Из детских своих воспоминаний об отце Юрий никогда не сможет забыть запах шинели, ремня и поскрипывающую портупею. Не забудется и вкус очисток картофеля. Голод был страшенный. Сестренка, возвращаясь из детсада, как-то непосредственно, по-детски с мамой делилась радостью относительно того, чем занимались в садике, что кушали. Юра тихонько забивался в угол и всхлипывал: «Зачем она рассказывает, ведь так хочется кушать». Только однажды он смог бы покушать вдоволь: накануне Нового года Юре подарили целый пакет с пряниками — грандиозная роскошь! Предвкушая пир, мальчик не притронулся к подарку и понес домой. И если в отношении пакета сладких пряников можно так сказать, то судьба нанесла жесточайший удар, со всей возможной жестокостью. Сияющего счастьем Юру встретили мальчишки и начали пакет отнимать. Каким-то чудом ему удалось вырваться, но чтобы от преследователей оторваться, вполне обоснованно стал по одному прянику кидать. К сожалению, дорога оказалась очень длинной и пряники закончились…
В наиболее тяжелые годы после войны, идентично всем своим сверстникам, у мальчика возникло неумолимое желание рисовать. На асфальте кирпичом выводились узоры. Случайно раздобытый кусок мела годился для рисования на стенках сарая, называемом по-уфимски важно — каретником. Спустя много лет удивленно Ракша обнаружит, что это определение прямо связано с каретой, а сами же они в каретнике хранили дрова, а в погребе картошку, хотя был год, когда в нем проживала и коза. Где-нибудь раздобыв карандашный огрызок, Юра впадал в эйфорию — он рисовал на листках численника, обрывках газет или просто на стенах. Крышка сундука бабушки с внутренней стороны полностью украшена была «произведениями» юного внука.
Когда мама, Юру отвела в первый класс в Новый городок, где теперь на Цэсовской горе располагается улица Руставели, с мальчиком случилась трагедия — карандаш был украден. Карандаш самый обычный, стоимостью в одну копейку. Но второго у мальчика не было, да и взять негде было. Трагедия молодого рисовальщика была неограниченной. Слёзы катились градом целую неделю, а мама даже перестала пускать в школу. А потом и врач дал рекомендации, чтобы ребенок еще годик посидел дома и окреп.
Той осенней порой и стал бегать подросток на Белую — на Висячий камень. Или в то место, куда мама их с сестренкой водила весной за диким луком и подснежниками. Изначально в гору, далее через поле, минуя пути трамвая, лесок, а дальше по мостику через ущелье, которое в былые времена прорыли для проведения железной дороги. А здесь они, коренастые милые дубки, которые стоят над неподвижной рекой, раскинувшейся где-то далеко внизу. Спустя много лет эти великаны будут ему сниться, погружая в детские воспоминания. Многократно они будут воспроизведены по памяти в собственных работах. «Моя небольшая родина станет, да и уже является неделимой частью всего, что в жизни мне открылось, частью того, что я сделал, частичкой меня», — писал художник, получивший уже громадную известность.
Теребиловы поселились на Цэсовской горе в самый разгар возведения новоявленной промышленной зоны. Мефодий Артемьевич родился на Украине и осознав все «прелести» проводимой коллективизации (семья его попала в жернова раскулачивания и после множества злоключений очутилась под Бомбеем), устроился работать закупщиком в Торгсин. Он катался по деревушкам, где обменивал закордонные продукты и вещи на драгоценности и золото. В оренбугских «пуховых» краях он встретился со своей ненаглядной. Округлые руки и плечи, лицо круглой формы, что-то в ней было от кустодиевских женщин, хотя и скрывались под видимой пышностью натруженные мышцы крестьянки. Знал бы в те времена, что сделает война с этой красотой.
Юрий Ракша. Рожденным – жить. 1971.
Почти сразу как минула свадьба, Мефодий увез свою казачку-супругу под Уфу, где проводилась новая стройка. Работать он стал на фанерном комбинате, который недавно возник рядом со станцией Черниковка. Для проживания рабочих построили двухэтажные дома, для того времени казавшиеся вполне современными и достойными, даже несмотря на то, что были деревянными. До настоящего времени некоторые сооружения той эпохи стоят рядом с «фанеркой». Уже в 1937 году семья обзавелась первенцем.
В 1939 году, когда Юре не исполнилось еще и двух лет, отец ушел на финскую войну. Перед началом Второй, Отечественной войны, появилась сестренка Валюша. В этом случае, уходя на войну, Мефодий Артемьевич оставил свое семейство на целое десятилетие, поэтому, можно уверенно говорить, что Юра рос без отца.
Относительно голода Юра мог забыть только тогда, когда доставал полюбившуюся книгу «История гражданской войны» — громадный красный том, неизвестно каким образом появившийся у мальчика. Книга была наделена богатыми иллюстрациями. Но больше по нраву мальчику были широкие поля книги. «Окна в нашей комнате барака завешивалась черной светомаскировкой, прохладно, а я изображаю собственные свои баталии», — говорил художник, впадая в воспоминания.
Товарищи подсказывали Юре, что в Доме культуры им. Калинина поселка Моторного действует студия изобразительного искусства. Несмотря на длинный путь, пешком, почти ежедневно мальчик бегал к руководителю студии Геннадию Васильевичу Огородову — художнику. На тот момент чемодан из фанеры юного художника наполнен был вырезками из журнала «Огонёк»: Серов, Левитан, Саврасов. Большее впечатление на мальчика производили репродукции Нестерова, так как кругом были те же нестеровские реки и холмы. Даже елочки и рябины на полотнах небезызвестного уфимца казались мальчику знакомыми и даже родными. И прохождение по пути орденоносца к венцам высокого искусства для Юры не казалось таким уж невозможным.
Юрий Ракша. Поэт Арсений Тарковский. 1978.
Не способен он был подобно своим сверстникам носиться по окрестностям, из близлежащих садов таскать яблоки и на косогоре разжигать костры. В те времена, когда не был занят рисованием, работал с бабушкой и матерью на поле картофеля, оказывал взрослым помощь в обивании под штукатурку дранкой строящихся домов. Жизнедеятельность его становилась все более насыщенной и определенной. В некоторых случаях имело место нетерпение. С его точки зрения, сестренка Валюша была слишком вертлявой — а ведь в тот период времени она являлась его основной моделью. Сорокина Валентина Мефодиевна, искусствовед, в настоящее время с доброй улыбкой вспоминает, как наделялась тумаками от любимого братца за неусидчивость.
Отец в 1950 году семью перевез на Украину, куда был переведен с далекого Сахалина. Возвратились только спустя три года. Юрий после окончания семилетки задумывался пойти работать на «фанерку». Но позднее писал: «Всё дальнейшее осуществлялось под неведомой звездой».
Тёмной ночью лета 54 года рядом с древним Сибирским трактом — в том самом месте, где спустя годы возникнет полоса проспекта Октября, двигался подобно игрушечке, между картофельных необъятных полей, небольшой трамвайчик. Подозрительной внешности личности, возникшие из тьмы, в вагон заскакивали на ходу, угрюмо озирались и несколько удивленно собственные взгляды останавливали на неожиданных для такого времени пассажирах на задней площадке, который от страха прижимались друг к другу. Это была женщина в годах и худощавый подросток лет пятнадцати. Лихие были времена — некое безвременье. Не так давно не стало великого вождя, а хрущевская «оттепель» еще не настала. Подобная поездка была сродни полному безумию — здесь могли лишить ценностей, да и просто прирезать.
Далее поездом в Москву: под головой расположился фанерный облезлый чемодан, а в голове находятся мечты относительно будущего, смешанные с туманной надеждой возвращения к маме. Тем не менее, непреодолимое желание сделаться художником пересилило возникающие слезы и сомнения. Таким образом, стартовал путь к славе художника Юры Теребилова, который несколько позднее получил славу в образе великого художника Юрия Михайловича Ракши.
Юрий Ракша. Тальник. 1973.
На то, чтобы собственного сына отпустить в пугающую и такую далекую Москву, решится далеко не каждый. Между тем, мама, которая собрала последние деньги на билет, искренне верила в талант собственного мальчика и не особо обращала внимание на соседей, которые нагоняли различные страхи. Да, возможно, её самой было 17 лет, когда она с одним только стареньким баулом в руках покинула родную деревушку Оренбуржья и направилась на Магнитку. Но это событие возымела место не от отличной жизни. Это был период первых пятилеток и неудержимого молодежного энтузиазма, а также эпоха разорения деревень. И вообще, можно ли сравнивать крупную девушку-крестьянку и худощавого, прозрачного парнишку, которому досыта наедаться в жизни-то еще не доводилось. Беззащитному и хрупкому — доставалось же ему всегда от пацанов. Обижали они его не со зла совсем, а просто кулаки чесались от безответности. Именно в те времена и начало формироваться и усиливаться у Юры чувство определенной отрешенности и обособленности.
Валя, вернувшись их пионерлагеря, уже не застала братишку. Мама же пояснила, что Юрий направился на обучение в художественную школу.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... Художники России - Звезда Юрия Ракши. Часть 2.
← Торопясь запечатлеть дорогие образы... М. В. Нестеров глазами современников и потомков. Часть 1. | Русские художники - М. В. Нестеров. После Октября. Заключительная часть. → |
---|
Мазитов Амир МинивалиевичЖивописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017 |
Яппаров Рифат УльфатовичЯппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013 |
Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор ШарыгинНе хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012 |
Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012 |
Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012 |
Отправной точкой для художника Фарида Ергалиева и его творчества стало башкирск
Тенденция к "оживлению" природы и предметов быта ощутима уже в работах конца 70-
Художник Михаил Спиридонов принадлежит к числу тех немногих творчески одаренных
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...