Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.
Окрыленный успехом, наполненный впечатлениями, художник Борис Домашников возвращается домой и много работает. В его произведениях 1953-1954 годов чувствуется окрепшая рука, более глубокое осознание природы. Одновременно в них сохраняется любовь к скромным мотивам с деревенскими домиками, тихими уголками природы. В этом видится как общая тенденция советского пейзажа того времени, несшего обостренное чувство привязанности к своей земле, утверждавшего красоту малой Родины, так и личностное начало, шедшее от воспоминаний детства, от поэзии И. Никитина, Н. Некрасова. Эти произведения выявляют особую остроту восприятия мира художником, его прирожденное жизнелюбие.
Из-под его кисти выходят такие жемчужины раннего периода творчества, как «Калужница цветет» (1954 г.), «Под Уфой. Весна» (1954 г.). В них Домашников выступает подлинным лириком, поэтом, тонко чувствующим красоту весенних дней, когда, омытая талыми водами, пробуждается природа: все покрывается прозрачной зеленью и появляются первые цветы. Пейзажи с их плавной и неспешной лирикой задумчивы, но в красках, слитых в тонкую гармонию, нет печали. Неугасимо белые, зеленые, голубые, серебристые — они поют о жизни чистой, светлой, неповторимо прекрасной. Взглянув на пейзажи внимательно, мы, может быть, узнаем в них что-то левитановское, нестеровское, вспомним С. Герасимова. Это те корни, которые питали живописца, это тот опыт, на который он опирался и через постижение которого обретал собственный голос, культуру.
В начале пятидесятых семья Домашниковых перебралась с окраины в новую квартиру. «Однажды подошел к окну и ахнул. Белая комната, белый снег, красный трамвай. Сколько света, простора во всем, новизны! Тут же стал писать этюд», — рассказывает Борис Федорович.
Так родилась картина «Зима на окраине» (1955 г.), хранящаяся в Третьяковской галерее.
В доме художника Бориса Федоровича Домашникова над письменным столом висит небольшая работа его учителя и духовного наставника Александра Эрастовича Тюлькина, на ней — любимый «тюлькинский» мотив — цветущие окна. На обороте картины надпись: «Только жизнь, отданная любимому делу, может иметь для вас счастье и значение». Слова эти, написанные в 1950 году, стали пророческими: почти пятьдесят лет жизни отдал Б. Ф. Домашников живописи, найдя в этом свое счастье, предназначение, сумев передать через нее свои сокровенные мысли, душу. Творчество художника получило широкое признание, его произведения украшают коллекции множества музеев страны и мира, он удостоен высоких званий народного художника СССР, заслуженного деятеля искусств БАССР, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева Республики Башкортостан.
Работая над этим изданием, я несколько раз была в мастерской Бориса Федоровича, мы подолгу беседовали, смотрели старые и новые работы... Расположена мастерская на одной из живописных улиц Уфы, уютно сбегающей от мечети почти до реки Белой; совсем рядом — дом-музей С. Т. Аксакова, а чуть выше, на другой старинной улочке — дом, где жил и работал А. Э. Тюлькин. И факт этот — словно знак духовной связи художников разных поколений, главная тема которых — любовь к своей земле, Отечеству. Потому так естественно и просто на мой вопрос, что питает его творчество сегодня, Домашников отвечает одним словом: «Родина».
Впервые с произведениями художника Юрия Варюхина зрители познакомились в 75 году прошлого столетия. И, конечно же, сразу определили для себя самобытность этого художника, кисть которого трудно с кем-либо спутать. Его работы наделены удивительной притягательной силой. В основе его сюжетов будничные мотивы — родной Левый берег, пейзажи окрестностей Ишимбая, люди, погруженные в раздумья, их мирный труд. Но вас захватывает не сам сюжет, а то состояние эмоций. Это определяют и приемы построения картины. Художник обращается к композиции, созданной на активной, образно насыщенной форме. Живописное пространство с сознательно смещенными планами, в котором он располагает фигуры и предметы, выразительно раскрывает содержание картины.
В представлении Юрия творчество — это воплощение внутреннего мира художника-творца, сохранение верности себе. Он мыслит и об этом говорят его произведения.
Ишимбай - родной город Юрия Варюхина. Здесь Юра учился, создал семью. В этом городе он утвердился как яркий самобытный художник со своим живописным стилем и почерком. Юрий Варюхин - член Союза художников Башкортостана и ассоциации художников юга Башкортостана. Он не получил профессионального образования, но любовь к живописи, целеустремленность позволила ему преодолеть многие препятствия на пути к художественному мастерству. Профессиональному росту способствовало общение с друзьями - художниками Исмагилом Газизуллиным, Виктором Бивняевым, Камиль Губайдуллин, которые стали его духовными наставниками и учителями. Хочется заметить, что взаимоотношения между ишимбайскими художниками очень тесное, но при этом нет повторения тем и техники. Именно эти художники открыли для него французских импрессионистов полотна Ван Гога, Сезанна, Матисса, Лотрека, Клода способствовали формированию нового выразительного языка Юрия Варюхина. И эти впечатления, и навыки органично легли на эмоциональную палитру художника, повлияв на его художественное мышление, создав неповторимый синтетический варюхинский стиль.
Начало: Ольга Самосюк - Серия "Цивилизации". Часть 1.
Само собой разумеется, что, будучи художественным произведением, графическая серия "Цивилизации" не может и не должна претендовать на энциклопедическую роль в раскрытии историко-культурной темы. Она даже не исчерпывает знаний и представлений самого автора в области истории духовно-эстетического освоения мира человеком. Но по сути изложенного материала, составившего ее содержание, она является, пожалуй, одним из самых крупных художественных проектов в российской графике на сегодняшний день.
Багаж знаний, накопленный художником за годы работы над темой, оказался столь велик, что одним из важных и наиболее трудных аспектов работы на первом этапе стал выбор образов, сюжетов и атрибутики, составляющих изобразительную тему произведений. По замыслу автора, зритель, даже не знакомый с историей и памятниками культуры той или иной цивилизации, должен быть не просто заинтересован разнообразием характеристик графических листов, но вовлечен в тему, захваченных ею. Взбудоражить ассоциативное мышление зрителя и уж тем более форсировать его интерес к образному содержанию работ – задача не из легких. Оптимальным вариантом для ее решения стала точно разработанная система подачи изобразительного материала, построенная на принципах психологического восприятия визуальной информации. В этой системе присутствует и определенная интрига, необходимая для активизации зрительского интереса, - она заключается в метафоричности, рожденной мифологией древних, в символике, зашифрованной в орнаментах и знаках.
Нас всегда тянет к непознанному, хранящему некие тайны — любопытство заложено в самой человеческой природе. Мир полон загадок, а время то преподносит человечеству ответы на них, то, напротив, множит тайны. В истории культуры древнейших народов есть еще немало белых страниц, представляющих огромное поле деятельности для любопытного исследователя. Кто, для чего и как, например, оставил многотонные статуи острова Пасхи или рисунки обезьяны, паука, кондора и колибри на плато Наска, очерченные многокилометровыми линиями? Как были построены древние пирамиды и кто придумал первый календарь? Как жили майя и ацтеки и что за тайны знали друиды? Как менялись отношения древних со Вселенной?
Художественный и научный, этический и религиозный опыт, накопленный за тот — по меркам людей — огромный отрезок времени, которым мы сегодня исчисляем историю человечества на Земле, зафиксирован фрагментами материальной и духовной культуры — легендами и мифами, визуальными образами памятников изобразительного искусства. И даже огромные потери, понесенные в результате катаклизмов и войн, не умаляют великого наследия, оставленного ушедшими цивилизациями. Это наследие подобно древнему сундуку с сокровищем: самые пытливые исследуют его, пытаясь восстановить картину прошлого, те же из любознательных, кто движим жаждой собственного творчества, изумляясь накопленному богатству и величию человеческого разума и фантазии, черпают в них силы и вдохновение для создания новых ценностей, как это делает уфимский художник-график Ольга Самосюк.
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...