Урал Гумерович Мухаметшин — художник, возрождающий в живописи Башкортостана исторический жанр. Именно так я сказал бы о нем. Исторический жанр в изобразительном искусстве самый сложный - как с точки зрения идейного, так и образного решения. Что и как хочет сказать художник, выбирая конкретный исторический сюжет? Где берет он убедительные типажи, когда обращается к темам далекого прошлого? У каждого художника на эти вопросы свои ответы. Урал же даже в лирических портретах и пейзажах всегда историчен.
Мне вспомнилось его полотно «Крестьянская война. Пугачев и Салават», экспонировавшееся в 2009 году на республиканской выставке в Уфе, посвященной 75‑летию Союза художников Башкортостана. Дух сопротивления и единства — вот главное в нем. Два воина стоят рядом, хотя, наверное, правильнее было бы поставить рядом с Пугачевым его «фельдмаршала» Кинзю. Но тут уж сюжет идет по накатанной народной молве. Несмотря на солидные размеры (170х230 см) чувствуется, что Уралу даже в этих рамках тесно. Плоскость холста до предела насыщена образами: казаки Пугачева, воины Салавата, кони, знамена с четким выразительным рисунком… Когда-то прекрасный уральский художник Геннадий Мосин заметил: «Любая большая выставка держится на большой картине с серьезной темой.
Художественная жизнь России начала XX века на протяжении многих лет является объектом неустанного интереса исследователей. Этот период замечателен формированием множества течений и творческих объединений, среди которых одно из ведущих мест занимал «Мир искусства». Художники этого объединения сыграли выдающуюся роль в истории русского графического искусства рубежа XIX–XX веков, во многом переосмыслив пути его развития, станковой и книжной графики в первую очередь. Идеологом и эстетическим лидером «Мира искусства» был Александр Николаевич Бенуа.
Предки Бенуа по линии отца происходили из Франции и Германии, мать была чистокровной итальянкой. В их доме имелась богатая коллекция произведений европейского искусства (в нее входила и знаменитая «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи). Поэтому становится понятной ориентация Бенуа и других «мирискусников» на запад. Однако здесь важно учесть, что, будучи католиком, Александр Николаевич с уважением относился и к древнерусской культуре.
Что такое абстракционизм? «Искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство…, отражение упадка современного искусства», – сообщает не ветхая еще, в общем-то, книжка. Хорошо сказано, ладно, а главное - доходчиво. Слова в темечко входят, словно гвоздики в подрамник. Мыслить ясно, говорить смело — привилегия тех, кто знает, где верх, а где низ, и не боится спутать падение со взлетом. Но что же есть на самом деле абстракционизм???
В основе этого направления лежит отрыв изобразительного искусства от объективной реальной действительности. Понятие «абстракция» представители этого течения употребляли не в понимании углубленного всестороннего познания объективной реальности через обобщение, а в плане полного отрыва от объекта. Вместо объективной действительности абстракционисты ввели субъективный мир одного человека – художника. Они абсолютизировали мир собственных переживаний и эмоции – свое «Я».
В настоящее время слово «маркетри» на слуху, и многие в общих словах даже смогут объяснить, что это за техника, рассказать об истории данного направления в изобразительном искусстве.
Искусство маркетри – это искусство подбора текстуры древесины, ее цвета, оттенков. Краски, созданные самой природой, не перестают нас восхищать. Такую технику называют «живописью без красок»: вместо красок – шпон, вместо холста – твердая основа, плюс техническая доработка (прессование, шлифовка, покрытие лаком).
Конечно, подобная техника трудоемка, требует много времени, знания законов живописи, рисунка и композиции. Многое зависит от материала, умения подобрать шпон, использовать любые дефекты в его текстуре. Возможности шпона невероятно богаты. Особенно красива так называемая мраморная гниль, которая присутствует почти во всех породах дерева, особенно хороша она в буке, березе, красном дереве. Серебро тополя, осины, перламутр липы, нюансы и тональности древесины имеют огромный диапазон и дают уникальную возможность создавать замечательные произведения искусства.
В технике маркетри художник должен понять главное: возможности передачи нюансов тона неограниченны, а тональные переходы создают атмосферу, которой могут позавидовать и живопись, и графика.
Уфимский художник Евгений Михайлович Хоменко (1937– 2009) родился 5 июля 1937 года в Минске в семье интеллигентов. Мать, Клавдия Александровна, была судьёй, отец, Михаил Евгеньевич, – инженером строителем. Когда маленькому Жене было четыре года, началась война. Умерла мама. Женя попал в детский дом, голодал.
После войны отец разыскал своих детей и уехал с ними по распределению в Башкирию восстанавливать мукомольную промышленность. В 1955 году поступил в Пензенское художественное училище, хотя конкурс был 18–20 человек на место. После окончания училища в 1963 году Евгений Михайлович приехал в Уфу и начал преподавать в художественной школе № 1, в которой проработал до 1990 года. Он прививал своим ученикам любовь прекрасному, многие их них стали известными художниками.
Евгений Михайлович и сам много работал в своей мастерской, писал картины, темы которых подсказывала сама природа. В его полотнах чувствуется любовь к родному краю – верховья Караидели, Павловка, Бурзянский район. Писал он и промышленные пейзажи, занимался линогравюрой.
Фарфоровая продукция: о начала до концаКто нибудь задумывался о том как, к нам в стеллаж или в посудный шкаф попадает, казалось бы элементарная вещь такая как ... Далее Разное | Вторник, 29 Декабря 2015 |
Карикатуры от Alberto ArniПредставляем вашему вниманию смешные карикатуры парня из Мексики под именем Alberto Arni. Все работы выполнены довольно ... Далее Юмор | Четверг, 3 Декабря 2015 |
Шуточный ролик "Ералаш" (факультет дизайна БЭК)Шуточный ролик "Ералаш" про моих студентов факультета дизайна БЭК Далее Юмор | Понедельник, 29 Апреля 2013 |
Волшебный мир веера.Веер, этот небольшой, полный очарования предмет, в наши дни редко употребляемый, некогда был очень распространён в высш... Далее Разное | Понедельник, 19 Марта 2012 |
Альберт Мурзагулов. История одного художника. Часть 4.Мои друзья Ингрид и Вилли каждую субботу и воскресенье везят меня по всей Восточной Германии: “Мы покажем тебе такие мес... Далее Разное | Пятница, 9 Марта 2012 |
Как-то путешествовал по Агидели со своей будущей женой Ириной. Не доплывая скалы
Artprice продолжает подводить итоги аукционного года и публикует десять самых ин
На прошлой неделе завершилось второе издание интернет-ярмарки искусства VIP: ярм
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...