Аукционы. Как они устроены?

Рынок произведений искусства и предметов старины в последнее время активно развивается, привлекая как возможными высокими доходами, так и нематериальными выгодами. Если говорить о непосредственном инвестировании в данные инструменты, то здесь имеет место и отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского интереса, и сложность оценки стоимости предмета, в которой значительную часть занимает субъективная составляющая, и потенциальные трудности, связанные с установлением подлинности произведения, возможностью вывоза из страны и, наконец, ликвидностью. Тем не менее исследования таких компаний, как, например, Art Market Research и Gabrius, доказали, что вкладывать деньги в произведения искусства перспективно и выгодно.

Мировой арт - рынок начал заметно расти с 2003 г., а 2006 - 2008-й стали годами резкого подъема по количеству продаж, общему объему и среднему ценовому показателю. Если в 2002 г. общий оборот мирового арт-рынка составлял 26,7 млрд евро, то к осени 2008-го эта сумма почти достигла 50 млрд евро. Причем более 75% приобретаемых на мировых аукционах лотов - живопись. С 2002 по 2008 г. продажи на арт-рынке выросли на 90% от оборота в стоимостном выражении и на 25% по количеству сделок.

Особенность рынка искусства - его способность стать неким естественным убежищем для капиталов во времена финансовых потрясений. Возможно, именно поэтому последние два года не были провальными на арт-рынке.

Весь объем продаж делят между собой два больших сектора арт-рынка - аукционы (45%) и арт-дилеры (55%). Среди аукционных домов, разумеется, доминируют Sotheby's и Christie's: их доля по стоимости в сумме составляет 27% всех аукционных продаж в мире (за ними следуют Phillips de Pury  - 6% и Bonhams - 5%) и 46% общего объема продаж. Для мировых лидеров именно 2006 г. стал во многом переломным. Объем продаж Sotheby's составил 2,8 млрд евро, его главного конкурента Christie's - 3,6 млрд евро. В последние три года товарооборот импрессионистов у обоих аукционных домов вырос на 80%, современного искусства - на 60% на Sotheby's и на 50% на Christie's.

Всего же арт - рынок насчитывает в мире около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. И если Sotheby's и Christie's относятся к аукционным домам первого, высшего, уровня, то ко второму уровню относятся национальные лидеры, такие как Bonhams в Великобритании, Artcurial во Франции, Villa Grisebach в Германии, Kornfeld в Швейцарии. Существует и третий уровень, который включает региональные аукционные дома, чаще всего специализирующиеся на определенных областях искусства. Здесь основная доля продаж приходится на Францию, Великобританию и США.

Вторая движущая сила на арт - рынке - дилеры, сектор более фрагментарный, чем аукционы. Исследователи отмечают на рынке около 4 тыс. крупных арт-дилеров, которые и определяют 75% рыночного оборота, и из них не более тысячи влияют на формирование уровня показателей стоимости. Всего же, по подсчетам экспертов, на рынке фигурируют более 70 тыс. арт-дилеров, среди которых учтены и небольшие галереи, брокеры (берущие предметы на комиссию), агенты отдельных художников. Несмотря на то что именно на стороне дилеров высокий уровень экспертизы, их бизнес более подвержен риску, чем аукционный: как правило, даже очень крупные дилеры имеют сравнительно узкую специализацию и локализацию в рамках одной страны. Аукционные дома примерно на 40% являются для дилеров источниками предметов для дальнейшей продажи.

Последние годы были переломными еще в одном отношении: оба сектора стали стремительно сближаться. Аукционные дома начали совершать большое количество частных сделок, причем не только в рамках самих домов, но и приобретая для этого частные галереи. Так, Sotheby's выкупил голландскую Noortman Master Painting, некогда принадлежавшую одному из крупнейших антикваров Роберту Нортману и занимавшуюся живописью старых мастеров. Christie's в свою очередь выкупил британскую галерею современного искусства Haunch of Venison. Дилеры со своей стороны также стали брать на себя функции аукционов, отходя таким образом от своей традиционной роли. Стал выше уровень сотрудничества между аукционами и дилерами. Значительной частью арт-рынка за последние несколько лет стали международные ярмарки изящных искусств, которые создают благоприятные условия взаимного поиска как для продавцов, так и для покупателей предметов искусства.

Международный арт-рынок - один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. Интенсивность ввоза и вывоза в большой степени зависит от законодательства отдельных стран в этой области. Так, в США, где отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и очень незначительны ограничения в этой области, ежегодный импорт составляет около 5 млрд евро, экспорт - около 6 млрд евро. Во многом благодаря этому рынок этой страны и является самым крупным художественным рынком. Его доля от оборота в стоимостном выражении составляет почти 50% мирового арт-рынка, а ежегодный оборот в среднем - около 20 млрд евро, из которых более половины приходится на долю арт-дилеров. Главным центром на арт-рынке США является Нью-Йорк: именно здесь заключается более 40% всех сделок в стране. В среднем из 100 самых крупных аукционных продаж в мире 60 совершаются в Нью-Йорке на Sotheby's или Christie's. Здесь же расположены представительства около 2 тыс. крупнейших арт-дилеров из 25 тыс. зарегистрированных на территории США. Специфика данного рынка проявляется в преобладании спроса на нем на американскую живопись XIX и начала XX вв., а также на европейскую и латиноамериканскую живопись XX в.

Второй большой зоной арт-бизнеса является Европа. Товарооборот в странах ЕС в целом сопоставим с американским. В последние годы европейский арт-рынок составляет чуть более 40% от оборота общемирового рынка в стоимостном выражении (ежегодный экспорт - 10 млрд евро, импорт - около 5 млрд евро). Самым большим рынком после США является рынок Великобритании - 60% европейского рынка и почти 30% мирового. Доля двух главных арт-центров - Лондона и Нью-Йорка - составляет вместе более 70% рынка. В Великобритании насчитывается около 8,9 тыс. продавцов искусства, из которых 400 аукционов и 8,5 тыс. - арт-дилеры. Всего в арт-бизнесе задействовано около 48,5 тыс. сотрудников. 35% аукционных продаж и 60% британского рынка принадлежит Sotheby's и Christie's. Великобритания также насчитывает около 30 международных ярмарок искусства.

Среди других европейских стран выделяются Франция и Германия. Доля Франции на европейском рынке составляет 14%, на мировом - 6%. Важнейшим сектором французского арт-рынка являются произведения импрессионистов и модернистов. Доля Германии составляет 3%. Она является второй страной в мире по количеству аукционных домов, галерей, ярмарок, арт-сообществ и художественных учебных заведений после США. Немецкие арт-дилеры в основном сосредоточены в главных центрах - Мюнхене, Берлине, Кельне и Дюссельдорфе, аукционы рассредоточены по стране более свободно.

С 2003 по 2009 г. доля арт-рынка стран вне Европы и США выросла с 3,8 до 7,8%. Самые значительные изменения в этот период произошли на художественном рынке Китая: в 2009 г. его доля от общемирового рынка составила почти 7% от объема в стоимостном выражении, а объем аукционных продаж - 1,3 млрд евро. Оборот на рынке современного китайского искусства с 2003 по 2009 г. вырос в 100 раз. Все это явилось результатом одновременного роста спроса со стороны состоятельных китайских и западных покупателей и увеличения предложения китайского искусства на рынке. И это при том, что еще 20 лет назад в Китае не было ни аукционных домов, ни спроса на предметы искусства и антиквариата. Теперь в Китае насчитывается около 100 зарегистрированных аукционных домов, крупнейшие из которых помимо Sotheby's и Christie's - China Guardian и Poly International Auction Company. По официальным данным, в Китае около 5 тыс. арт-дилеров, общее же число незарегистрированных продавцов, по данным исследователей, может достигать 50 тыс.

Из стремительно растущих можно назвать рынок Индии. Сейчас он в основном работает на экспорт, который показывает небывалый рост: с 2003 по 2009 г. экспорт вырос примерно с 3 млн евро до почти 600 млн евро.

Обсудить на форуме "В мире искусства"




Комментарии   

 
0 Людмила #1 26.01.2013 20:56
Статья очень ёмкая, хорошо логически выстроена, автор подошёл к теме как с позиции экономиста, так и с позиции искусствоведа и коллекционера.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Комментарии

Законодательство

Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налоги

News image

Покупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п...

Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011

Далее

Правовое пространство для культуры

News image

В пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ...

Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011

Далее

Россиянам объяснят, что такое культура

News image

Вчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт...

Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011

Далее

Авторское право и неправо

News image

Не так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото...

Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011

Далее

Фотографировать — нельзя — запретить

News image

Запрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз...

Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011

Далее
  • Творец и Налоги.

    Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер

Перейти в категорию: Законодательство
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак ул.Лазурная, д.3.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта