Земляничная поляна. 1977.

Столица встретила молодого таланта Юрия Ракшу неприветливо. Вступительные экзамены закончились, и нужно было возвращаться домой. Но, что - то ему подсказывало, что не все потеряно и его ждёт большой успех. Интуиция не подвела, дядя Фёдор, родной брат отца Юрия, который работал полотером, показал работы своего талантливого племянника Дмитрию Налбандяну. Этот человек был членом Академии художеств и дважды лауреатом Сталинской премии. Дмитрий Аркадьевич оценил талант юного дарования и сразу же повез его работы в среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова. Директор учебного заведения сразу же без колебаний зачислил Юрия, причем в пятый класс.

Несмотря на такое везение, писал Юра о своем успехе любимой матери и своему другу - начинающему художнику Г. В. Огородову со слезами на глазах. Через несколько лет он часто будет вспоминать о своем беззаботном детстве в Черниковске. А свои воспоминания будет воплощать в своих работах. А сейчас, попав в школу, он только и думает о матери: наверно мама сидит у теплой печи как всегда вяжет – и восхищается своей работой. Часто думает о сестре, как они безмятежно бегали на лыжах над Белой, и как стеснительно показывал ей свои первые работы, как вместе с гордостью смотрели отцовский китель и награды.

Спустя несколько лет Юрий  с серебряной медалью окончил художественную школу и вслед за своими друзьями принял решение поступить и учится в институте кинематографии  – в большом  и знаменитом ВГИКе.  Будучи очень юным, он не смог объяснить, почему принял решение поступить именно в это учебное заведение.  Наверняка этот поступок заранее был предусмотрен на небесах. Если бы Юрий не учился  в ВГИКе, то возможно никогда бы не было и знаменитого фильма «Восхождение» согласно повести знаменитого актера и режиссера В. Быкова «Сотники». А без знаменитого фрагмента казни Сотникова, после которой согласно воспоминаниям художника, замерла вся площадь, в том числе массовка даже те, кто пришел просто так.  И наверно Юрий Михайлович не  решился,    на громаду «Куликова поля».

Кинематографический институт давал своим студентам не только профессиональную подготовку, к тому же студенты получали бесценные знания с материальной культуры и современной архитектуры, также работали с драматургией. Когда Юрий учился, то много сил и времени уделял историческим фильмам. Любой другой студент на его месте дипломную работу делал бы на основе «Хождение за три моря». Но, он не искал легких путей. Уже в 62-м году Юрий представил несколько картин исключительно как художник кино. А его дипломная работа была создана на основе незабываемых впечатлений от короткой поездки в Сибирь и к себе на родину -   в Башкирию. Его поддерживали большинство институтских преподавателей. А сам Юрий Иванович Пименов видел в нем будущего знаменитого писателя.

Зимой 62-го художник взял в жены молодую перспективную студентку сценарного факультета Ирину Ракше. Именно Ирина стала для художника не только верной женой, но и единомышленником, зрителем и одновременно критиком. Сразу же после окончания ВГИКа, Юрий Ракша был принят на работу в «Мос­фильме».

Чтобы полностью овладеть профессией художника кино, Юрию пришлось отдать 15 лет своей жизни. Он принимал участие в постановках фильмов. Но, не смотря на это, никогда не переставал заниматься живописью. В 1968 году на выставке молодых столичных художников Юрий представил публике свою работу – «Воскресенье».  Эта картина появилась на свет не в результате кратковременных поездок и набросков, художник скорее называл ее сочетанием.  Спустя время этот принцип Юрий Ракша станем принимать даже в кинематографии. Картина «Воскресение» не была просто детским воспоминанием. Скорее всего, это было воскресение (не имеется ввиду день недели).

Воскресенье. 1968.

Юрий Ракша. Воскресенье. 1968.

Фильм «Путешествие» снимался с былыми мыслями военного и послевоенного детства. К большому сожалению, фильм не стал столь популярным, но если посмотреть на эскизы Юрия к этому фильму, можно рассмотреть несмелую пронзительность Николая Губенко.

В 1965 году Юрий Ракша начал совместно работать с Михаилом Швейцером над фильмом «Время, вперед!» который посвящался годам первой пятилетки, разве он мог предугадать, что этот фильм будет об истории его матери. В то время он не мог представить, что его мать тоже трудилась  на Магнитострое. Снимая этот фильм, художник начал задумываться над живописной картиной, которая бы раскрывала жизнь людей той эпохи.  Картина, получившая название «Моя мама» и заработавшая среди публики огромный успех, появилась в тот самый год, когда ушла из жизни его мать, а именно в 1969 году.

Спустя несколько лет Юрий Ракша стал членом творческой группы, которая работала над советско-японским фильмом «Дерсу Узала», под режиссурой знаменитого у нас оскароносного Акиро Куросава. В тот период Юрий Ракша познакомился с Юрием Мефодиевичем, а также с любителем его творчества Соломенным. Начиная с того времени Соломин стал украшать свой дом работами Ракши. Самой первой работой, которая попала в дом Соломина, стал эскиз Ракши к фильму «Соратнику по борьбе».

Длительная работа в области кино подарила ракше только приятные воспоминания и радость. Но, несмотря, на карьеру в кинематографии, он принял решение бросить кино и окончательно посвятить свою жизнь исключительно живописи. Узнав об этом намерении, режиссер Лариса Шепитько решилась дать прочитать сценарий фильма по рассказу В. Быкова «Сотников». Прочитав этот сценарий, в голове Юрия сразу же народился образ Сотникова. Именно эта картина и определила весь стиль фильма. Даже актера на роль Сотникова подбирали по эскизу художника. Сразу после выхода в прокат фильма «Восхождение» очень много критиков проводили параллель сюжета между Евангелием. В одной из сцен фильма казнь главного героя напоминала распятие Иисуса Христа. В самом первом эскизе художника можно было увидеть в глазах героя, который шел на казнь, частицу личности самого художника. Кстати, Юрий Ракша самым главным принципом своего творчества и жизни считал именно сострадание. А сострадание по его мнению означало «пережить что-то вместе с кем-то».

Тыл. 1970.

Юрий Ракша. Тыл. 1970.

Прочитав «Сотников», Юрий Ракша представлял себя на месте главного героя, чувствовал его эмоции и переживания. Он понял главную идею, которую задумал Быков: даже смерть главного героя была своеобразной победой. Победой духа, свободы и уверенности в своей позиции. Ему удалось «Влезть в шкуру» собственного героя. Военное и послевоенное детство Ракши было наполнено голодом, холодом и горем.

У Юрия Ракши в детстве  был своеобразный характер, благодаря которому неудачи набирали особую остроту.  К примеру, когда у Юрия в детстве украли карандаш. Человек, который прожил немало лет, набрал много опыта, такая ситуация для него бы показалась обычной, а может и вызвала смех. Но, в голодном и холодном действе это событие может показаться крушением всего. На тот период у юного художника отобрали главную радость во всей серой жизни – возможность рисовать и радовать своими рисунками мать и окружающих. Будучи совсем юным в 14 лет он пережил в своей жизни такое страдание, которое многие люди не переживали за долгое время.

В конце 70-х  Юрий нарисовал работы, которые напрямую были связаны с его детством: «Земляничная поляна», «Добрый зверь и добрый человек». Уже в 1979 году Юрий начал ответственно заниматься эскизами, которые посвящались  «Поле Куликову».  Ракша чувствовал, что именно «Поле» станет творением, которое его и сделает по-настоящему знаменитым. Но, в этом же году у Юрия случилось много неприятностей. Сперва, в автокатастрофе трагически погибли его близкие товарищи Лариса Шепитько и Владимир Чухнов, именно с их помощью он сделал «Восхождение». А в ноябре того же года врачи вынесли ему страшный приговор: рак крови.  Специалисты  уверяли его в том, что жить осталось максимум месяц. Но, чтобы полностью закончить «Поля Куликова», нужно было намного больше времени. Юрий мужественно боролся со смертью, выдерживал и гордо переносил боли и муки, старался намного меньше привлекать к себе внимание окружающих. Работал круглосуточно, торопился, боялся не закончить свою картину.

Через некоторое время на свет родилось похожее полотно. Его автором был Михаил Нестеров в 1890 году. Он писал супруге Саввы Мамонтова Елизавете Григорьевне, что картина будет о «Прощании Д. И. Донского с Сергием». Именно эта картина входила в серию полотен об истории Радонежского чудотворца. А все первые наброски не соответствовали этой теме. Действие происходит у монастырских ворот, где на стройных лошадях сидят Пересвет и Ослабля, рядом возле них и сам дядя Донского Владимир Андреевич, где Донской  последний раз просит благословение.  Он стоит, на коленях сложив молитвенно свои руки, со слезами на глазах.  Одна рука Сергея лежит на голове князя, другой он его благословляет. После этой картины на эту же тему у Нестерова появилась акварель, но, к большому сожалению, эта работа так и не была написана.

В конце 60-х годов Юрий Мефодиевич прочитал эти строки знаменитого земляка, но будучи еще совсем юным, не придал им большого значения. Теперь перед неминуемым концом он попросту не смог оценить весь замысел Некрасова. Но все же решил воспользоваться некоторыми творческими задумками своего предшественника. Для Михаила Нестерова главным героем его картины выступал Сергий Радонежский. Юрий Рашка выбрал для своей работы даже не Дмитрия Донского, а попросту народ, который готовы сделать один большой подвиг. А чтобы отблагодарить автора «Святой Руси», Юрий Ракша решил выбрать для своего произведения самую любимую для Нестерова -  форму триптиха.

Писатель Василий Шукшин. 1973.

Юрий Ракша. Писатель Василий Шукшин. 1973.

Юрий Ракша полностью утонул в работе, у него не было ни одной свободной минутки. Прочитав дневник Юрия Михайловича за 19 июля, он признается в том, что главным героем триптиха выступает сам Преподобный Сергий Радонежский, который и благословил Дмитрия на битву. Запись за 12 августа гласит: «Еще до конца не сделал «Поле Куликово», а уже задумываюсь над новой картиной «Крест на картошку». 13 августа знаменитый художник написал: «Искусство — это память времени».

К сожалению Юрий Ракша не получил звание заслуженного художника Российской Федерации. К тому же за «Восхождение» Государственную премию получили только погибшие в автокатастрофе товарищи.Этот факт сильно затронул художника, ведь он понимал, сколько сил вложил в этот фильм. Но, сильный дух Юрия смог преодолеть и это.

На последнем году жизни Юрий Ракша написал несколько статей. Его литературными способностями восхищались многие. Почти каждый день писал в дневнике, сначала об этом просила жена Ирина Ракша, затем сам Юрий понял, что излечения не будет и ему нужно записывать каждый свой прожитий день. Юрий Ракша умер  1 сентября 1980 года. В этот же день его последнюю картину, на которой еще не полностью высохли краски,  забрали с мастерской художника, и отвезли на выставку в Третьяковку, которая была посвященная  600-летию Куликовской битвы.

На плакате, посвященному фильму «Восхождение», Юрий Ракша изобразил большие деревья, из которых как бы появляются лица всех героев фильма. Кстати они напоминают дубки из «Воскресения», которые символизировали любовь Юрия к родине. Но они не несли радость и счастье, а скорее горе.

Начало: Художники России - Звезда Юрия Ракши. Часть 1.




Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Художники Республики Башкортостан

Мазитов Амир Минивалиевич

News image

Живописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее

Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017

Яппаров Рифат Ульфатович

News image

Яппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее

Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013

Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор Шарыгин

News image

Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012

Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.

News image

На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012

Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.

News image

Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее

Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта