Неотъемлемая часть творчества мастера — серия полотен «Москва. Красная площадь». Она обширна, в ней произведения разных лет — «Весна в Москве» (1974 г.), «Утро. Красная площадь» (1975 г.), «Скоро праздник» (1976 г.), «9 мая. У могилы неизвестного солдата» (1977 г.) и другие. В большинстве работ звучит тема всеобщего, торжествующего праздника. Сегодня, может быть, кто-то усомнится в искренности художника, написавшего столицу в убранстве красных знамен, в ликовании людских масс. Яркий весенний праздник на Красной площади для него — торжество эпохи покоя, мира, счастья, о которой мечтали и которую создавали люди его поколения. «Я не считаю нашу эпоху напрасной — столько пережито и сделано. Могу ли я быть не благодарным нашему времени, если оно дало мне, крестьянскому сыну, возможность быть художником, открыло искусство М. Нестерова, И. Левитана, Филиппо Липпи», — говорит Борис Федорович Домашников.
Присущая некоторым полотнам серии публицистичность не заслоняет той страстной взволнованности, искренности, с которыми художник говорит о любви к Родине, Москве, олицетворяющей ее красоту и величие. Здесь, как и в предыдущих произведениях, условно изображение объема, пространства, потому усилена роль цвета, ритма, решение которых позволяет передать ощущение звенящей радости жизни, весны, обновления. Оно и в композиции работ, где на первом плане показаны группы, колонны людей, сливающиеся в яркие потоки. Исторические, архитектурные памятники отодвинуты на второй план, но они — как вечные свидетели и соучастники нашей истории. Ведущий цвет — красный: художник вдохновенно разрабатывает его во множестве оттенков, подчеркивая им победное звучание полотен.
Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.
Произведения Бориса Федоровича Домашникова шестидесятых-семидесятых годов раскрывают тенденцию развития его творчества, направленного на решение живописных задач и углубление образнофилософского содержания. Художник по-прежнему плодовит, активен, много ездит.
В 1961 году он отправляется в Самарканд. В работах этого цикла так органично слились яркость южных красок, света, нарядность архитектуры с его декоративной, звонкой живописью.
Дважды Борис Федорович посетил Италию. Из первой поездки в 1960 году работ не привез, будучи целиком захваченным изучением подлинников античности, Возрождения. Филиппо Липпи, Рафаэль, Веронезе, Тициан — как важно художнику прикоснуться к этому высокому искусству, впитать его дух. Через десять лет Борис Федорович вновь приехал сюда уже на более длительный срок. С искренним восторгом и радостью он пишет многочисленные итальянские виды со свойственным ему умением поэтического переложения. Памятники, площади Рима, Венеции, воспетые многими художниками, у Домашникова растворены в кипении современной жизни, сиянии его нарядных красок — в этом их структурная близость с произведениями уральской, новгородской серий. Именно тем они интересны и потому самобытны, что в них — не только история, но и сам автор со своим взглядом на мир, красоту. Но в какой бы стране ни был Домашников, в душе его всегда слышнее всего звучали мелодии родного Урала, старинных русских городов.
Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1.
Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного стиля 70-х годов. Можно согласиться с критикой Б. Роуз в том, что популярность фотореализма, связанная с ренессансом самой фотографии, возродила возможность такого репрезентативного искусства, которое представляло известную угрозу гегемонии абстракционизма в американской живописи, позволяло думать, что сам термин «модернизм» стал «подозрительным». Однако делать отсюда вывод, с которым мы встречаемся в монографии Е. Л. Смите «Искусство сегодня - от абстрактного экспрессионизма к суперреализму», о том, что модернизм идет к своему концу, было бы преждевременным.
Гиперреализм не был угрозой ни для постмодернизма в целом, ни для его натуралистических ипостастей. Многие западные авторы прямо указывают на преемственность гиперреализма с модернизмом (в частности, абстракционизмом) и постмодернизмом (в частности, с поп-артом).
Но прежде чем говорить о «сходстве» гиперреализма с абстракционизмом и поп- артом, напомним, что сама история фотографии свидетельствует о наличии в ней не только реалистических, но и «формотворческих» тенденций. Имея в виду именно эти последние, З. Кракауэр не без оснований утверждал, что, как ни парадоксально, фотография способствовала развитию абстракционизма. Фотоснимки в русле «формотворческой» тенденции далеко ушли от изображений реальной действительности и многие из них напоминали абстракционистские картины. Влияние этого направления в фотоискусстве на гиперреализм не вызывает сомнения.
Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.
Окрыленный успехом, наполненный впечатлениями, художник Борис Домашников возвращается домой и много работает. В его произведениях 1953-1954 годов чувствуется окрепшая рука, более глубокое осознание природы. Одновременно в них сохраняется любовь к скромным мотивам с деревенскими домиками, тихими уголками природы. В этом видится как общая тенденция советского пейзажа того времени, несшего обостренное чувство привязанности к своей земле, утверждавшего красоту малой Родины, так и личностное начало, шедшее от воспоминаний детства, от поэзии И. Никитина, Н. Некрасова. Эти произведения выявляют особую остроту восприятия мира художником, его прирожденное жизнелюбие.
Из-под его кисти выходят такие жемчужины раннего периода творчества, как «Калужница цветет» (1954 г.), «Под Уфой. Весна» (1954 г.). В них Домашников выступает подлинным лириком, поэтом, тонко чувствующим красоту весенних дней, когда, омытая талыми водами, пробуждается природа: все покрывается прозрачной зеленью и появляются первые цветы. Пейзажи с их плавной и неспешной лирикой задумчивы, но в красках, слитых в тонкую гармонию, нет печали. Неугасимо белые, зеленые, голубые, серебристые — они поют о жизни чистой, светлой, неповторимо прекрасной. Взглянув на пейзажи внимательно, мы, может быть, узнаем в них что-то левитановское, нестеровское, вспомним С. Герасимова. Это те корни, которые питали живописца, это тот опыт, на который он опирался и через постижение которого обретал собственный голос, культуру.
В начале пятидесятых семья Домашниковых перебралась с окраины в новую квартиру. «Однажды подошел к окну и ахнул. Белая комната, белый снег, красный трамвай. Сколько света, простора во всем, новизны! Тут же стал писать этюд», — рассказывает Борис Федорович.
Так родилась картина «Зима на окраине» (1955 г.), хранящаяся в Третьяковской галерее.
Истина всегда будет новой, говорил Аполлинер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художественного отражения мира также всегда будет отличаться от прежнего. Реализм нового времени нельзя мерить критериями реализма прошлых времен, хотя инвариантное ядро — правда художественного отражения жизни — остается неизменным.
Постоянно обновляется и неизменный «спутник» реализма — натурализм, хотя и он сохраняет свое инвариантное ядро. В чем же оно состоит? С нашей точки зрения, таким ядром натуралистической тенденции является эстетически безоценочное отражение фактов жизни, «феноменологии» явлений. Именно из этого корня растут такие побеги натурализма, как пассивная созерцательность, воспроизведение лишь оболочки вещей, отсутствие обобщений и идейной целеустремленности.
Чтобы понять своеобразие современного натурализма второй половины XX века, необходимо поставить его в связь со стилевыми особенностями современного реализма, а также других направлений в живописи.
Фарфоровая продукция: о начала до концаКто нибудь задумывался о том как, к нам в стеллаж или в посудный шкаф попадает, казалось бы элементарная вещь такая как ... Далее Разное | Вторник, 29 Декабря 2015 |
Карикатуры от Alberto ArniПредставляем вашему вниманию смешные карикатуры парня из Мексики под именем Alberto Arni. Все работы выполнены довольно ... Далее Юмор | Четверг, 3 Декабря 2015 |
Шуточный ролик "Ералаш" (факультет дизайна БЭК)Шуточный ролик "Ералаш" про моих студентов факультета дизайна БЭК Далее Юмор | Понедельник, 29 Апреля 2013 |
Волшебный мир веера.Веер, этот небольшой, полный очарования предмет, в наши дни редко употребляемый, некогда был очень распространён в высш... Далее Разное | Понедельник, 19 Марта 2012 |
Альберт Мурзагулов. История одного художника. Часть 4.Мои друзья Ингрид и Вилли каждую субботу и воскресенье везят меня по всей Восточной Германии: “Мы покажем тебе такие мес... Далее Разное | Пятница, 9 Марта 2012 |
Как-то путешествовал по Агидели со своей будущей женой Ириной. Не доплывая скалы
Artprice продолжает подводить итоги аукционного года и публикует десять самых ин
На прошлой неделе завершилось второе издание интернет-ярмарки искусства VIP: ярм
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...