Художник Алимет Мирзоевич Сафаралиев умер в пятьдесят лет, на пике своей творческой активности. В этом году ему исполнилось бы 73 года. Он не был местным уроженцем, но стал одним из тех, кто составляет славу нашего города. Был участником всесоюзных художественных выставок, входил в творческую группу акварелистов Союза, ездил с ней по стране. После его смерти москвичка Ольга Порхайло, принося свои соболезнования, писала вдове Ольге Федоровне Сафаралиевой: «В Баку и Минске, в Новосибирске, на Украине и в Ленинграде, в Средней Азии и Москве - все мы в мыслях рядом с вами».
Лезгин по национальности, Алимет Саафаралиев родился в Дагестане, в высокогорном ауле Цлак, расположенном над облаками. Домики с плоскими крышами лепятся друг к другу, и по крыше можно пойти в гости к соседу. Там почти нет деревьев, только пастбища, которые превращаются иногда в сплошное шелковистое море цветущих маков. Туда не ходят автобусы, нет электричества, женщины стирают белье в ледяной горной речке, а дни проводят, занимаясь ковроткачеством. Знаменитой ковровщицей была и мать Алимета Пери-ханум.
В 50-е годы в коллектив башкирских художников влились молодые силы живописцев, скульпторов, графиков. Новую плеяду живописцев составили уфимцы: Борис Домашников, Александр Пантелеев, Рашид Нурмухаметов. Из Пензы приехали окончившие Художественное училище им. К. А. Савицкого Александр Бурзянцев, Петр Скворцов, Виктор Позднов. Так сложилась группа башкирских художников, которые, движимые страстной любовью к России, Башкирии, Уралу, занялись поисками новых, собственных путей в искусстве. За десятилетия активной творческой жизни они создали самобытные произведения, вписав яркие страницы в изобразительное искусство Башкирии.
Среди этих знаменитостей легендарный Александр Данилович Бурзянцев занимает особое место. Он был человеком и художником чрезвычайно бурного темперамента. Любил в весеннюю синь солнечного дня выходить на плоскую крышу своей мастерской в двенадцатиэтажном доме и вглядываться в уфимские дали, жизнь на ипподроме, лентой извивающуюся реку Уфимку, бурно и восторженно реагируя на всю эту красоту с высоты птичьего полета.
- Жить хочется! - всплескивая руками, вскрикивал он. Воспринимал все в жизни азартно. Был глубоко увлечен воплощением живописных идей.
Мурзагул — один из псевдонимов башкирского художника Альберта Мурзагулова. Нужно сказать, фантазии по части псевдонимов Альберту не занимать, например, на одной из своих персональных выставок в Литве он значился как Chingis Hanas, Чингис-хан, говоря по-русски. А в последнее время, сочтя несправедливой устоявшуюся практику, он добавил в своё отчество имя матери и теперь зовётся: Альберт Нажия-Асхат улы Мурзагулов. На то он и художник, чтобы быть свободнее, чем многие из нас, и не страдать излишним пиететом по отношению к вещам, огороженным обществом множеством табу.
Альберт Мурзагулов большую часть жизни прожил во второй столице Башкортостана - Стелитамаке, а родился всё же в первой - Уфе. Как художник, Альберт Мурзагулов, кажется, родился почти в то же самое время, ибо рисовать начал уже в раннем детстве.
Художник знает, какую колыбельную петь погружающейся в сон природе
Недавно подумалось, что творчество каждого художника можно ассоциировать с определенным временем года: например, Александр Бурзянцев — это бурная весна, Расих Ахметвалиев — вечно юное теплое лето, а Рамиль Абдуллин — предзимье. Не золотая осень, а именно то особое состояние природы, когда она замирает в предчувствии неизбежной зимы.
Для Владислава Эдуардовича Меоса обращение к уральской природе было естественным и органичным. Не только потому, что он родился и вырос на Урале, но и потому, что его первые художественные впечатления были связаны с пейзажной живописью. Еще в детстве, занимаясь градации освещения, фактуру предметов. Владислав Меос уверовал в неисчерпаемость подобных принципов в искусстве, в необходимость их для формирования духовного мира нашего современника.
Пейзажи Владислава Меоса зачастую безлюдны. Присутствие человека в его работах передано опосредованно, через чувства и мысли самого художника. Деревенская тема им была воспринята через пейзаж. Изображая весеннюю пашню или тихую улицу с цветущими в палисадниках сиренями, он как бы вдруг для себя открыл мудрость многовекового уклада крестьянской жизни. Кисти художника принадлежит целая серия заснеженных деревенских улиц с деревянными старенькими избами, покосившимися заборами, с протоптанными, едва заметными в глубоком снегу тропинками. Они написаны в разных уголках Урала, и все полны удивительной красоты и поэзии. Художник не мог не запечатлеть того запустения, какое пришло в наши деревни в последние десятилетия. Красоту он видит в гармоническом сосуществовании природы и человека, очарование — в теплоте устоявшегося уютного человеческого жилья.
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...