На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
(Мацуо Басё)
Понимание художника как демиурга, создающего, подобно Богу, новый, ранее не существовавший мир из хаоса, из ничего, — линия, в целом идущая от религиозно-мировоззренческих систем креативистского типа (иудаизм, христианство, ислам). Здесь творчество предполагало свободу выбора, воспринималось как возможность создания принципиально нового, ранее не существовавшего. С точки же зрения восточных учений создание чего-то нового, того, что не существовало, невозможно в принципе. «В потенции, или в Небытии, все уже есть, — отмечает востоковед Т. П. Григорьева, — и человек призван лишь угадывать и выявлять то, что есть». Если западноевропейское мышление тяготеет к активному началу, ян, то восточное — к инь.
Основателем даосизма, оказавшего мощное влияние на художественную культуру Китая, а затем и Японии, был легендарный Лао-цзы. В центре его учения — понятие о дао, Великом Пути, Абсолюте, господствующем везде и во всем. Оно соединяет человека и мир, преодолевает ограниченность, одномерность человеческого сознания. У слушающего дао восприятие не линейное, но объемное, фиксирующее малейшие изменения в природе, космосе. Ведь мир, согласно Лао-цзы, есть процесс беспрестанных изменений, и потому рассудочно непознаваем. Великое дао порождает инь и ян — два начала мира, не противоборствующие, но взаимодополняющие друг друга.
Вместе они образуют «Великий предел» (Тай-цзы). Ян символизирует мужское начало, свет, юг, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п. Инь - символ женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и др. Представления о гармонии ин и янь пронизывали все сто роны культуры Китая — медицину, практику гаданий, школы единоборств и т. д.
Показательно, что уже в XX веке первооткрывателю принципа дополнительности, датскому физику-мыслителю Нильсу Бору придется изобрести для себя герб, который висел бы в почетном зале Фредериксборгского замка. На рыцарском щите будет начертан древнекитайский символ инь и ян — две равновеликие криволинейные фигуры, светлая и темная, вместе образующие круг: «Образ Мира». А под щитом зазмеится геральдическая лента с латинской надписью: «Контрарна сунт комплемента» («Противоположности — суть дополнительности»).
Итак, мир, в представлении китайцев, изначально совершенен, внутренне гармоничен, и задача человека — вжиться в этот мир, раствориться в природе и не мешать естественному ходу вещей. Отсюда особая модель поведения, которую принято называть недеянием (увэй). «Кто следует увэй, тот живет в дао, — учил Чжуан-цзы. — Следовать увэй — значит слиться с природой». Однако принцип недеяния неверно воспринимать как пассивность, ничегонеделание. В китайской и японской традиции такое «бездействие» означает лишь отказ от нарушения естественного порядка вещей. Девиз Нового времени: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин» глубоко чужда древневосточной культуре.
Идея гармоничного единения человека и природы стала в Китае способом осмысления бытия. По словам замечательного поэта VIII века Ли Бо, даосский принцип недеяния помог ему достичь такого состояния единства с природой, что даже звери и птицы не пугались его приближения. Вдохновение поэта спонтанно, сиюминутно; он берется за кисть лишь в моменты высшего поэтического озарения. Внимание сосредоточено не на будничном, обыденном, но именно на «необычном» — редких камнях, причудливо изогнутых соснах и странных очертаниях гор. «Удивительное» для Ли Бо, — пишет Леонид Бежин, — это некая грань, на которой видимый мир вещей и явлений соприкасается с невидимым миром, тот барьер, который надо преодолеть, чтобы оказаться в волшебной стране... Космический поток бытия подхватывает поэта, и тогда все становится единым и вечным — деревья, травы и сам Ли Бо».
Живопись и калиграфия мастера Ци Байши.
Многие художники и поэты, воспитанные в традициях даосизма и буддизма, стремились к состоянию «отсутствия Я» и, создавая стихотворение или картину, приглушали свои чувства и мысли. Одновременно художник-поэт только будит мысль читателя, дает ей определенную направленность. Так, приведенное в эпиграфе стихотворение Басё очень напоминает монохромный рисунок тушью. Здесь ничего лишнего, все предельно упрощено. При помощи нескольких умело подобранных деталей создается картина поздней осени; ощутимо отсутствие ветра, природа замерла в грустной неподвижности. Намек, подсказ, недоговоренность — и появляется «вторая реальность» изображения, и вместе с тем большой простор предоставляется воображению читателя (зрителя). Основной задачей художника становятся группировка и подбор живописных деталей. К примеру, японская национальная форма стиха — танка буквально означает «короткая песня»; такой же краткостью и предельной концентрацией смыслов отличается и хокку. Три строчки стихотворения Басе намечают три плана перспективы:
На высокой насыпи — сосны,
А меж ними вишни сквозят, и дворец
В глубине цветущих деревьев...
Образы традиционной китайской живописи строятся посредством линейного рисунка, что отличает ее от европейских картин с использованием масляных или акварельных красок. Живопись и каллиграфия составляют здесь единое целое. Как замечают востоковеды, тот, кто не уяснил связи между каллиграфией и живописью, не поймет художественного эффекта рисунка, сделанного кистью. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами; кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или тростникового волокна, тушь. Китайские иероглифы родственны пиктографическому письму, и лишь постепенно, с течением времени, рисунки упростились и приняли вид современных иероглифов. Иероглиф предстает в восточных культурах как идеальная структурная модель художественного произведения. Здесь природа и культура сосуществуют в их органическом единстве. Именно каллиграфия создала шкалу оценок для произведений живописи и связывалась даже с искусством танца, которые оценивались по оставленным танцорами узорам — их «ледовой каллиграфии». Иероглифические формы угадываются и в архитектуре, и в изделиях прикладного искусства, и в сплетении стеблей травы или ветвей деревьев. Потому и говорят о совершенно уникальном «архитектурном мышлении» китайцев. Китайские архитекторы учитывали особенности ландшафта и строили свои ансамбли с таким расчетом, чтобы каждое архитектурное сооружение смотрелось не изолированно, но было вовлечено в жизнь естественного пространства, чтобы леса, реки и горы становились частью архитектурного замысла. Понятно, что мысль, скажем, о повороте рек была бы воспринята здесь как бред тяжело больного человека.
Большое значение придавалось в Китае качеству туши, которая существенно отличалась от европейской. Она сама по себе являлась произведением искусства, и потому для письма и рисунков всегда употреблялись плитки первосортной, с черным лаковым блеском туши, в приготовлении которой китайцы и японцы достигли высокого мастерства. Маститые мастера живописи нередко собственноручно наносили тушью контуры рисунка, а накладывать цвета поручали своим ученикам. Никакая правка здесь непредставима. В китайской иероглифике линии называют «падающий камень», «баранья нога» и др. Предмет, который имитирует каллиграф, построен не на «прямом смысле», но на ассоциациях. Знак сердца напоминает скользящую по волнам лодку, нога — церковнослужителя, цапля на одной ноге — танец.
Сочетание поэзии, каллиграфии и живописи особенно характерно для стиля вэнь- жэньхуа, популярного в Китае и в наши дни. Образованные в области литературы и каллиграфии, художники вэньжэнъ- хуа украшали свои картины стихотворными строчками или надписями. Опора на линию, синтез поэзии, каллиграфии и живописи найдут отражение и в мусульманской художественной культуре.
← Этюд к картине «Не ждали» | Внутренний мир человека → |
---|
Как читать аукционные каталоги. Дополнительные сборы и налогиПокупка на аукционах, кроме приятных состязательных моментов, имеет множество «подводных камней»: иллюзии безопасности п... Законодательство | Четверг, 1 Сентября 2011 Далее |
Правовое пространство для культурыВ пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Оренбург – Пермь на тему «Новый закон о культуре в стадии обществ... Законодательство | Суббота, 30 Июля 2011 Далее |
Россиянам объяснят, что такое культураВчера представители творческой элиты, обсудив в Общественной палате проект закона «О культуре», порадовались тому факт... Законодательство | Четверг, 14 Июля 2011 Далее |
Авторское право и неправоНе так давно американский суд признал художника Ричарда Принса (Richard Prince) виновным в нарушении авторских прав фото... Законодательство | Понедельник, 4 Апреля 2011 Далее |
Фотографировать — нельзя — запретитьЗапрет на фотографирование в музее — разумная мера или нарушение гражданских прав? Участники группы «Община Орсэ», воз... Законодательство | Четверг, 24 Февраля 2011 Далее |
Вспоминая крылатые слова из одного американского фильма «Неизбежны только смер
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.