На реке Сим. Урал. 1987. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Идея художественной реконструкции событий и образов, символизирующих счастливую жизнь советских людей до­военной поры. - содержательная основа большинства произведений музейной кол­лекции. В силу своего смыслового един­ства они составляют отдельную тематиче­скую линию.

Еще в начале 90-х годов один из пер­вых исследователей творчества Николая Пеганова уральский искусствовед Тамара Речкалова определила эту тематическую линию понятием «стертая прелесть ста­рины» и связывала ее появление с начавшейся в эти же годы «экспансией документализма» в изобразительное искусство. Позднее или практически одновременно возник термин «ретро». Наверное, для того времени объективным было и то и другое, но сегодня, когда тематическая линия сформирована полностью, с этой терминологией хотелось бы поспорить, и в первую очередь потому, что в ней отсут­ствует, на наш взгляд, драматизм изобра­жаемых событий (или, точнее, его пред­определенность), который в эмоциональ­ной структуре созданных художником образов актуален не в меньшей степени, чем лирика или романтизм. Это не просто «ретро» или «стертая прелесть старины», а одна крупноформатная картина бытия целого поколения людей, неотрывная от истории страны, картина одного большого счастья Родины, поделенного на счастья миллионов людей, и приближающейся трагедии, также ворвавшейся в дома мил­лионов. Не случайно в одном из своих знаковых произведений - в полиптихе «В провинциальном городе (Все были еще живы)» (1990) - Пеганов использует прием кадрированности: кадр - хроникер отдельных событий и характерных при­мет времени, из которых и складывает­ся архетип конкретной эпохи.

Танго над рекой. 1992. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Пеганов Николай Леонидович - живописец, заслуженный художник Республики Баш­кортостан (1997), член Союза художников СССР (России) с 1980 года.

Родился 30 декабря 1948 года в Москве. В 1952 году семья Пегановых переехала в Уфу.

В 1977 году окончил факультет живописи Московского государственного художес­твенного института им. В. И. Сурикова (ныне - академический; мастерская В. Г. Цыплакова).

В 1977-1983, 1991-2000 годах преподавал живопись и композицию на факультете живописи (ныне - факультет изобразительных искусств) Уфимского государственного института искусств (ныне - Уфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагилова), с 1997 года - доцент.

В 1983-1987, 1991-1997 годах - член правления Союза художников РБ, возглавлял секцию живописи.

Диоген. Холст. Масло. 60х105. 1995

Мустаев Рамиль Хайруллович, живописец. Член СХРФ с 1995 года. Родися в 1952 году в Уфе. В 1980 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. С 1981 года живет и работает в Уфе. С 1985 года участник многочисленных выставок. Работы хранятся в частных коллекциях CША, Великобритании, Германии...

Творческое кредо:

...Меня интересуют необычные зрительные впечатления, неожиданные ассоциации, возникающие вдруг при встрече с многократно виденными предметами и объектами.

...Большая чисти моих работ написана интуитивно, и не однажды предчувствии, заложенные в работах, сбывались через некоторое время...

Справа: Расих Ахметвалиев.

Если ты понял что-то главное, то можно никуда не ездить — твоя сущность останется с тобой. Слова художника Расиха Ахметвалиева. Чуть перелицованные, они звучат тоже вполне по-ахметвалиевски: «Если ты понял что-то главное, то куда бы ни поехал, сущность останется с тобой». Его отъезд, жизнь и работа во Франции, в северном городке Амфлер мало что изменили в творческом облике художника: он все тот же певец изменчивой, ускользающей, излучаю­щей свет женской красоты и тихой мерцающей радости. Его музы по-прежнему счастливы и эфемерны. Их сча­стье, по собственному убеждению Расиха, в том, что они не стремятся быть лучше, чем на самом деле... Хороши такими, какие есть. Шарма в них хватало и без француз­ского опыта, и галльский антураж - покачивающиеся на волнах катера и яхты, играющий с невесомым шар­фом морской ветерок и набережная канала - лишь оттеняют знакомые образы.

В том, что на уфимского художника положил глаз и пригласил работать французский галерист Робер Барто, нет ничего случайного или неожиданного. Пер­вым впечатлением Робера Барто стал вывезенный за рубеж друзьями художника каталог работ Расиха Ахметвалиева. Знакомство состоялось на столичной вы­ставке «Арт-Москва». Галерист признался, что видит в Ахметвалиеве продолжателя традиций французского искусства и пригласил погостить на родине импрессионистов. За десять дней необременительной поездки Расих узнал, что Робер Барто — владелец галерей в Париже, Ницце, Крошвиле, Амфлере, что с ним работают художники со всего света и получил предло­жение заключить контракт.

Христова невеста. 1913. Дерево. Масло. 61 Х 62.

Стоит отметить, что социологизм является определенной характерной чертой основополагающего числа статей искусствоведческого плана, относящегося к советскому времени. Между тем, подобное обстоятельство не минимизирует значения колоссальной деятельности, которая была проделана специалистами советского искусствознания того времени.

Идентично это может относиться и к исследованиям в отношении творчества Нестерова Михаила Васильевича, к которому интерес не угасал свое постоянство и остроту в 50-70-е годы прошлого века. В данном отношении показательным является выставка-юбилей Нестерова, которая проводилась в ленинградских залах художественной Академии. На выставке рядом с уже известными произведениями возымела место ранее неизвестная картина под названием «Душа народа», что является свидетельством стремления предоставить наиболее объективное представление относительно творчества Нестерова.

Определенной попыткой «оправдания» религиозной направленности произведений художника можно считать статью Михайлова. В изобилии цитируя письма Нестерова, конкретными примерами исследователь раскрывает перед читателем сложную обстановку художественных процессов, которые возымели место в начале прошлого столетия и которые предопределили всю «противоречивость творчества Нестерова дореволюционного периода». В статье остро выявляется издавна назревавшая необходимость издать эпистолярное наследие Нестерова, без чего изучение его творчества обладало бы определенной субъективной направленностью.

Разное

Фарфоровая продукция: о начала до конца

News image

Кто нибудь задумывался о том как, к нам в стеллаж или в посудный шкаф попадает, казалось бы элементарная вещь такая как ... Далее

Разное | Вторник, 29 Декабря 2015

Карикатуры от Alberto Arni

News image

Представляем вашему вниманию смешные карикатуры парня из Мексики под именем Alberto Arni. Все работы выполнены довольно ... Далее

Юмор | Четверг, 3 Декабря 2015

Шуточный ролик "Ералаш" (факультет дизайна БЭК)

News image

Шуточный ролик "Ералаш" про моих студентов факультета дизайна БЭК Далее

Юмор | Понедельник, 29 Апреля 2013

Волшебный мир веера.

News image

Веер, этот небольшой, полный очарования пред­мет, в наши дни редко употребляемый, некогда был очень распространён в высш... Далее

Разное | Понедельник, 19 Марта 2012

Альберт Мурзагулов. История одного художника. Часть 4.

News image

Мои друзья Ингрид и Вилли каждую субботу и воскресенье везят меня по всей Восточной Германии: “Мы покажем тебе такие мес... Далее

Разное | Пятница, 9 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта