Пелагея Никифоровна Коренная

Пелагея Никифоровна Коренная, высокая, подвижная, моложавая, несмотря на свои 60 лет, женщина. Родом она из Фоймгубы, местности, изобилующей сказками и старинными песнями. И действительно, Пелагея Никифоровна была неисчерпаемым кладезем песен, заговоров, редких причитей, пословиц, загадок и т. п. Несмотря на то, что сын ее, с которым она жила, — учитель Космозерской школы, а две дочери были выданы замуж в Петрозаводск и сама Пелагея Никифоровна часто жила в городе, она осталась неграмотной и сохранила свой ярко-выраженный северный говор, что делает ее сказки еще более интересными для нас. Очень живая и веселая, всегда на работе, она и сказки рассказывает, ни минуты не находясь в спокойном положении. От нее записывались сказки во время растопки ею печи, раздувания самовара, чистки рыбы, пеленания ребенка и просто неугомонного беганья по дому.

М. Ф. Ларионов. Трамвай. Городская улица. 1911.Картины Михаила Ларионова можно отнести к жанру европейского футуризма, основным направлением которого является воспроизведение движение жизни, окружающей среды. Только художник способен заметить и перенести на ткань или бумаги быстроту современного течения жизни, ее динамику. Но я хочу отметить именно связь произведений Ларионова с искусством движения и кинетики. Оно берет свое начало с европейского футуризма, зародившегося в 20 веке. Возможно, оно является его продолжением в 21 веке.

Особенность искусства кинетики в том, что передается не развитие жизни, а динамика самого произведения, которое и порождает движение. Все это достигается с помощью особых техник, материалов, фактур, и, естественно, идей художника. Как-то в 1960-е годы я случайно оказался в Венском музее современного искусства. В залах, основной тематикой которых была именно кинетика, наблюдалось постоянное шевеление, дыхание, вращение, передвижение. Каждая скульптура живет своей полноценной жизнью. Каждая работа завораживает, и заставляет мысленно «оживить» ее, перенести в нашу реальность, убрать все существующие рамки. Постоянное движение деталей и механизмов заставляет поверить в то, что ты сейчас находишься не посреди выставки, а в каком-то рабочем цеху, где активно идет производство. Поначалу, это все кажется просто отдельными работами, но если взглянуть на серию в целом, то появляются мысли об их целостности и взаимосвязи.

Земляничная поляна. 1977.

Столица встретила молодого таланта Юрия Ракшу неприветливо. Вступительные экзамены закончились, и нужно было возвращаться домой. Но, что - то ему подсказывало, что не все потеряно и его ждёт большой успех. Интуиция не подвела, дядя Фёдор, родной брат отца Юрия, который работал полотером, показал работы своего талантливого племянника Дмитрию Налбандяну. Этот человек был членом Академии художеств и дважды лауреатом Сталинской премии. Дмитрий Аркадьевич оценил талант юного дарования и сразу же повез его работы в среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова. Директор учебного заведения сразу же без колебаний зачислил Юрия, причем в пятый класс.

Несмотря на такое везение, писал Юра о своем успехе любимой матери и своему другу - начинающему художнику Г. В. Огородову со слезами на глазах. Через несколько лет он часто будет вспоминать о своем беззаботном детстве в Черниковске. А свои воспоминания будет воплощать в своих работах. А сейчас, попав в школу, он только и думает о матери: наверно мама сидит у теплой печи как всегда вяжет – и восхищается своей работой. Часто думает о сестре, как они безмятежно бегали на лыжах над Белой, и как стеснительно показывал ей свои первые работы, как вместе с гордостью смотрели отцовский китель и награды.

Портрет братьев Павла и Александра Коринных. 1930. Холст. Масло. (БГХМ им. Нестерова)

Эта порода людей сейчас вымирает и, быть может, обречена на полное уничтожение. И однако, пока они существуют, я не устану ими любоваться. Любоваться их моральными и душевными свойствами.

М. В. Нестеров

Послеоктябрьский период достаточно сложен для Михаила Васильевича Нестерова для его исканий и выражений чувств всему миру. Именно для своих потомков, живущих в наше время, художник открывается с новой стороны. Его мастерство не скрыто в нюансах и мелочах портретиста, а напротив, вызывает еще больший интерес. Интерес вызван выбором портретируемых лиц, и их интерпретацией.

Самое главное требование для портретируемого – это его душа. Нестеров никогда, ни в один из своих периодов творчества не мог творить «бездушную картину». Даже в те периоды, в которые нельзя художника назвать портретистом, человеческая душа в живом образе обязательно присутствует на полотнах мастера. В послеоктябрьский период эта тема буквально в центре внимания Михаила Нестерова. Его религиозные, философские мысли становятся центром его Вселенной.  Именно портрет в этот период становится единственной возможностью выразить свои мысли с возможностью донести их до других. Мало того, они остаются понятными на протяжении уже целого века.

Юрий Ракша.

Из детских своих воспоминаний об отце Юрий никогда не сможет забыть запах шинели, ремня и поскрипывающую портупею. Не забудется и вкус очисток картофеля. Голод был страшенный. Сестренка, возвращаясь из детсада, как-то непосредственно, по-детски с мамой делилась радостью относительно того, чем занимались в садике, что кушали. Юра тихонько забивался в угол и всхлипывал: «Зачем она рассказывает, ведь так хочется кушать». Только однажды он смог бы покушать вдоволь: накануне Нового года Юре подарили целый пакет с пряниками — грандиозная роскошь! Предвкушая пир, мальчик не притронулся к подарку и понес домой. И если в отношении пакета сладких пряников можно так сказать, то судьба нанесла жесточайший удар, со всей возможной жестокостью. Сияющего счастьем Юру встретили мальчишки и начали пакет отнимать. Каким-то чудом ему удалось вырваться, но чтобы от преследователей оторваться, вполне обоснованно стал по одному прянику кидать. К сожалению, дорога оказалась очень длинной и пряники закончились…

В наиболее тяжелые годы после войны, идентично всем своим сверстникам, у мальчика возникло неумолимое желание рисовать. На асфальте кирпичом выводились узоры. Случайно раздобытый кусок мела годился для рисования на  стенках сарая, называемом по-уфимски важно — каретником. Спустя много лет удивленно Ракша обнаружит, что это определение прямо связано с каретой, а сами же они в каретнике хранили дрова, а в погребе картошку, хотя был год, когда в нем проживала и коза. Где-нибудь раздобыв карандашный огрызок, Юра впадал в эйфорию — он рисовал на листках численника, обрывках газет или просто на стенах. Крышка сундука бабушки с внутренней стороны полностью украшена была «произведениями» юного внука.

Художники Республики Башкортостан

Мазитов Амир Минивалиевич

News image

Живописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее

Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017

Яппаров Рифат Ульфатович

News image

Яппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее

Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013

Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор Шарыгин

News image

Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012

Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.

News image

На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012

Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.

News image

Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее

Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта