Эта порода людей сейчас вымирает и, быть может, обречена на полное уничтожение. И однако, пока они существуют, я не устану ими любоваться. Любоваться их моральными и душевными свойствами.
М. В. Нестеров
Послеоктябрьский период достаточно сложен для Михаила Васильевича Нестерова для его исканий и выражений чувств всему миру. Именно для своих потомков, живущих в наше время, художник открывается с новой стороны. Его мастерство не скрыто в нюансах и мелочах портретиста, а напротив, вызывает еще больший интерес. Интерес вызван выбором портретируемых лиц, и их интерпретацией.
Самое главное требование для портретируемого – это его душа. Нестеров никогда, ни в один из своих периодов творчества не мог творить «бездушную картину». Даже в те периоды, в которые нельзя художника назвать портретистом, человеческая душа в живом образе обязательно присутствует на полотнах мастера. В послеоктябрьский период эта тема буквально в центре внимания Михаила Нестерова. Его религиозные, философские мысли становятся центром его Вселенной. Именно портрет в этот период становится единственной возможностью выразить свои мысли с возможностью донести их до других. Мало того, они остаются понятными на протяжении уже целого века.
Самостоятельный выбор автором образов для своего творчества это его кредо. Нестеров никогда не писал портретов на заказ. На заказ невозможно изобразить себя и людей, близких себе по духу, идущих одной дорогой, одной душой в поисках пути к Христу. Именно об этом «Душа народа». Многие назовут это полотно программным произведением. Безусловно, в этом есть смысл, но не цель. Нестеров изображает Соловьева В.С., Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н. (носители веры в христианскую религию) в толпе. Но это не безликая толпа. В ней каждое лицо – это выдающийся деятель. У каждого из них своя правда, своя душа, свой путь, но он имеет конечной целью единое: путь к Христу.
Та же идея в парном портрете Флоренского П.А. и Булгакова С.Н. Здесь на примере двух реальных лиц соединяются антиномические характеры в поиске истины. «Философы», так назван парный портрет, - это лучшие философы-богословы, известные М.Нестерову.
Все три портрета этого периода для художника стали единой духовной картиной мира.
Михаил Нестеров. Автопортрет.
Галерея образов религиозных деятелей на достигнутом результате мастером не останавливается. Сюда относятся портреты Ильина И.А. «Мыслитель» 1921-1922 гг. и «Тяжелые думы» 1926 г. Дурылина С.Н. Кроме осуществленных идей у мастера осталось множество неисполненных желаний на воплощение в портрете: патриарха Тихона, священника Щукина С.Н.
Высшим духовным лицом в христианстве считается патриарх. Но ни одному художнику не удавалось изобразить ни одного из патриархов в его древнем одеянии, на голове в белом куколе с серафимами из жемчуга. Этот живописный вид характерен для изображений святых митрополитов. Уже молодому Нестерову интересна была не только художественная задача красивого изображения духовного сана, но и отражение души. Патриарх Тихон известен М.Нестерову в качестве человека открытой души с умным сердцем и сердечным умом. Любовь патриарха к народу сильно подкупала и влекла художника к этому человеку. Именно в нем Нестеров чувствовал архиерея 19 века, способного радоваться и скорбить вместе со своим народом всей душой. Именно эту душу и хотел увековечить в своем портрете молодой художник.
Открытым по-настоящему «нестеровским лицом» считается образ священника С.Н. Щукина. У него была любовь к людям и дар чуткой совести, позволяющий клеймить его именем «не от мира сего». Именно этот образ мог стать лучшим отражением всего пути художника в поисках веры. Но этому не суждено было сбыться. Был назначен и день, и час, и место первого сеанса. Трагическое стечение обстоятельств 25 сентября на Дорогомиловском мосту: отец Сергий погиб под колесами грузовика. К святости и символизму всей его жизни праведника стоит заметить, что покинул он эту землю в день своих именин.
Люди с открытым сердцем и душой соседствовали рядом с великими мыслителями в воображаемой очереди на портрет художника.
Таков идеальный для Нестерова образ П. Флоренского. Его мысли он считал воплощением парадоксальными, неожиданными, глубокими. Именно поэтому такого собеседника слушать истинное наслаждение. Это неосуществленная мечта в портрете.
Кроме души, мыслительных способностей Нестеров видел феноменальные способности в возможности сливаться со временем и не терять собственного «я». К таковым относится карандашный набросок портрета Розанова В.В. К сожалению, в послереволюционной суматохе он был утрачен. Но в этом портрете должно было отразиться восхищение художником способностям одного человеческого разума.
Так самое дорогое остается неосуществимым…
Михаил Нестеров. Философы (Флоренский и Булгаков), 1917
Период творчества начала века для Нестерова может быть назван временем поиска Высокого Идеала. Именно поиск высших ценностей и душевного благополучия помогают по-новому рассматривать портретное творчество художника. Наиболее четко все стремления автора отражаются в портретах Флоренского П.А., Булгакова С.Н., Ильина И.А. Если учесть тот факт, что ряд идей остался невоплощенным в реальность, то можно только контурно очертить круг задач, которые ставил перед собой мастер. Этот момент, момент отражения религиозных мыслей и чувств портретируемых.
Именно поэтому художник не занимается украшательством и идеализацией внешних черт изображаемых. Его персонажи такие, какими они были в жизни. Правдивость, точность, бесстрастность – обязательные параметры для точной передачи характера, а не внешности. При этом человеческая суть выходит на первый план. Так, портрет Булгакова С.Н. не скрывает «мучнистой бледности одутловатого лица архиепископа, немощности его бескровных рук».
Образ Толстого всегда останется образом души, стремящейся к Богу, находящейся в постоянном стремлении жить только по вере. Именно его лицо можно выделить одним из первых в толпе народа полотна «Душа народа». Известный факт, что писатель отказался от принятия церковной веры и от внецерковной жизни. Именно в Толстом Нестеров угадывает и подчеркивает целостный образ русского народа. Народа, способного на покаяние и гордыню, ярость и нежность, и мудрость величия.
В этой картине место таким как Толстой, людям образующим толпу, способным Верить в Бога, имеющим открытое сердце и душу. Все они на одном пути - пути Богоискательства. На этом же пути находится и сам Нестеров. А китами своего произведения считает Толстого, Достоевского, Соловьева. По его мнению, невозможно понимание веры русского человека и русской души без этих трех основ. Именно они создают целостный образ дороги и достижения самой веры. В картине автор постарался показать возможные пути народа. Вариантов немного. Есть тропы, идущие от Толстого, Соловьева, Достоевского. А есть дороги, ведущие к ним. Других вариантов художник просто не видит и не знает. Мало того, тем самым он утверждает и свой единственно верный путь к вере…
Михаил Нестеров. Портрет Академика И. П. Павлова. 1930.
Люди, имеющие высшей своей целью веру во Всевышнего, могут восхищаться только теми, кто находится на высшей ступени, чем они. Такую параллель можно построить между М. Нестеровым и архиепископом Антонием. Его портрет художник мечтал написать еще с молодости. Это неслучайно. Личный список Нестерова для своих портретов не был большим. Для того чтобы оказаться в нем необходимо было вызвать в авторе восхищение способностью идти дорогой к Христу, еще высшую степень уважения можно было заслужить умением показать этот путь. Таковым для Нестерова был Антоний.
Он покорил художника своим острым умом, силой воли, умением вовремя применить красноречие. Именно Антоний был инициатором патриаршества в России. Этот священнослужитель не терпел неправды, неумения верить и несправедливости. Постоянным его противником был Синод. С одного из его заседаний архиепископ был удален за свое несогласие возвести в сан священнослужителя огородника из Тобольска. По его мнению малограмотный Варнава не достоин такого звания, а если признать его таковым, то можно «и черного борова посвятить…» Такие поступки не могли не вызывать восхищения. Именно это чувство и переполняло Нестерова в отношении архиепископа.
Жизнь и поступки Антония (по письмам самого Нестерова) заслуживали постоянного уважения. Архиепископ был выдвинут одним из кандидатов на патриарший пост. Но зная более достойного, Тихона Антоний голосует за него.
Так называемое, прошлое семьи архиепископа вызывало в нем естественное человеческое чувство стыда. А именно прадед его служил статс-секретарем при императрице Екатерине II. Этого раболепства перед земной царицей не смог простить внук своему предку. Кроме того его сильно будоражило «вольтерянство» самой Екатерины.
В то же время он мог цитировать Достоевского, а во время произнесения автором знаменитой Пушкинской речи молодой Антоний, не сдержав чувств, потерял сознание. Такое возможно только с переполненной чувствами душой, душой открытой и способной на многое.
Именно эта открытая душа и сердце помогли архимандриту одному из первых по достоинству оценить благолепие русской иконы. Кроме личного восхищения Антоний мог передать это словами. А передать восхищение словами возможно только для тонкого ума. В этот момент он благословляет открытие иконописной мастерской при Школе Императорского Общества поощрения художеств, здесь у мастеров появляется возможность творить под старину.
Кроме того, что архимандрит мог изъясняться на понятном языке со своими приспешниками, он не мог быть доступен достаточно широкой публике. Его размышления печатались в «Вопросах философии и психологии». Такие публикации могли находиться в альманахе в ближайшем соседстве с мыслями Соловьева В. И Л. Толстого.
Пожалуй, наиболее известна в миру полемика между архимандритом Антонием и ректором Духовной Академии Розановым В.В. Спор вышел по предложению последнего «разрешить новобрачным оставаться и жить в храме, ощущая Божью благодать, осеняющую их молодую, еще неокрепшую семью, до тех пор, пока не наступит первая беременность». Тем самым, Розанов В.В. предполагал, что Храм сможет стать настоящим и открытым домом для своих прихожан. Архимандрит воспротивился такому желанию. Мало того, ректор обвинял Антония в консерватизме. Данный спор закончился в пользу архимандрита. Но и возникнуть он смог только потому, что эта полемика была именно между этими двумя духовными лидерами. Ни с одним из иеромонахов 19-20 вв. такого разговора просто не могло быть.
Антоний навсегда остался верен себе и своей вере. Он не смог принять законы советской власти. Не смог жить в новой России. Его жизненные и духовные ценности нужны были в сложный исторический момент не только ему. Поэтому архимандрит эмигрировал и после 1922 года возглавил Русскую православную церковь за рубежом. Советская власть смогла помешать жить в географических границах России, но не смогла отобрать у Антония звание истинного патриота России. Известны факты и воспоминания о том, что многие соотечественники, оказавшиеся в трудной ситуации за границей, обращались за помощью к главе Русской православной церкви. Отказ в такой просьбе был для Антония просто не приемлем, поэтому на помощь мог рассчитывать каждый.
Таков и портрет художника Нестерова, в образе Антония никакого пафоса, а лишь прозорливость, ум и Вера.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
← Художники России - Звезда Юрия Ракши. Часть 2. | Художники России - Звезда Юрия Ракши. Часть 1. → |
---|
Мазитов Амир МинивалиевичЖивописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017 |
Яппаров Рифат УльфатовичЯппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013 |
Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор ШарыгинНе хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012 |
Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012 |
Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012 |
Отправной точкой для художника Фарида Ергалиева и его творчества стало башкирск
Тенденция к "оживлению" природы и предметов быта ощутима уже в работах конца 70-
Художник Михаил Спиридонов принадлежит к числу тех немногих творчески одаренных
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...