Давид Бурлюк. Одинокая лачуга. 1918.Фактура и цвет

В противовес стилизму «Мира искусства» и утончённому психологизму «Голубой розы», «Бубновые валеты» призывали к устойчивости зрительного образа, полнозвучию цвета и конструктивной ломке картинного построения. Утверждение предмета и предметности вместо пространственности составило исходный принцип их искусства. В связи с этим именно живопись предмета – натюрморт - выдвигалась ими на первое место.

Особый интерес Давида Бурлюка к натюрморту может объясняться ещё и этой «бубнововалетской» установкой, хотя прерогатива здесь, безусловно, принадлежит гедонизму его мироощущения. Тем же гедонизмом объясняется и частая обращённость Давида Бурлюка к мотиву цветения. Цветущие яблоня, вишня, сирень - одни из наиболее любимых им мотивов. Другой, не менее любимый мотив, напрямую связанный с мотивом цветения, - мотив весны, причём весны ранней, грязной, с ещё отчётливыми следами зимы.

Таковы пейзажи «Осенняя распутица», «Весна в деревне Иглино», «Одинокая лачуга». Очевидно, этот мотив привлекал Давида Бурлюка своим драматизмом, вызванным переходным, пограничным состоянием в природе, а интерес к пейзажу в целом был продиктован его восторгом перед неповторимой красотой башкирской природы.

Свои пейзажи Давид Бурлюк пишет с натуры, но световоздушная среда в них почти отсутствует - её заменяют скульптурно «вылепленные» на плоскости холста «сферы» неба и земли. Даже в решённом в лучших традициях «Союза русских художников» полотне «Терраса» он остаётся верен себе: луч солнца, заливший деревянные половицы и кусок полосатого матраца, появился откуда-то сбоку и как бы случайно — его продолжения в пейзаже мы не видим. При этом сам Бурлюк уточняет: «Освещение, так называемый свет, в моих картинах (программных) отсутствует — на первом месте: цвет и краска. Только они  являются символизирующими представителями света. Но зато мои бесчисленные импрессионистические этюды полны Светом и Воздухом».

Давид Бурлюк. Терраса. 1917.

Давид Бурлюк. Терраса. 1917.

Бесспорной в этом высказывании представляется только первая его часть, и яркое тому подтверждение - башкирские пейзажи. Возможно, в качестве своеобразного компромисса в этом «споре» можно рассматривать и «Портрет женщины в жёлтом  платье»: представление Давида Бурлюка о световоздушной среде в этом произведении то же, что и в «Террасе», более того, возникает ощущение, что оба произведения написаны практически в один день и в одном месте.

С точки же зрения стилистического решения они в какой-то степени тяготеют и к импрессионизму, правда, в его русском - «коровинском» - варианте. Большое значение для Давида Бурлюка имел и один из излюбленных им композиционных приёмов - «концентрация» образной информации в одной-двух-трёх крупных формах, расположенных в центре полотна или приближенных к первому плану, за которым развитие пространства как бы прекращается, а вместо него появляется плоская «заслонка», сотканная из клубящихся облаков, туч и чёткой линии горизонта. Наиболее убедительны в этом смысле оба пейзажа «Татарская деревня». В то же время Давид Бурлюк (этот неукротимый экспериментатор!) использует в пейзажах в основном горизонтальный формат, который, как известно, усиливает повествовательную канву образа. Пристрастие к горизонтали он объясняет своим украинским, «казацким происхождением», имея в виду украинскую национальную традицию иллюстрировать сюжет. Тем же источником объясняет он и колористические особенности своей живописи: «…Украина в моём лице имеет своего вернейшего сына. Мой колорит глубоко национален. Жёлто-горячие, зелёно-жёлто-красные, синие тона бьют Ниагарами из-под моей кисти».

Давид Бурлюк. Портрет женщины в жёлтом платье (М. Н. Бурлюк). 1917.

Давид Бурлюк. Портрет женщины в жёлтом платье (М. Н. Бурлюк). 1917.

Принцип монументализации изобразительной формы Давид Бурлюк использует и во всех своих «башкирских» портретах: «закрепляя» форму на первом плане, он утверждает её незыблемость чётким контуром и предельной сближенностью планов. Сродни экспрессионистическому или неопримитивистскому приём контурной обводки уступает, порой, место импрессионистически свободному мазку, лепящему ту же крупную форму пастозно и рельефно (в качестве примера достаточно сравнить, с одной стороны, «Портрет женщины с мальчиком», а с другой - «Портрет женщины в жёлтом платье»).

Монументализация формы, её решительное «закрепление» на первом плане, иллюзия пространственной глубины - дань тем новациям, которые были вызваны к жизни неистребимым желанием художников начала ХХ века возродить большое искусство с его идеей монументальной формы выражения художественного образа.

Давид Бурлюк. Портрет женщины с мальчиком (М. Н. Бурлюк с сыном Давидом). 1915–1918.

Давид Бурлюк. Портрет женщины с мальчиком (М. Н. Бурлюк с сыном Давидом). 1915–1918.

В то же время принцип монументализации изобразительной формы был неотделим для них от эмоциональной структуры образа - его предельной выразительности и духовной наполненности. В «башкирских» портретах Давида Бурлюка эти образные характеристики дополняются внутренней сосредоточенностью модели, словно находящейся в состоянии осознания своей самодостаточности в «пространстве» собственного счастья. Наиболее ярко эти типично бурлюковские черты воплотились в «Портрете женщины с мальчиком» - одном из лучших в портретном наследии художника. Что же касается образно-живописного решения этого произведения, то, бесспорно, что при работе над ним Давид Бурлюк испытывал сильное влияние и древнерусской живописи: в образном решении - иконописи, в колористическом — ранней фрески.

Творчество Давида Бурлюка на Форуме.


Другие статьи:

Романтик русского авангарда. Коллекция живописи Д. Д. Бурлюка. Часть 2.

Романтик русского авангарда. Коллекция живописи Д. Д. Бурлюка. Часть 1.

Русские художники - Давид Бурлюк.






Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Художники Республики Башкортостан

Мазитов Амир Минивалиевич

News image

Живописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее

Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017

Яппаров Рифат Ульфатович

News image

Яппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее

Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013

Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор Шарыгин

News image

Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012

Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.

News image

На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012

Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.

News image

Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее

Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта