Семнадцатого октября 1861 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии, в Станичной слободе произошло никем не замеченное событие – в семье государственного крестьянина Петра Васильевича и Пелагеи Ивановны Рябушкиных родился сын Андрей. Сам Петр Рябушкин был ремесленником, но не простым – он писал иконы и был довольно известен в округе. По традиции своему ремеслу стал учить младшего сына, так же как и его старшего брата.
Андрей оказался очень способен к рисованию и уже к семи годам с успехом помогал отцу и брату в работе. Наряду с художественными способностями мальчик оказался одарен и абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. Талант крестьянского сына был замечен руководителем архиерейского хора, и Андрея привлекли к участию в церковных песнопениях. Музыка всецело захватила мальчика, даже свободное время он не проводил праздно, осваивая игру на различных музыкальных инструментах. Репетиции и выступления не оставляли ему много этого самого времени, ведь участие в работе хора оказалось тяжелой работой. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться.
Тесные контакты в музыкальной среде наложили отпечаток на дальнейшее творчество Андрея Рябушкина, вызвав в мальчике живой интерес к русской культуре и истории.
Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел. Трудно сказать, как могла сложиться дальнейшая судьба Андрея Рябушкина, если бы художественные способности четырнадцатилетнего юноши не заметил его тезка и земляк - Андрей Харлампиевич Преображенский, тоже художник-иконописец. В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Рябушкин Андрей Петрович. Возвращение с ярмарки.
Преподавателями Андрея Рябушкина в Училище стали такие признанные авторитеты в живописи, как А. Е. Архипов, К. А. Коровин, В. Г. Перов и В. А. Серов. Особенным расположением Андрей пользовался у Перова, который помог юноше в освобождении от платы за обучение, «так как успехи его были всеми замечены». После смерти Перова Андрей оставляет Московское училище и переезжает в Петербург, где продолжает обучение живописи в Академии художеств. Столичные преподаватели были поражены мастерством Рябушкина, все говорили, что «он явился к нам уже готовым художником».
В работе над картинами Андрей Рябушкин был очень требователен к себе: вначале делал множество эскизов, и те, которые ему не нравились – попросту сжигал. Этим объясняется то, что в наследии художника сохранилось около двух тысяч эскизов, хотя их могло быть в несколько раз больше. Только после того, как все фрагменты мозаики становились на свои места, идея обретала целостность, художник переносил свои мысли на холст. Как наследие раннего интереса к русской старине, жизни простого народа и влияние московского периода жизни в окружении демократичных художников Училища, можно воспринимать сюжеты картин художника.
Рябушкин Андрей Петрович. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.
Получив предложение отправиться в путешествие за границу для того, чтобы набраться новых впечатлений и собрать материалы для будущих работ, наотрез от него отказался. Вместо этого поехал на родную Тамбовщину, в Борисоглебск. Итогом этой поездки стала серия картин из жизни русского крестьянства и низших городских сословий. Среди работ А. Рябушкина того периода: «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии>, «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины в церкви» и другие.
Поездки по России в одиночку или с друзьями каждый раз давали новую пищу творчеству художника. Изучая роспись храмов, Рябушкин невольно попадал под влияние русских традиций в живописи и религиозных мотивов. Дипломной его работой стала картина "Снятие с креста". И в дальнейшем художник неоднократно писал работы на религиозные темы.
Рябушкин Андрей Петрович. Семья купца в XVII веке. 1896.
По своему характеру Андрей Петрович был тихим и незаметным человеком, в то же время общение с ним оставляло неизгладимое впечатление, вызывая искреннее чувство симпатии. После знакомства с Рябушкиным художник В. Д. Поленов писал жене, что встретил чрезвычайно интересного человека, который пишет чудесные картины.
Около двух тысяч рисунков, иллюстраций и этюдов оставил после себя Андрей Петрович, но цифра могла быть еще внушительнее, если бы художник «не прибегал периодически к хорошо испытанному им спое ликвидации своих произведений - к сжиганию их.
В жизни Рябушкин, как и многие творческие личности, отличался оригинальностью. Его особенностью было полное пренебрежение бытовыми удобствами, отрицание комфорта. Для жизни ему подходили абсолютно любые условия. Из всего имущества, помимо самого необходимого, у него было всего несколько книг.
Рябушкин Андрей Петрович. Русские женщины 17 столетия в церкви. 1899
Основным мотивом произведений Андрея Рябушкина становится изображение русской женщины, воплотившей в себе национальные семейные традиции. В своих работах художник этот образ несколько идеализирует, облагораживает, используя в качестве инструмента реализации своих идей цвет и ритмику картины. Позднее тематика несколько поменялась - художник обратился к былинным и сельским мотивам.
Андрей Петрович Рябушкин и прежде не отличался богатырским здоровьем, а в самом начале двадцатого века вследствие напряженной работы заболел туберкулезом легких и 27 апреля 1904 года скончался в возрасте всего лишь сорока двух лет, полным новых неосуществленных замыслов. Творчество художника стало по праву неотъемлемой частью русской культуры.
На родине, в Борисоглебске не забывают своего талантливого земляка, в его честь названа одна из улиц города, а на здании, в котором когда-то учился А. П. Рябушкин (бывшая церковно-приходская школа) установлена мемориальная доска с именем живописца.
← Незабываемые встречи – Художник Г. Г. Нисский | Жизнь и творчество А. И. Лактионова → |
---|
Мазитов Амир МинивалиевичЖивописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017 |
Яппаров Рифат УльфатовичЯппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013 |
Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор ШарыгинНе хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012 |
Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012 |
Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012 |
Отправной точкой для художника Фарида Ергалиева и его творчества стало башкирск
Тенденция к "оживлению" природы и предметов быта ощутима уже в работах конца 70-
Художник Михаил Спиридонов принадлежит к числу тех немногих творчески одаренных
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...