Илья Ефимович Репин — одна из самых грандиозных и в то же время противоречивых фигур в русском искусстве. Его то объявляли гением, то говорили, что свой дар он растратил по пустякам. В советское время к нему относились с особым пиететом, он олицетворял передвижничество, но мало кто вспоминал о том, что в начале 1890-х Репин разорвал все связи с товариществом и принял приглашение Академии художеств. Уже в первых своих произведениях он продемонстрировал разнообразие творческих поисков. В одно и то же время он пишет и вполне академичное «Воскрешение дочери Иаира», и надежду демократов, «знамя» передвижничества «Бурлаки на Волге».
Вероятно, читатель удивится тому, что сегодня мы будем говорить об этюде как о шедевре. Действительно, его нельзя назвать самостоятельным произведением, но именно этот этюд показывает, какой сложный и долгий путь пришлось пройти художнику в поисках образа. Причём окончательный вариант работы (Государственная Третьяковская галерея) с точки зрения психологической характеристики имеет мало общего с тем, что хранится в Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова.
Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888. Возможно, в художественном отношении это не самое лучшее его произведение, но по идейным подходам оно гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд. В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины. Возвращение узника в родной дом — самая простая из них, получившая широкое признание в советское время. Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью. В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости.
Современники художника видели иное прочтение сюжета — слишком мрачной казалась им фигура главного героя. Обращали на себя внимание фотографии Шевченко и Некрасова, висящие на стене, и особенно гравюра «Воскресение». В этой связи возникает параллель между образами героя и Христа, некая ирреальная линия — герой уже казнён, он не должен был вернуться, и перед зрителем разворачивается сцена видения (даже тень не такая четкая, как у других персонажей).
Среди фотографий находим и портрет Александра II. Вернувшийся герой причастен к убийству императора? Пожалуй, в этом ключе было бы логично рассматривать данный этюд.
После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. общественное движение в России переживало подъём. Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю — крестьянам, фабрики — рабочим. Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали. Тактика заключалась в запугивании и дезорганизации правительства путём индивидуального террора. Уже в 1879 году началась настоящая охота на царя и его приближённых, при этом было много случайных жертв. Так, 5 февраля 1880 года здание Зимнего дворца потряс взрыв, император не пострадал, но погибло несколько солдат. 1 марта 1881 года на Екатерининском канале от народовольческой бомбы погибли казаки, окружавшие царскую карету, и случайно пробегавший мимо мальчик; второй взрыв поразил и самого императора. Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован.
В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком. Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом. Его драма — в раскаянии за страдания, причинённые семье, в страхе встретить не сочувствие и прощение, а порицание и осуждение. В отражённой гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости, сомнения — безусловно, доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося сына. Но если в картине герой виновато смотрит на мать, то в этюде Репин сообщает его взгляду стремительность, огромную силу мысли. Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу.
Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете. Его никогда не интересовала эффектная поза, гораздо большее значение для него имело ощущение живой материи, модель Репина всегда как будто в движении. Для передачи характера он использует чисто живописные приёмы: тени вокруг глаз, лёгкими мазками написаны взъерошенные волосы. В работе виден каждый удар кисти, широкая, свободная живопись создаёт ощущение, что краски ещё не просохли. Глубокий синий цвет одежды с белой полосой чистого холста у ворота подчёркивают выразительность силуэта головы. Таким образом художнику удаётся совместить мощную психологическую характеристику со свежестью восприятия.
В письме 1940 года М. В. Нестеров, инициатор создания в Уфе художественного музея, рассказывает, как Репин подарил ему свой этюд: «Я зашёл к нему... и в разговоре упомянул о намерении своём устроить небольшой музей в Уфе из работ моих современников. На вопрос И. Е., есть ли у меня что-либо из его работ, я сказал — нет,., он достал наклеенный этюд, покрыл его тут же ретушью и преподнёс мне...»
В 1919 году в составе коллекции М. В. Нестерова, подаренной Уфе, прибыл и этюд, который и по сей день находится в постоянной экспозиции музея.
← Производство книг в типографии | Бабочка, цветок и фазан. → |
---|
Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налогиПокупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п... Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011 Далее |
Правовое пространство для культурыВ пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ... Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011 Далее |
Россиянам объяснят, что такое культураВчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт... Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011 Далее |
Авторское право и неправоНе так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото... Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011 Далее |
Фотографировать — нельзя — запретитьЗапрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз... Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011 Далее |
Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.