Михаил Назаров. Портрет с натуры. 1952. Холст. Масло. I курс.

Продолжение, начало читайте: За рамками традиционного зрительского опыта. Часть 1.

Идея художественной цельности, гармонизирующая творчество Назарова и проявляющаяся в свойственной его мироощущению культуре памяти, позволяет, творчески интерпретируя стилистический первоисточник, по отношению к объекту изображения отказаться от вынужденной для многих роли интерпретатора: все, что изображает Назаров, — сама его жизнь, один неразрывный, выстраданный и прожитый им объект памяти.

В отличие от живописи, рисунки и акварели Михаила Назарова, являясь стилистически органической частью его изобразительного метода, с точки зрения образно-тематических ориентиров отличаются гораздо большей свободой. Отдавая в рисунке и акварели предпочтение все тем же кананикольским персонажам и мотивам, Назаров с не меньшим удовольствием рисует с натуры друзей, родных, членов своей семьи, а среди них с особой трогательностью свою жену — известного в республике музыковеда Лейлу Габдулловну Кудоярову. Его карандаш и акварельная кисть фиксируют провинциальные прелести улочек старой Уфы и Тубинска, пленительную красоту бельских берегов Уфы и дорогой сердцу каждого уфимца изгиб моста через реку Белую. Образно-тематическое многообразие, свойственное рисунку и акварели, дополняется в акварели приемом тематической серийности, которому Назаров привержен на протяжении последних десяти лет. В рамках же этой серийности выявляется практически весь спектр духовных приоритетов художника, причем процесс их выявления идет по тому же принципу «от частного — к общему»: от натурного мотива или конкретного персонажа через его стилистическую интерпретацию к ставшему для художника концептуальным образу-типу вселенского масштаба. В этом убеждаешься сразу, стоит только заняться перечислением названий созданных Назаровым серий: «Окрестности Старицы», «Свадьба», «Деревенские сюжеты», «Новый базар», «Моя деревня», «Евангельские сюжеты», «Иконы и цветы». При этом с точки зрения источниковедческого материала листы первых пяти серий, как и листы двух последних, составляют самостоятельные образно-тематические циклы. Их отличие легко читаемо уже на визуальном уровне. В листах первого цикла очевидно последовательное развитие так называемой местной тематики (Кананикольск, Баймак, Темясово), дополненной в «Окрестностях Старицы» мотивами и пейзажами древней тверской земли. В листах же второго тематического цикла Назаров обращается к общечеловеческим нравственно-этическим ценностям — библейским и евангельским сюжетам и образам, а через них — к проблематике преходящего и вечного (в серии «Иконы и цветы» — посредством сравнительного анализа короткой жизни цветка и вечности русской духовности, религии в целом). Образно-тематическая концепция второго цикла, возможно, навеяна знаменитыми религиозными композициями Натальи Гончаровой 1910-х годов «Евангелисты» и «Страшный суд (Конец света)» и триптихом-деисусом с полуфигурой Спаса и двумя фигурами архангелов. От Гончаровой же, возможно, происходит и общее тяготение Назарова к цикличности и композиционной многочастности.

Михаил Назаров. На тракторе Беларусь. Варинант I. 1969. Холст. Темпера. 104 Х 114.

Михаил Назаров. На тракторе Беларусь. Варинант I. 1969. Холст. Темпера. 104 Х 114.

Но, оставив в стороне размышления по поводу первоисточника, заметим, что при образно-тематических различиях листы обоих циклов и, соответственно, всех серий составляют единый изобразительный ряд, неотрывный от живописного. Воспитанное в кананикольском детстве и подпитанное духовными традициями русского авангарда тяготение Назарова к художественной цельности находит и здесь свое предельное выражение.

Западноевропейское искусство 2-й половины XIX - начала XX века и выросшее на его завоеваниях русское искусство начала XX века предложили революционное для традиционного русского художественного сознания многообразие изобразительных приемов и средств выражения. Живописное новаторство на рубеже веков диктовалось концептуальными убеждениями современного изобразительного искусства (всеми «измами» сразу), ведущего ожесточенную борьбу с академизмом и классическим реализмом. Но, как известно, только этим не ограничивается наше хрестоматийное представление о его непростой судьбе. На столбовой дороге русского искусства начала XX века и его первых десятилетий столкнулись практически несовместимые по эстетическим принципам мировоззренческие позиции, сформированные в недрах различных художественных группировок, каждая из которых претендовала на собственное представление о новаторстве. Полемическая клоака начала XX века увенчалась правом на сосуществование всех изобразительных принципов и эстетических методологий: эфемерность уживалась с откровенно плотским ощущением жизни, стилизация — с живописной пастозностью, тональность — с колористической напряженностью и декларативностью цвета, академическая перспектива — с кубофутуристическими изломами формы и множественной перспективой. Весь мир, его прошлое и настоящее, история, культура, религия, природа, жизнь простого народа и королей — одним словом, весь многовековой культурологический опыт человечества стал для русских художников предметом изобразительного «исследования» — от простого визуального отображения и творческой интерпретации традиции до смелого экспериментаторства. Отсутствие сковывавших этот процесс ограничений обеспечило художникам русского авангарда особенную позицию, имеющую, безусловно, революционизирующее значение. Традиции авангарда оказались на редкость живучи в изобразительной культуре XX века, живучи практически в той же степени, что и традиции реализма. Но, в отличие от русского реализма, получившего изначально, с первой четверти XVIII века, своего восторженного зрителя, авангард в силу «антиэстетичной» для обывателя изобразительной природы, демонстративно шокирующей, по его убеждению, устоявшееся веками представление народа о прекрасном, стал искусством для избранных.

Михаил Назаров. На тракторе Беларусь. Варинант II. 1969. Холст. Темпера. 101 Х 144.

Михаил Назаров. На тракторе Беларусь. Варинант II. 1969. Холст. Темпера. 101 Х 144.

Современный российский неоавангард, переживший в эпоху соцреализма период жестоких репрессий, обретший по этой причине свою вторую родину на Западе, став там флагманом русского нонконформизма, унаследовал от русского классического авангарда эту зрительскую избирательность. Избирательность, в свою очередь, обеспечила неоавангарду роль искусства элитарного. Искусству Михаила Назарова была уготована та же судьба, а вслед за судьбой — та же роль: в противовес массовым восторгам в адрес реализма, неоавангард Михаила Назарова был оценен и стал любим немногими, что и позволило классифицировать его как «искусство для избранных».

Творческая бескомпромисность и творческая искренность — отличительные черты Назарова-художника и Назарова-человека. Благодаря ним он остался верен своему стилистическому методу в самые тяжелые для него соцреалистические годы — годы непонимания и неприятия со стороны критики и даже коллег. Тогда Назаров разделял со многими себе подобными горькую участь представителя так называемого художественного андеграунда. Но, страдая, он сохранил главное — себя как личность. Сегодня многое изменилось: предопределенное процессом обретения демократических свобод расширение мирового культурологического пространства сделало искусство Назарова экспозиционным и, как следствие, общедоступным. Зрительские проблемы остались, но и они со временем разрешимы: процесс духовного взросления массового зрителя — обязательная составляющая демократической государственности, правда, развитой в своей идеальной исторической форме.

Впервые опубликованное в конце 80-х - начале 90-х годов в рамках первых персональных выставок, искусство Михаила Назарова поразило не только всем тем, о чем идет речь в этой статье и что сразу же стало предметом исследования художественной критики, — оно буквально обезоружило своей искренностью. Мир образов, созданный художником, открыто декларировал чувство его нежной и преданной любви к людям и родной земле, хотя авторская ностальгия по древней народной культуре и историческому прошлому народа и сейчас превалирует над вынужденной констатацией некоторых подчас нелицеприятных, но объективных явлений современного российского демократического процесса.

Михаил Назаров. Базар. Мясо. 1966. Холст. Темпера. 102 Х 143.

Михаил Назаров. Базар. Мясо. 1966. Холст. Темпера. 102 Х 143.

Экспозиционная доступность позволила представить творчество Михаила Назарова во всем его объеме. Поле деятельности художественной критики, как обычно это бывает в случае с искусством подлинным, но, к сожалению, вовремя невостребованным, оказалось и сегодня до конца неисчерпанным: творчество Назарова с прежним, неугасающим интересом подвергается профессиональному анализу и систематизации. Но каковыми бы неожиданными ни были в будущем выводы специалистов, стремящихся осмыслить природу творческих откровений художника, главное можно резюмировать уже сегодня: творчество Михаила Назарова — одно из наиболее самобытных явлений в изобразительном искусстве Башкортостана и Урала, а сам Назаров — бесспорный корифей башкирского неоавангарда. Ярким подтверждением этому является редкий для современного искусства факт — отряд талантливых последователей в лице известных башкирских художников Дамира Ишемгулова, Николая Пахомова, Станислава Лебедева и Исмагила Газизуллина.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Лучшие игровые автоматы онлайн без денег без регистрации на нашем сайте

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта