к которому делает иллюстрации, ведь Вила – это действительно персонифицированный образ природы, и подтверждением этому является тот факт, что изначально поэма имела название «Природа и леший».

Случалось и такое, что при издании книги личность художника была так же заметна, как и личность автора. В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы. Пустынники. Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций. Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых. Особый интерес вызывает иллюстрация, описывающая сцену, когда отшельник поддается искушению – старец протягивает руку искушающему бесу, и мы видим слева только крылья покидающего его ангела-хранителя.

В том же году Н. Гончарова написала, ставшее известным, футуристическое полотно – «Велосипедист». В общей динамичной композиции изображен велосипедист, который проезжает мимо мелькающих вывесок.

Велосипедист. 1913.

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА. Велосипедист. 1913.

Кроме того, Наталья Сергеевна начала работать театральным художником, и уже в 1914 году во Франции, в известной антрепризе Дягилева она оформляет спектакль «Золотой петушок», где соединяет нежные и изысканные цвета с простодушным миром русского лубка. После возвращения в Россию художница оформляет спектакль К.Гольдони «Веер» для Камерного театра. Заядлый театрал К.Сомов высоко оценил «лубочное» цветовое решение, использованное Натальей Сергеевной для сценического действия.

Гончарова вместе с супругом Ларионовым в 1915 году эмигрировала во Францию и последующие полвека семья жила в Париже в необычном старинном доме.

К квартире супругов вела крутая лестница, и их комнаты были заполнены стопками книг, среди которых попадались рисунки Сутина и Пикассо и многие другие ценные документы.

Знаменитая поэтесса Марина Цветаева не раз бывала в гостях у Натальи Гончаровой и ее мужа, и при этом отмечала, что жизнь и работа этой семьи проходит очень гармонично. Цветаева писала, что творит Наталья каждый день, находя время для акварели, масла, карандаша, угля, пастели, и при этом у нее получается выполнять все свои работы безукоризненно.

Сохранилось много альбомов, в которых Наталья Сергеевна запечатлела виды на разные города, портреты и пр. Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге. Творческая манера иллюстратора была основана на искусстве русского примитива и впитала в себя черты экспрессионизма и фовизма А. Матисса. Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины, изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами.

Тем не менее, больше всего работала Наталья не с полотнами, а в театре. В период с 1917 по 1940 года она оформляла для антрепризы С.Дягилева такие балеты, как «Жар-птица», «Лисица», «Садко», «Литургия» (музыка И.Стравинского), «Игрушки», «Кощей Бессмертный» (музыка Н. Римского-Корсакова), «Богатыри»(музыка А.Бородина), «На Борисфене» (музыка С.Прокофьева), «Испанская рапсодия» (музыка М.Равеля). В некоторых работах ей помогал Михаил Ларионов.

Известная художница В.Ходасевич отмечала, что от Гончаровой будто «пахнет чистотой» и при этом она была строга, и строгость эта была «как в иконах».

Качества, описанные В.Ходасевич, Наталья Сергеевна сберегла в себя даже во время тяжелой болезни. Не стало Гончаровой 17 октября 1962 года. Отмечено, что последней заметной работой художницы был фестиваль, оформленный в 1957 году в Монте-Карло, который посвятили 15-летию со дня кончины М.Фомина. Постановки его балетов в свое время раскрыли Гончарову, как потрясающего художника-стенографа.

НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА. Испанка. Ок. 1916. Холст, масло. 130,3 x 81,3

НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА. Испанка. Ок. 1916. Холст, масло. 130,3 x 81,3
Christie’s. 02.02.2010. Лот № 39. Эстимейт: 4–6 миллионов фунтов. Результат: 6,43 миллиона фунтов.

Рекордная для Натальи Гончаровой сумма в 6.43 миллиона фунтов стерлингов – в эту сумму была оценена картина «Испанка», написанная в 1916 году. Полотно было продано в феврале 2010 года на Christie’s. Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма. Работа появилась на торгах в 1971 году, и ее цена варьировалась от 4 и до 6 миллионов фунтов. Предыдущими владельцами полотна были небезызвестные дилеры, такие как Galerie Gmurzynska в Кёльне, Galerie Beyeler в Базель, Leonard Hutton в Нью-Йорке.

Наталья Гончарова. Цветы.

Наталья Гончарова. Цветы. 1916.

Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5.52 миллиона фунтов на Christie’s. В этой работе поразительное сочетание энергетики футуризма, приемы лучизма, и желто-красная цветовая гамма, которая особо характерна для иконописи и русского народного творчества. Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой. На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома. Эта картина широко известна благодаря публикациям, принимала участие в выставках, а также была частью собраний немецких коллекционеров Хохов.




Комментарии  

 
+1 Alexandra #1 22.10.2013 16:57
В 1892 Гончарова с отцом, архитектором и математиком Сергеем Гончаровым, переехала в Москву, где окончила гимназию. После гимназии она поступила на медицинские курсы, где проучилась очень недолго. Затем столь же недолго она училась на историческом факультете Высших женских курсов. И только в 1901 поступила в МУЖВЗ, где знакомится с Ларионовым - ей тогда гораздо больше 9 лет, указанных в тексте.
 
 
0 Метель #2 30.10.2013 15:28
Я не впадаю в транс от работ художницы,все типично для того времени!
 
 
+1 Ирина #3 12.12.2013 06:43
Я не в восторге.. Сейчас пишут и получше. Не понимаю, за что ей такие лавры?
 
 
+1 Влад #4 20.12.2013 20:50
может сейчас и пишут получше, но без души. Ранние картины Натальи Гончаровы, согласен, очень детские, это потом она начнет рисовать восхительно. Вы бы видели ее испанский цикл, плохо про нее тогда не говорили бы)
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Художники Республики Башкортостан

Мазитов Амир Минивалиевич

News image

Живописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее

Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017

Яппаров Рифат Ульфатович

News image

Яппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее

Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013

Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор Шарыгин

News image

Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012

Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.

News image

На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012

Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.

News image

Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее

Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта