Написать картину, довести ее от наброска до законченного состояния — это одновременно и наука, и искусство; чтобы проявить тут подлинное умение, необходим долгий опыт.
Э. Делакруа
С именем художника Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века. Изучая творчество художника, необходимо сосредоточить внимание и на его рисунках. В искусствоведческой литературе данный материал специально не рассматривался, и потому его изучение остается актуальным.
Указанная проблема обретает еще большую остроту, если учесть, что в прошлом в культуре исламского мира, в том числе среди башкир и татар, обращение к изображению, к рисунку — сурэт не допускалось шариатом, что послужило причиной сравнительно позднего, замедленного развития изобразительности в художественной культуре, в искусстве этих народов.
Ни в одной из композиций художника Игоря Тонконогого персонаж автора не фигурирует буквально. Ни жанр автопортрета, ни столь излюбленные сегодня исторические переодевания не импонируют Тонконогому. Его присутствие опосредованно и скрыто, оно сублимируется в глубокой личностной мотивации каждого произведения, придающей им безусловное смысловое наполнение. Мысленно выстраивая его работы в ряд, замечаешь, что они тяготеют к серийности, хотя художник вовсе не замышляет их как серии. Это отдельные самостоятельные и самодостаточные работы. Иллюзия же их смысловой преемственности возникает потому, что за каждым рядом работ ясно встает целый этап (фрагмент) жизни самого автора — то есть отрезок пути со всеми присущими ему внутренними изгибами и перипетиями. Творчество — всегда путь. У современного художника Тонконогого этот путь — скорее лабиринт, цепь прохождений, преодолений и постижений. Как во всяком лабиринте, здесь есть тупики, ловушки, топтанье на месте, растерянность и минутная утрата ориентиров. Но за всем этим выход, движение вперед, обещающий прозренье несдавшимся. Именно так — как путь постижения самого себя, как нелегкий поиск маленького «я» в плотном пространстве культуры и времени — логично воспринимать графику нашего героя. И тогда все чрезмерности, заимствования и цитаты обретают смысл, а броская символичность его работ уже не кажется раздражающе узнаваемой. Отсылки к модерну или символизму, экспрессионизму или мифологемам средневековья — вполне осознанные вехи того же лабиринта, точки отсчета для осознания себя в соотнесении с миром Большого Искусства.
Игорь Валерьевич Тонконогий. Родился в 1958 году в городе Стерлитамаке. Специальное образование получил на художественно - графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (1975 — 1980). Живет и работает в Уфе.
Художник - график. Работает в различных техниках печатной станковой графики (офорт, мягкий лак, сухая игла, акватинта, литография, линогравюра, ксилография, монотипия) и в материалах и техниках рисунка (графитный карандаш, пастель, масляная пастель, смешанная техника), иллюстратор книги. Член Союза художников России с 1991 года. С 1979 года участвует в республиканских, зональных, всероссийских, специальных, групповых и международных выставках. С 1996 года - постоянный экспонент известных и престижных в России ежегодных выставок "ART MANEGE", "ART MOSCOW", "Московский Арт-Салон", "Московский международный художественный Салон".
В 1993 и 1994 годах работал по приглашению в Англии, где состоялись три его персональные выставки.
Идея художественной реконструкции событий и образов, символизирующих счастливую жизнь советских людей довоенной поры. - содержательная основа большинства произведений музейной коллекции. В силу своего смыслового единства они составляют отдельную тематическую линию.
Еще в начале 90-х годов один из первых исследователей творчества Николая Пеганова уральский искусствовед Тамара Речкалова определила эту тематическую линию понятием «стертая прелесть старины» и связывала ее появление с начавшейся в эти же годы «экспансией документализма» в изобразительное искусство. Позднее или практически одновременно возник термин «ретро». Наверное, для того времени объективным было и то и другое, но сегодня, когда тематическая линия сформирована полностью, с этой терминологией хотелось бы поспорить, и в первую очередь потому, что в ней отсутствует, на наш взгляд, драматизм изображаемых событий (или, точнее, его предопределенность), который в эмоциональной структуре созданных художником образов актуален не в меньшей степени, чем лирика или романтизм. Это не просто «ретро» или «стертая прелесть старины», а одна крупноформатная картина бытия целого поколения людей, неотрывная от истории страны, картина одного большого счастья Родины, поделенного на счастья миллионов людей, и приближающейся трагедии, также ворвавшейся в дома миллионов. Не случайно в одном из своих знаковых произведений - в полиптихе «В провинциальном городе (Все были еще живы)» (1990) - Пеганов использует прием кадрированности: кадр - хроникер отдельных событий и характерных примет времени, из которых и складывается архетип конкретной эпохи.
Пеганов Николай Леонидович - живописец, заслуженный художник Республики Башкортостан (1997), член Союза художников СССР (России) с 1980 года.
Родился 30 декабря 1948 года в Москве. В 1952 году семья Пегановых переехала в Уфу.
В 1977 году окончил факультет живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова (ныне - академический; мастерская В. Г. Цыплакова).
В 1977-1983, 1991-2000 годах преподавал живопись и композицию на факультете живописи (ныне - факультет изобразительных искусств) Уфимского государственного института искусств (ныне - Уфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагилова), с 1997 года - доцент.
В 1983-1987, 1991-1997 годах - член правления Союза художников РБ, возглавлял секцию живописи.
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...